Отдельные нормы ведения кассовых операций в национальной
валюте в Украине
------------------------------------------------------------------
Уже более года действует постановление Правления Нацбанка
Украины от 19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 ) "Об утверждении
Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в
Украине", зарегистрированное Минюстом Украины 15.03.2001 г.
под № 237/5428, но вопросы относительно правильности ведения
кассовых операций в национальной валюте все еще поступают в
редакцию журнала "Вестник налоговой службы Украины".
Поскольку указанное Положение распространяется на субъектов
предпринимательской деятельности всех форм собственности,
осуществляющих операции с денежной наличностью в национальной
валюте, сегодня мы тщательно рассмотрим конкретные типичные
вопросы относительно применения отдельных норм постановления,
поступивших в последнее время.
Прежде всего многочисленные запросы касаются правомерности
возврата из кассы предприятия денежной наличности работнику в счет
израсходованных им личных денежных средств. При этом возникает
и вопрос: а не будет ли нарушением порядка ведения кассовых
операций выдача такому работнику одноразовой суммы, превышающей
3 тыс. грн.?
В соответствии с п. 2.15 Положения выдача денежной наличности
под отчет производится из касс предприятий при условии полного
отчета подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, то
есть в случае представления в бухгалтерию авансового отчета об
израсходованных средствах. Подотчетные лица обязаны представить в
бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком
денежной наличности авансовый отчет о расходовании полученных в
кассе сумм. В случае приобретения работником предприятия за
собственные наличные денежные средства товаров (продукции, услуг)
он должен отчитываться об израсходованных денежных средствах в
вышеуказанном порядке с предъявлением при этом соответствующих
документов, подтверждающих осуществленные расходы.
Вместе с тем в соответствии с п. 2.3 Положения действуют
ограничения на осуществление наличных расчетов одного предприятия
или предпринимателя с другим предприятием или предпринимателем
через их кассы и кассы учреждений банков в сумме 3 тыс. грн. в
течение одного дня по одному или нескольким платежным документам.
В соответствии с письмом Нацбанка Украины от 27.02.2002 г.
№ 11-113/396 ( v_396500-02 ) указанные ограничения
распространяются и на случаи, когда для предприятия работником
приобретаются товары с использованием собственных наличных
средств, а также наличных расчетов предприятий в оплату за товары,
приобретенные на производственные и хозяйственные нужды за счет
денежных средств, полученных по корпоративным карточкам.
Платежи, превышающие 3 тыс. грн., производятся в безналичном
порядке, и количество предприятий или предпринимателей, с которыми
производятся расчеты в течение дня, не ограничивается.
Следовательно, если работник предприятия на основании
поручения приобретает в собственность предприятия товар за
собственные наличные средства с оформлением соответствующих
документов от лица предприятия, то при таких условиях предприятие
должно возместить работнику израсходованные им собственные
денежные средства с соблюдением указанных требований п. 2.3
Положения.
Кстати, работник предприятия, приобретающий для предприятия и
от лица предприятия товары, действует по поручению этого
предприятия. Гражданский кодекс Украины ( 1540-06 ) (ст. 391) не
обязывает заключать договор поручения только в письменной форме,
поэтому он может быть заключен и в устной форме.
Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском учете операции
по возврату денежных средств подотчетному лицу за приобретение
товаров за собственные денежные средства.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета,
утвержденным приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291, для
учета подотчетных сумм предусмотрен счет 372 "Расчеты с
подотчетными лицами".
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| № | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма,|
|п/п| | | | грн. |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 1 | Предоставлен подотчетным лицом | 281 | 372 | 1250|
| | авансовый отчет за | | | |
| | приобретенные товары | | | |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 2 | Отраженная сумма налогового | 641 | 372 | 250|
| | кредита на основании налоговых | | | |
| | накладных | | | |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 3 | Выдана из кассы предприятия | 372 | 301 | 1500|
| | сумма по авансовому отчету | | | |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
Следует отметить, что ограничения, указанные в п. 2.3
Положения, не распространяются на наличные расчеты предприятий или
предпринимателей между собою при закупке сельскохозяйственной
продукции (перечень которой предусмотрен Государственным
классификатором продукции и услуг ДК 016-97), а также на
добровольные пожертвования, благотворительную помощь, изъятую
органами государственной налоговой службы денежную наличность, на
расчеты за потребленную электроэнергию и в случае использования
денежных средств, выданных на командировку.
Следовательно, в соответствии с Положением, если предприятия
все-таки осуществляют наличные расчеты с другими предприятиями или
предпринимателями свыше установленной предельной суммы, то есть
3 тыс. грн., то в таком случае размер суммы превышения расчетно
прибавляется к фактическим остаткам денежной наличности в кассе на
конец дня плательщика денежной наличности одноразово в день
осуществления этой операции с дальнейшим сопоставлением полученной
расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы. За превышение
установленных лимитов кассы к предприятиям и предпринимателям
применяются штрафные санкции в соответствии с действующим
законодательством Украины.
Следующий вопрос касается правомерности продажи за наличный
расчет основных фондов предприятия.
Поскольку требования Закона Украины от 01.06.2000 г.
№ 1776-III ( 1776-14 ) "О применении регистраторов расчетных
операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (с
изменениями и дополнениями) не распространяются на операции по
продаже основных фондов, принадлежащих предприятию и используемых
для производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг,
предприятие имеет право при продаже своих основных фондов за
наличный расчет производить расчеты без применения РРО через кассу
предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и
выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных
печатью в установленном порядке.
При этом оприходованная денежная наличность должна быть
отражена в кассовой-книге в день получения предприятием наличных
денежных средств.
Некоторые вопросы касаются правильности заполнения авансовых
отчетов. В частности, обязательно ли указывать в авансовом отчете
дату и номер расходного кассового ордера, согласно которому
работнику, который был в командировке, выплачена сумма
перерасходов денежных средств, учитывая то, что на этот момент у
предприятия имеется большая сумма кредиторской задолженности,
которая погашается позже в связи с ограниченным финансированием?
В соответствии с п. 3.3 Положения выдача денежной наличности
из кассы предприятия производится по расходным кассовым ордерам
или платежным ведомостям. Документы на выдачу денежной наличности
из кассы предприятия имеют право подписывать руководитель и
главный бухгалтер или уполномоченные на это лица. Расходный
кассовый ордер, выписываемый в одном экземпляре работником
бухгалтерии и подписываемый руководителем и главным бухгалтером
или уполномоченным на это лицом, регистрируется в журнале
регистрации приходных и расходных кассовых документов, где ему
присваивается номер с указанием даты.
Кассовые документы после составления кассиром отчета и его
обработки в бухгалтерии комплектуются в хронологическом порядке,
нумеруются, переплетаются в отдельные папки и хранятся на
протяжении 36 месяцев после окончания календарного года
материально ответственным лицом.
Следует подчеркнуть, что ответственность за соблюдение порядка
ведения операций с денежной наличностью возложена на
предпринимателей и руководителей предприятий. Лица, виновные в
нарушении порядка ведения операций с денежной наличностью,
привлекаются к ответственности в установленном действующим
законодательством порядке.
В соответствии со ст. 9 Закона Украины от 16.07.99 г.
№ 996-ХIV ( 996-14 ) "О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине" основанием для бухгалтерского учета
хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие
факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы
составляются во время осуществления хозяйственной операции, а если
это невозможно - непосредственно после ее окончания.
В частности, авансовый отчет является первичным документом,
содержащим сведения о хозяйственной операции и подтверждающим ее
осуществление. А в соответствии с п. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона
ответственность за организацию бухгалтерского учета, обеспечение
фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в
первичных документах, сохранность обработанных документов,
регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее
трех лет, несет собственник или уполномоченный орган (должностное
лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с
законодательством и учредительными документами.
------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№23/02, стр. 50
[01.06.2002]
Анна Негода
Бухгалтер-аналитик "Вестника"
------------------------------------------------------------------