Может ли комитент-резидент по договору комиссии купить
иностранную валюту и перечислить ее комиссионеру-резиденту для
приобретения последним оборудования у нерезидента, избежав при
этом штрафных санкций за осуществление расчетов в иностранной
валюте на территории Украины?
Александр Негода прежде всего обращает внимание на то, что
согласно пп. "г: п. 4 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О
системе валютного регулирования и валютного контроля" ( 15-93 )
(далее - Декрет) использование иностранной валюты на территории
Украины как средства платежа требует получения индивидуальной
лицензии НБУ. После этого, приведя определение термина
"использование иностранной валюты как средства платежа",
содержащееся в п. 1.3 Положения о валютном контроле ( z0209-00 )
(далее - Положение), он отмечает, что при перечислении
комиссионеру валюты расчетов за товар как таковых между комитентом
и комиссионером не происходит. Право собственности на
приобретаемые комиссионером материальные ценности принадлежит
комитенту. Таким образом, автор делает первоначальный вывод:
"индивидуальная лицензия комитенту не нужна и штрафные санкции к
нему за осуществление указанной в вопросе операции не должны
применяться".
Однако, с другой стороны, учитывая определение термина
"валютные операции", а также требования пп. "а" п. 4 ст. 5
Декрета ( 15-93 ), автор соглашается с тем, что, поскольку у
комитента, осуществляющего перечисление иностранной валюты
комиссионеру, нет обязательств перед нерезидентом - продавцом
оборудования (контракт на приобретение такого оборудования с
нерезидентом заключает комиссионер-резидент и от своего имени), то
действия комитента-резидента нуждаются в предварительном получении
индивидуальной лицензии НБУ.
В то же время А.Негода считает, что платеж в иностранной
валюте, осуществляемый комитентом комиссионеру для приобретения
импортного оборудования, нельзя с полной уверенностью считать
"использованием иностранной валюты как средства платежа". "Ведь в
п. 1.3 Положения ( z0209-00 ) ничего не сказано о переходе права
собственности на такую иностранную валюту. В данном пункте
говорится о расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги)".
Далее, проанализировав нормы пп. 6.1.2 Инструкции об открытии
банками счетов в национальной и иностранной валюте ( v0520500-99 )
и п. 2.3 Правил осуществления операций на межбанковском валютном
рынке Украины ( z0819-98 ), автор рекомендует комитенту при
заключения договора комиссии на покупку импортного оборудования не
брать на себя обязательств по покупке и перечислению иностранной
валюты комиссионеру. "Если же это уже произошло, то в договоре
комиссии должно быть обязательно указано, что именно на комитента
возлагаются вышеназванные обязательства". При этом основной довод
А.Негоды для защиты от возможных штрафных санкций состоит в
следующем:
"Согласно Декрету ( 15-93 ) валютные операции - это операции,
связанные с переходом права собственности на валютные ценности.
Именно отсутствие перехода права собственности на перечисленную от
комитента комиссионеру иностранную валюту (а не право
собственности на приобретаемые товары) является основным
аргументом в пользу комитента. Несмотря на отсутствие у комитента
обязательств по оплате перед нерезидентом, перечисление комитентом
иностранной валюты комиссионеру не является валютной операцией, то
есть не требует наличия у комитента индивидуальной лицензии НБУ,
необходимой для осуществления данного вида операций".
"НПО Поверхность"
www.mdoffice.com.ua