Санкция неправомерна
и потому вероятна на 99%.
О (не)нарушенных "единоналожных" сроках
------------------------------------------------------------------
Предприятие-"единоналожник" не уплатило в срок до 20 числа
следующего месяца единый налог за первый месяц квартала. Как
избежать финансовых санкций за такое нарушение?
Сразу оговоримся, что с учетом текущей позиции ГНАУ в
отношении сроков уплаты ЕН {1} отбиться от штрафа за просрочку
можно, пожалуй, лишь в суде.
Поэтому нижеприведенными аргументами в пользу нештрафования
реально могут воспользоваться лишь решительные налогоплательщики,
для которых сложности судебных процедур - не преграда.
Вначале вкратце напомним позицию ГНАУ по данному вопросу.
Как известно, сроки уплаты ЕН непосредственно оговорены в
Указе Президента от 28.06.1999 г. № 746/99 ( 746/99 ) {2}, в
соответствии с которым юрлица-"единоналожники" должны уплачивать
ЕН ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца.
В то же время налоговым периодом для представления отчета об
уплате ЕН по Указу является квартал.
Межу тем согласно п/п. 5.3.1 Закона "О порядке погашения..."
( 2181-14 ) (далее - Закон) плательщик должен уплатить сумму
налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих
за последним днем предусмотренного в п/п. 4.1.4 Закона предельного
срока представления налоговой декларации. А так как отчет об
уплате ЕН вполне вписывается в понятие налоговой декларации, то
получается, что по Закону уплатить сумму ЕН плательщик должен не
позднее 50 календарных дней, следующих за отчетным кварталом.
Понятное дело, что ГНАУ не захотела мириться с такой отсрочкой и в
своем письме от 27.03.2001 г. № 4016/7/15-1317 ( v4016225-01 ) {3}
написала, что и после принятия Закона сроки уплаты ЕН не
изменились.
Мы всегда придерживались позиции, что такой подход является
абсолютно неправильным. Соответствующие доводы в пользу его
неприменения были, например, высказаны в "Бухгалтере" № 11'2001 на
с. 52-54. Полагаем, вам имеет смысл ознакомиться с находящейся на
указанных страницах статьей.
В то же время налоговики, продолжая настаивать на своей
позиции в отношении "указных" сроков уплаты ЕН, вначале
высказались только о начислении пени за просрочку 20-дневного
срока {4}, а затем предписали применять за такую неуплату и
штрафные санкции по п/п. 17.1.7 Закона {5}.
Какие же аргументы можно выдвинуть против такого штрафования?
Ну, первым может выступить довод, что исходя из содержания
п/п. 5.3.1 Закона сроки уплаты налогов должны регулироваться
исключительно данным Законом.
Можно также сыграть на том, что до представления отчета
(налоговой декларации) сумму ЕН нельзя считать согласованной, в
связи с чем начисление пени и финсанкций по п/п. 17.1.7 Закона по
несогласованной сумме ЕН неправомерно.
К тому же, если исходить из норм этого подпункта, то указанные
в нем штрафы должны применяться за неуплату налогового
обязательства в срок, установленный этим Законом, - который для ЕН
должен был бы составлять те же 50 календарных дней после окончания
квартала. Таким образом, неуплата "внутриквартальных" платежей по
Закону штрафоваться не должна {6}.
Ну и в качестве самого веского аргумента в суде можно привести
аналогию с коллизией в отношении сроков уплаты налога на прибыль и
НДС, которая на данный момент разрешилась в пользу сроков из
Закона.
Так, в налоговом разъяснении относительно ответственности за
нарушение предельных сроков уплаты согласованного налогового
обязательства по налогу на прибыль предприятий и налогу на
добавленную стоимость {7} и упомянутом Справочнике платежей
налоговики написали, что по НДС и налогу на прибыль пеня и
штрафные санкции из п/п. 17.1.7 Закона применяются за неуплату
согласованного налогового обязательства в течение сроков,
установленных этим Законом.
А так как в ситуации с ЕН возникают те же проблемы, то при их
разрешении не только можно, но и нужно пользоваться
прибыльно-НДСными аналогиями. Тем более что логика рассуждений,
которой налоговики пользовались, признавая, что для НДС и налога
на прибыль санкции должны применяться только по прошествии 10 дней
после представления соответствующей декларации, не может быть иной
в отношении ЕН. Ведь Закон действует одинаково как в отношении НДС
и налога на прибыль, так и в отношении ЕН.
Правда, следует отметить, что непризнание законных сроков
уплаты ЕН налоговики дополнительно аргументируют тем, что этот
налог не входит в перечень видов налогов и сборов (обязательных)
платежей, указанных в Законе "О системе налогообложения"
( 1251-12 ). Однако эта аргументация штрафованию может только
навредить. Ведь если акцентировать внимание на данном факте, то
получается, что Закон "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) со
своими штрафными санкциями ЕН не касается, других же
законодательных норм для "единоналожного" штрафования на настоящий
момент нет. И выходит, что за неуплату ЕН оштрафовать вообще
нельзя. Так что для налоговиков проще и выгоднее Закон "О системе
налогообложения" ( 1251-12 ) применительно к этому налогу забыть,
а то у жалобщика появятся дополнительные аргументы в пользу
нештрафования.
Ну а то, что Закон "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) не
изменил "указные" сроки, - неудивительно. Ведь законодатели не
имеют полномочий вносить изменения непосредственно в акты,
изданные Президентом. Поправки к указам они принимают путем
принятия новых законов на ту же тему, что и президентские указы. В
случае с ЕН таким законом, безусловно, является Закон "О порядке
погашения..." ( 2181-14 ). Так что и эти аргументы налоговиков
критики не выдерживают.
Что ж, как видим, большинство приведенных доводов
свидетельствуют в пользу ненаказания за неуплату месячного ЕН.
Поэтому если уж попали в такое положение, то стоит побороться за
неприменение к вам указанных санкций. Однако в будущем советуем в
такую ситуацию не попадать. Ведь с учетом непредсказуемой позиции
украинских судов в настоящее время никто не даст вам гарантии, что
суд внемлет этим законным основаниям и вынесет решение в вашу
пользу.
{1} Упоминание слова "текущая" применительно к позиции ГНАУ
обусловлено тем, что настроение последней, как известно,
весьма изменчиво. В связи с чем гипотетически возможно и такое
развитие сюжета, когда в далеком или недалеком будущем ГНАУ,
вдруг передумав (как с налогом на прибыль и НДС), предпишет за
ежемесячные "единоналожные" платежи не штрафовать.
{2} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 3т.
{3} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 56.
{4} См. п. IV Методических рекомендаций по администрированию
единого налога, уплачиваемого субъектами малого
предпринимательства - юридическими лицами при применении
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
доведенных письмом ГНАУ от 15.05.2001 г. № 6153/7/15-1317, в
"Бухгалтере" № 38'2002 на с. 36т-37т.
{5} См. Справочник платежей, по которым применяются штрафные
санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед
бюджетами и государственными целевыми фондами", по состоянию
на 01.08.2002 г. в "Бухгалтере" № 37'2002 на с. 22.
{6} Кстати, именно такую позицию налоговики заняли в отношении
квартальных местных платежей, неуплата ежемесячных авансовых
взносов по которым не штрафуется. По этому поводу см. письмо
ГНАУ от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503 (в "Бухгалтере"
№ 37'2002 на с. 21 т-23т) и Справочник платежей, по которым
применяются штрафные санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1
ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и государственными
целевыми фондами", по состоянию на 01.08.2002 г.
{7} Утверждено приказом ГНАУ от 17.07.2002 г. № 343 (см.
"Бухгалтер" № 32'2002, с. 43т-44т).
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№41/02, стр. 42
[01.11.2002]
Влада Карпова
------------------------------------------------------------------