Имеют ли право налоговые органы применить к частному
предпринимателю штрафы, предусмотренные подпунктом 17.1.1
Закона № 2181, в размере 170 грн. за непредоставление
декларации о доходах
------------------------------------------------------------------
В последнее время от частных предпринимателей, которые избрали
обычную систему налогообложения, начали поступать вопросы
о правомерности применения налоговыми органами штрафа за
непредоставление в налоговые органы декларации о доходах в размере
170 грн., предусмотренного подпунктом 17.1.1 Закона Украины "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г.
№ 2181-III ( 2181-14 ).
Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем
проанализировать действующее законодательство.
В первую очередь напомним, что действительно подпунктом 17.1.1
пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) предусмотрено,
что налогоплательщик, который не подает налоговую декларацию в
сроки, определенные законодательством, уплачивает штраф в размере
10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое
непредоставление или его задержку.
Далее в указанной статье отдельным (автономным) подпунктом
17.1.5 указано, что в случае когда контролирующий орган
самостоятельно определяет сумму налогового обязательства
налогоплательщика на основаниях, определенных в подпункте "г"
подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, штрафные санкции
не применяются, за исключением случаев, которые подпадают под
действие подпункта 17.1.7 этого пункта.
Ну что же, обратимся к подпункту "г" подпункта 4.2.2 статьи 4
Закона. В указанном подпункте сказано, что контролирующий орган
обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства
налогоплательщика в случае, если согласно законам по вопросам
налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного
налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий
орган.
До принятия соответствующего Закона о подоходном налоге с
граждан единым нормативным документом по этому вопросу является
Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан"
от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ).
В разделе 14 указанного Декрета определено, что с доходов,
указанных в этом разделе Декрета, налог исчисляется:
а) предприятиями, учреждениями, организациями, физическими
лицами - субъектами предпринимательской деятельности при выплате
ими в течение года доходов гражданам, указанным в этом разделе
Декрета;
б) налоговыми органами на основании деклараций, поданных
гражданами об ожидаемом (оценочном) в текущем году доходе или о
фактически полученных в отчетном календарном году доходах, и
других сведений о доходах граждан, определенных в этом разделе.
Поскольку в разделе 14 Декрета КМ упоминаются и частные
предприниматели, а кроме того отдельно оговорено, что
налогообложение доходов граждан налоговыми органами осуществляется
на основании деклараций граждан об ожидаемом (оценочном) доходе в
текущем году или о фактически полученных ими в течение года
доходах и при этом указано, что граждане, которые занимаются
предпринимательской деятельностью, предоставляют налоговому органу
декларации по результатам каждого отчетного квартала, а также
отчетного года в сроки, определенные законом, то вполне понятно,
что благодаря подпункту 17.1.5 Закона № 2181-III ( 2181-14 ), к
таким частным предпринимателям невозможно применение штрафов ни по
подпункту 17.1.3 (о чем уже дважды сообщила ГНАУ в виде Налоговых
разъяснений), ни по подпункту 17.1.1 (в размере 170 гривен за
непредоставление налоговой декларации).
Отдельные специалисты скажут, что законодатели не могли
предусмотреть такого снисходительного отношения к частным
предпринимателям и физическим лицам, которые имели в течение
отчетного года дополнительные доходы не по месту основной
деятельности (потому что аналогичный принцип распространяется и на
них). Выходит, что могли, и именно это они и предусмотрели.
Однако сказать, что нарушение требований законодательства
относительно своевременного предоставления Декларации о доходах
для этих категорий налогоплательщиков останется безнаказанным,
невозможно.
К этой категории налогоплательщиков, вместо применения штрафов
по подпункту 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ),
законодатели предусмотрели (правильнее будет сказать - оставили)
возможность применения админштрафов согласно пункту 11 статьи 11
Закона Украины от 04.12.1990 г. № 509-XII ( 509-12 ) "О
государственной налоговой службе в Украине".
И на сегодняшний день указанным пунктом Закона предусмотрена
возможность наложения админштрафов на граждан, виновных в
непредоставлении или несвоевременном предоставлении деклараций о
доходах или в отражении в декларации искаженных данных, в
отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и
расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от 1
до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В этом случае интересным будет и тот факт, что Законом
№ 2181-III ( 2181-14 ) были внесены изменения в абзац второй п. 11
ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в
Украине" относительно того, что теперь на руководителей и других
должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в
непредоставлении, несвоевременном предоставлении или
предоставлении по неустановленной форме налоговых деклараций,
админштрафы не налагаются, потому что за такое нарушение к
предприятию, учреждению, организации применяется штраф,
предусмотренный подпунктом 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181-III
( 2181-14 ). Сравните:
Сейчас:
"11) налагать административные штрафы: на руководителей и
других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций,
виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с
нарушением установленного порядка, непредоставлении или
несвоевременном предоставлении аудиторских заключений,
предусмотренных законом, а также платежных поручений на
перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных
платежей), - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом,
которое в течение года было подвержено административному
взысканию за соответствующее правонарушение, - от десяти до
пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан..."
Тогда:
"11) налагать административные штрафы: на руководителей и
других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций,
виновных в занижении суммы налога, другого платежа, сокрытии
(занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии
бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении
его с нарушениями установленного порядка, в непредоставлении,
несвоевременном предоставлении или предоставлении по
неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов,
налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений,
платежных поручений и других документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от пяти до
десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за
те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было
подвержено административному взысканию за одно из указанных
правонарушений, - от десяти до пятнадцати не облагаемых
налогом минимумов доходов граждан..."
Такой подход законодателей к частным предпринимателям и
гражданам, которые имели дополнительные доходы не по основному
месту работы, вполне понятен.
Если, например, на предприятии бухгалтер попал в больницу, то
подать Декларацию в налоговые органы может и его заместитель, и
директор.
Если же в больницу попал сам частный предприниматель, то в
большинстве случаев подать в налоговые органы декларацию о его
доходах некому.
Применение админштрафа к таким категориям налогоплательщиков
при таком нарушении предусматривает возможность руководителя
налогового органа (его заместителя) рассмотреть все
обстоятельства, которые привели к нарушению порядка предоставления
декларации о доходах частным предпринимателем или физическим
лицом, которое имело доходы не по основному месту работы, и
принять решение, при наличии обстоятельств, относительно
применения админштрафа или неприменения админштрафа.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№46/02, стр. 36
[12.12.2002]
А. Винцевич
Гл. гос. налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева
------------------------------------------------------------------