У рекламных агентств налог с рекламы не относится на расходы.
Каков бухгалтерский и налоговый учет операций по получению и
перечислению налога с рекламы?
* * *
Рекламные агентства аккумулируют на своих счетах налог с
рекламы, перечисленный им рекламодателями, и должны перечислять
его в полном объеме в местный бюджет в сроки, установленные
органом местного самоуправления.
Налог с рекламы уплачивают рекламодатели, причем в платежном
поручении сумма налога указывается отдельной строкой.
Рекламодатель - это лицо, которое является заказчиком
рекламы для ее производства и/или распространения, т. е. лицо,
рекламирующее свою продукцию (ст. 1 Закона Украины "О рекламе"
от 03.07.96г. № 270/96-ВР ( 270/96-ВР )). Уплачивают рекламодатели
сумму налога с рекламы на основании счета рекламному агентству,
выполняющему их заказ - предоставляющему услуги по размещению или
установлению изготовленной рекламы.
То есть фактически налогоплательщиком с рекламы является
рекламодатель, а рекламное агентство выступает посредником между
налогоплательщиком и его получателем (местным бюджетом).
Таким образом, для рекламного агентства сумма налога с рекламы
является транзитным платежом, поэтому она не является выручкой от
реализации услуг и при получении от рекламодателя не включается в
состав валового дохода рекламного агентства, а при перечислении в
бюджет - не включается в валовые расходы.
Рекламное агентство имеет право включить указанный налог в
состав валовых расходов в случае рекламы собственных услуг
в соответствии с пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о Прибыли
( 334/94-ВР ), или при привлечении к изготовлению рекламы других
организаций (пп. 5.2.1 Закона о Прибыли).
В бухгалтерском учете все расходы на изготовление рекламы
отражаются в составе расходов на сбыт в соответствии с п. 19
ПБУ 16 "Расходы", утвержденного приказом Минфина Украины
от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ).
Пример
Предприятие заказало рекламному агентству изготовить и
разместить рекламу в печатном издании, для чего был заключен
договор. Ставка налога с рекламы - 0,5% (для рекламы, которая
передается с помощью СМИ, и других видов рекламы, предоставляемой
на длительное время).
Рекламное агентство заказало изготовить макет рекламы в
дизайнерской фирме.
грн.
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
| Стоимость услуг | Сумма | НДС | Налог с |
| | | | рекламы |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
| по договору с заказчиком | 3 800 | 760 | 19 |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
| по договору с дизайнерской фирмой | 2 400 | 480 | 12 |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
В бухгалтерском и налоговом учете рекламного агентства эта
операция отражается следующим образом:
|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |-------|-------| |-----|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Получены средства на | 311 | 681 | 4 579|3 800| - |
| | изготовление рекламы, | 643 |641/ндс| 760| | |
| | в т. ч. НДС и налог с | 645 |641/рек| 19| | |
| | рекламы | {1} | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Перечислен налог с |641/рек| 311 | 19| - | - |
| | рекламы в бюджет | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Перечислены средства | 377 | 311 | 2 892| - |2 412|
| | дизайнерской фирме за |641/ндс| 644 | 480| | |
| | изготовление макета | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Подписан акт о | 361 | 703 | 4 579| - | - |
| | предоставлении услуг | 703 | 643 | 760| | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Начислен налог с | 703 | 645 | 19| - | - |
| | рекламы | | | | | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 | Списана себестоимость | 23 | 377 | 2 412| - |2 412|
| | услуг на изготовление | 23 |65, 661| 1 000| |1 000|
| | рекламы | 903 | 23 | 3 412| | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 | Определен финансовый | 703 | 791 | 3 800| - | - |
| | результат | 791 | 903 | 3 412| | |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
{1} Такого счета не существует, но его следует открыть для
накопления сумм налога с рекламы (для удобства в работе).
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№45/02, стр. 69
[11.11.2002]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------