Новое в применении админштрафов при выявлении ошибок
------------------------------------------------------------------
Админштрафы при выявлении ошибок за предыдущие отчетные
периоды не применяется в случаях, когда плательщик налогов занизил
налоговые обязательства перед бюджетом и "исправился", если же он
ошибся "в другую сторону", то...
Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 20.02.2003 г.
№ 550-IV ( 550-15 ) внесены существенные изменения в порядок
исправления ошибок, самостоятельно выявленных налогоплательщиком.
Теперь абзац первый пункта 17.2 статьи 17 Закона Украины "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г.
№ 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) изложен в новой
редакции:
"17.2. Плательщик налогов, который до начала его проверки
контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения
налогового обязательства истекших налоговых периодов, обязан:
а) или послать уточняющий расчет и уплатить сумму такой
недоимки и штраф в размере пяти процентов от такой суммы до
предоставления такого уточняющего расчета;
б) или отразить сумму такой недоимки в составе декларации по
этому налогу, которая направляется за следующий налоговый
период, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов
от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы
налогового обязательства по этому налогу.
Если после подачи декларации за отчетный период
налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными
показателями до окончания предельного срока предоставления
декларации за этот же отчетный период, то штрафы, определенные
в этом пункте, не применяются.
При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств
административные штрафы не налагаются".
Если проанализировать нововведение, то можно сделать вывод,
что "уточняющих" деклараций теперь не должно быть, ведь речь в
указанном пункте идет только об "уточняющем расчете".
Налогоплательщики уже имеют опыт "общения" с такой формой
документа, ведь для исправления ошибок по НДС они одновременно с
предоставлением уточненной декларации по НДС подавали в налоговые
органы и Приложение № 3, которое имело название "Справка о суммах
НДС, которые увеличивают или уменьшают налоговые обязательства в
результате исправления самостоятельно выявленной ошибки,
допущенной в предыдущих отчетных периодах".
Форма уточняющих расчетов определяется в порядке,
установленном для налоговых деклараций.
Если внимательно прочитать пункт 17.2 Закона № 2181, то
напрашивается вывод, что "исправляться" теперь можно только в
случае выявления факта занижения налогового обязательства, ведь
речь в пункте 17.2 идет только о случае "выявления факта занижения
налогового обязательства".
Однако это не так. Законодатели предусмотрели отдельные
требования относительно исправления ошибок и в другой статье
Закона. Так, согласно пункту 5.1 статьи 5 Закона № 2181 налоговое
обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в
налоговой декларации, считается согласованным с дня предоставления
такой налоговой декларации.
Это налоговое обязательство не может быть обжаловано
налогоплательщиком в административном или судебном порядке.
В то же время вторым предложением абзаца второго указанного
пункта (в последней редакции) предусмотрено, что если в будущих
налоговых периодах (с учетом 1095 дней) налогоплательщик
самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной
налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право
предоставить уточняющий расчет.
Кроме того, теперь налогоплательщик имеет право и не подавать
такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в
составе налоговой декларации за любой последующий налоговый
период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно
выявлены.
К сожалению, наши законодатели частично оставили без внимания
такой случай, как допущение ошибки в Декларации в сторону
завышения налогового обязательства с последующим ее исправлением,
ограничившись только указанием относительно того, что админштраф
не применяется только в случае исправления ошибки, которая привела
к занижению налогового обязательства.
Поэтому автора не удивит, если какой-то "рьяный" проверяющий
задумает применить к руководству налогоплательщика, который
исправил ошибку, связанную с завышением налогового обязательства,
административные штрафы. С примерами применения админштрафов за
такие, якобы, "нарушения" автор уже сталкивался.
Поэтому будем только надеяться, что разработчики Налогового
кодекса учтут все эти возможности, а также все возможности со
стороны проверяющих на эти возможности.
Есть еще одна недоработка в вопросе исправления ошибок.
Предлагаю сравнить отдельные положения пункта 5.1 и пункта 17.2
Закона № 2181:
- из пункта 5.1:
"... если такие уточненные показатели указываются им в составе
налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в
течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены";
- из пункта 17.2:
"б) или отразить сумму такой недоимки в составе декларации по
этому налогу, который направляется за следующий налоговый
период...".
Как могли заметить читатели, в пункте 17.2 нет уточнения "в
течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены".
Здравый рассудок подсказывает, что законодатели имели в виду
одни и те же обстоятельства. Но простите, что написано, то
написано. Да и здравый рассудок бывает разный...
Кто имеет гарантию того, что налогоплательщику не скажут, что
найдя ошибку в расчете налогового обязательства, например, по НДС
за декабрь 2002 г. в апреле 2003 года, он обязан ее исправить в
"следующем" для апреля периоде - в декларации по НДС за май 2003
года с начислением 5% штрафа, а тем временем (до предоставления
декларации по НДС за май) "пожалуют" к такому налогоплательщику "в
гости с проверкой".
Поэтому можно посоветовать нашим законодателям, для избежания
недоразумений между налогоплательщиками и контролирующими
органами, внести дополнение в пункт 17.2 статьи 17 Закона № 2181 в
абзац "б" в виде фразы "в течение, которого такие ошибки были
самостоятельно выявлены". И все становится полностью понятным и
нет двоякого толкования.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№13/03, стр. 40
[28.03.2003]
Константин Прищепа
Аудитор
------------------------------------------------------------------