Где был, где был...
Цветы покупал.
О доказательстве связи бензина с хоздеятельностью
При проверке налоговый инспектор потребовала доказать, что
легковой автомобиль, арендуемый у директора, используется
именно в хозяйственной деятельности.
В наших путевых листах не указывалось, в чем конкретно
заключалось задание водителя, а просто делалась отметка, что
автомобиль поступает в распоряжение директора. Естественно,
вспомнить, при каких именно обстоятельствах автомобиль с
директором наездил 212 км, к примеру, 7 марта, мы не смогли (в
листе только указано время подачи автомобиля - 10-00 - и время
убытия - 18-00). Ввиду отсутствия подтверждения связи с
хоздеятельностью проверяющая изъявила желание исключить
расходы на аренду и бензин из валовых затрат предприятия.
Помогите отстоять затраты.
* * *
Для защиты валовых затрат необходимо:
1) обратить внимание проверяющей на то, что поскольку
Инструкция о порядке применения путевого листа служебного
легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная
приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74 ( z0149-98 ), {1} не
требует указания конкретного маршрута легкового автомобиля, то
предприятие вправе ограничиться сведениями о лице, в распоряжении
которого находился автомобиль, о времени прибытия/выбытия и общем
пробеге. Так что инспектор попросту придирается к вашим путевым
листам (видимо, 8 марта ваш директор не заехал поздравить ее с
известным международным праздником);
2) процитировать придирчивой налоговичке предпоследний абзац
п/п. 5.4.10 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {2}:
"Не включаются в состав валовых затрат <...> расходы,
связанные со стоянкой и парковкой легковых автомобилей, а
также 50 процентов расходов на приобретение горюче-смазочных
материалов для легковых автомобилей и оперативную аренду
легковых автомобилей. При этом плательщик налога освобождается
от обязанностей доказывания связи таких расходов с его
хозяйственной деятельностью".
В приведенном абзаце обратим внимание на последнее
предложение. По нашему мнению, оно, в частности, освобождает от
обязанности доказывания связи с хоздеятельностью тех расходов на
приобретение горюче-смазочных материалов и аренду легкового
автомобиля, которые включаются в валовые затраты. Конечно,
возможен и другой подход: дескать, в данном абзаце п/п. 5.4.10
говорится о том, что 50% расходов на горюче-смазочные материалы и
аренду легкового автотранспорта не включаются в состав валовых
затрат. Так что именно по этим 50% расходов плательщик и
освобождается от обязанности доказывания связи с хозяйственной
деятельностью.
Однако согласиться с этой трактовкой п/п. 5.4.10 нельзя.
Во-первых, такое понимание последнего предложения п/п. 5.4.10
говорит не в пользу умственных способностей законодателя. Зачем
освобождать плательщика от обязанности доказывать связь с
хоздеятельностью в отношении тех расходов, которые и так (по
прямому указанию Закона в силу п/п. 5.4.10) не включаются в
валовые затраты? Доказывай, не доказывай - налоговый учет все
равно не изменится. Так что указанное последнее предложение имеет
смысл, только если толковать его как разрешающее не доказывать
связь с хоздеятельностью именно по тем 50% расходов, которые могут
включаться в валовые затраты.
Во-вторых, необходимо отметить, что плательщик освобожден от
обязанности доказывания связи с хоздеятельностью всех таких
расходов (то есть всех расходов на приобретение ГСМ и оперативную
аренду легковых автомобилей), а не только 50%, которые не
включаются в валовые затраты. Сравните формулировки первого и
второго предложения предпоследнего абзаца п/п. 5.4.10!
Так что на основании п/п. 5.4.10 директору можно и не
вспоминать, где он был 7 марта 2003 года с 10-00 до 18-00. Валовым
затратам {3} такая забывчивость - не преграда.
{1} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 34т-36т.
{2} См. п. 5.4 "Особенности отнесения расходов двойного назначения
в состав валовых затрат плательщика налога" данного Закона в
"Бухгалтере" № 4'2003 на с. 17т-21т.
{3} В пределах 50% расходов.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№27/03, стр. 41
[01.07.2003]
Станислав Погребняк
Консультант Верховной Рады, к.ю.н.
------------------------------------------------------------------