Списание расходов на арендованный автомобиль
Предприятие арендует легковой автомобиль, выплачивает
арендодателю арендную плату, но при эксплуатации автомобиля не
оформляет путевой лист. За что в таком случае предприятие
могут оштрафовать?
* * *
Оштрафовать данное предприятие проверяющие органы могут на
следующих основаниях.
1. За ведение бухгалтерского учета с несоблюдением норм
действующего законодательства, в частности Закона № 996
( 996-14 ), согласно которому основанием для отражения в
бухгалтерском учете хозяйственных операций являются первичные
документы, фиксирующие факт осуществления данных операций. Путевой
лист легкового автомобиля - это первичный документ, в
соответствии с которым производится учет не только
горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), израсходованных при
его эксплуатации, но и рабочего времени водителя. При отсутствии
путевого листа нет оснований для списания ГСМ.
За ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного
порядка органы Государственной контрольно-ревизионной службы
(далее - ГКРС) на основании ч. 1 ст. 164-2 и ст. 234-1 КУоАП
( 80731-10 ) вправе начислить административный штраф в размере
от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее
- НМДГ).
Ответственность за несвоевременное составление первичных
документов (а тем более их не составление) несут лица, в
обязанность которых входит составление и подписание этих
документов.
2. Ввиду того что путевой лист также является первичным
документом, на основании данных которого в налоговом учете
отражается прирост (убыль) балансовой стоимости материалов,
включаемых в состав валовых расходов, отсутствие этого листа не
позволяет включить в состав валовых расходов стоимость ГСМ,
израсходованных при работе автомобиля. Ибо такое включение может
привести к занижению налоговых обязательств по налогу на прибыль,
что повлечет за собой применение штрафных санкций, предусмотренных
ст. 17 Закона № 2181 ( 2181-14 ).
В случае если налогоплательщик самостоятельно, до начала
проверки контролирующими органами, выявит факты занижения
налоговых обязательств, то, как следует из п. 17.2 ст. 17 Закона
№ 2181 ( 2181-14 ), он будет обязан:
- либо направить уточненный расчет и самостоятельно, до
представления расчета, уплатить сумму недоплаты и штраф в размере
5% от суммы недоплаты;
- либо в декларации, представляемой за следующий налоговый
период, отразить сумму недоплаты, увеличенную на сумму штрафа в
размере пяти процентов такой суммы, с соответствующим увеличением
общей суммы налоговых обязательств.
К налогоплательщику, представляющему новую декларацию с
исправленными показателями до истечения предельного срока
представления декларации за такой же отчетный период, штрафы не
применяются.
При выявлении контролирующими органами занижения или завышения
налоговых обязательств, заявленных в налоговой декларации,
начисляется штраф в размере 10% суммы недоплаты за каждый из
налоговых периодов, установленных для такого налога, начиная с
налогового периода, на который приходится такая недоплата, и
заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение
таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего
органа, но не более 50% такой суммы и не менее 10 НМДГ (п. 17.1
Закона № 2181 ( 2181-14 )).
----------------------------------------------------------------
"Баланс"
№37/03, стр. 71
[09.09.2003]
Светлана Москаленко
Бухгалтер-эксперт "Баланс-Клуб"
------------------------------------------------------------------