Размещение рекламных щитов
Земельный участок находится в арендном пользовании у фирмы
согласно договору аренды земельного участка (или земельный
участок приобретен фирмой согласно договору купли-продажи
земли).
С целью получения разрешения на установку на территории
указанных земельных участков внешней рекламы - рекламных щитов
- фирма обратилась в Государственное городское коммунальное
предприятие "Административно-техническое управление" (далее -
АТУ), которое предоставило перечень документов (согласований,
разрешений и т. п.), которые необходимо оформить для получения
разрешения. Наряду с указанными документами также был
предоставлен договор между АТУ и фирмой - заказчиком
рекламного щита, предметом которого является то, что АТУ
предоставляет во временное пользование место для размещения
специальной конструкции.
Просим дать оценку законности требований АТУ относительно
заключения договора о временном пользовании местом для
размещения специальных конструкций, тогда как земельный
участок, являющийся местом размещения рекламы, находится в
законном пользовании фирмы.
* * *
Основополагающим нормативным документом, касающимся вопросов
рекламы, является Закон Украины от 03.07.96 г. № 270 ( 270/96-ВР )
"О рекламе" в редакции Закона Украины от 11.07.03 г. № 1121
( 1121-15 ) "О внесении изменений в Закон Украины "О рекламе".
В ст. 1 названного Закона определено, что к внешней рекламе
относится любая реклама, которая размещается на отдельных
специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных
на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий,
сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей
частью улиц и дорог.
В соответствии со ст. 16 Закона № 1121 ( 1121-15 ) размещение
внешней рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании
разрешений, которые предоставляются исполнительными органами
сельских, поселковых, городских советов, и в порядке,
установленном этими органами на основании типовых правил, которые
утверждаются Кабинетом Министров Украины. При выдаче разрешений на
размещение внешней рекламы вмешательство в форму и содержание
внешней рекламы запрещается.
Постановлением от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ), с
изменениями и дополнениями, Кабинетом Министров Украины утверждены
Типовые правила размещения внешней рекламы. Указанным
постановлением установлено, что за выдачу разрешений на размещение
внешней рекламы плата не взимается. В Типовых правилах дано
определение понятия "место расположения специальной конструкции":
"определенная площадь ... отведенной территории (зеленая зона,
асфальт, грунт), в том числе в черте красных линий городских улиц
и дорог, в полосах отвода автомобильных и железнодорожных дорог,
которые находятся в государственной, коллективной или частной
собственности и предоставляются распространителю рекламы во
временное пользование собственником или уполномоченным им органом
(лицам, указанным в п. 5 ст. 48 Закона Украины от 07.02.91 г.
№ 697 ( 697-12 ) "О собственности") (далее - собственники)". При
этом распространителем рекламы является лицо, которое осуществляет
размещение внешней рекламы (как мы понимаем, в нашем случае это
фирма).
Разрешение - это регистрационный документ установленной формы,
выданный на основании решения исполнительного органа городского
совета, который определяет право распространителя внешней рекламы
на установление отдельной специальной конструкции на определенный
срок и в определенном месте и содержит сведения о распространителе
внешней рекламы, технические характеристики специальной
конструкции, месте ее размещения с привязкой к генеральному плану
местности, фотографический снимок места до и после размещения
специальной конструкции, согласовательную часть и иные необходимые
сведения.
С целью регулирования деятельности в сфере размещения внешней
рекламы исполнительным органом городского совета образовывается
(назначается) рабочий орган, которым в нашем случае является
городское коммунальное предприятие "Административно-техническое
управление", предоставившее проект договора).
К полномочиям рабочего органа в числе иных входят и прием,
регистрация и рассмотрение заявок от распространителей внешней
рекламы на предоставление разрешений; оформление, регистрация и
выдача распространителям внешней рекламы разрешений; ведение
информационного банка данных мест размещения специальных
конструкций, плана их дальнейшего размещения.
Рабочий орган может предоставлять платные услуги, в том числе
за: изготовление топогеодезических материалов съемки местности с
привязкой места размещения наземной специальной конструкции и
обозначения вида работ; разработку проектно-технической
документации для размещения сложных специальных конструкций;
предоставление распространителям внешней рекламы информации о
месте для размещения специальных конструкций, которые находятся в
коммунальной собственности и/или в пределах охранных зон либо
памятников истории и культуры, объектов природно-заповедного
фонда, с учетом состояния существующего строительного фонда,
согласование пунктов 1, 2, 3 согласовательной части разрешения;
предоставление исходных данных на проектирование и разработку
проектно-сметной документации для размещения сложных специальных
конструкций; услуги, связанные с внесением изменений в разрешения.
Для получения разрешения распространитель внешней рекламы
подает рабочему органу заявку по утвержденной в Типовых правилах
форме. К заявке прилагаются документы, исчерпывающий перечень
которых также установлен в Типовых правилах. Разрешение
согласовывается с собственником места, где планируется размещение
специальной конструкции. Отказ в согласовании разрешения может
быть оспорен в суде. Получив все необходимые документы, рабочий
орган готовит и предоставляет руководителю местного органа
исполнительной власти предложения с проектом соответствующего
решения. Местный орган исполнительной власти в течение пяти дней
со дня получения предложения от рабочего органа должен принять
решение о предоставлении разрешения или об отказе в его выдаче.
Отказ в выдаче разрешения также может быть оспорен в суде.
Теперь, непосредственно, что касается вопроса необходимости
заключения договора с рабочим органом - городским коммунальным
предприятием "Административно-техническое управление".
В силу требований п. 25 Типовых правил: "Плата за временное
пользование местами размещения специальных конструкций, которые
находятся в коммунальной собственности, осуществляется на
договорных началах в порядке, который устанавливается местным
органом исполнительной власти (исполнительным органом совета), а
местами, которые находятся в государственной, коллективной и
частной собственности, - на договорных началах с их собственниками
или уполномоченными органами (лицами, указанными в п. 5 ст. 48
Закона Украины "О собственности" ( 697-12 )).
Исходя из вопроса, места размещения специальных конструкций
фирмы не находятся в коммунальной собственности. Следовательно, на
наш взгляд, заключать Договор о временном пользовании местами
размещения специальных конструкций с городским коммунальным
предприятием "Административно-техническое управление" законных
оснований нет.
------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№20/03, стр. 16
[27.10.2003]
Анатолий Бороденко
Юрист
------------------------------------------------------------------