Проверка предприятия инспекциями труда
Их компетенция в случае осуществления контроля
за деятельностью предприятия
------------------------------------------------------------------
Согласно ст. 259 КЗоТ ( 322-08 ), надзор и контроль за
соблюдением законодательства о труде осуществляют специально
уполномоченные органы и инспекции, которые не зависят в своей
деятельности от собственника или уполномоченного им органа.
В соответствий с Положением "О государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной политики", утвержденным
постановлением Кабинета Министров Украины от 02.08.96 г. № 906
( 906-96-п ), государственная инспекция труда Министерства труда и
социальной политики (далее - инспекция труда) осуществляет
государственный контроль за соблюдением законодательства о труде
на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм
собственности.
Инспекция труда контролирует исполнение законодательства о
труде путем проведения проверок предприятий.
Инспекция труда в случаях, предусмотренных законодательством,
составляет протоколы об административных правонарушениях
требований законодательства о труде, а также рассматривает дела об
административных правонарушениях и налагает административные
взыскания согласно законодательству.
Должностные лица государственной инспекции труда имеют право
беспрепятственно посещать предприятия с целью контроля за
соблюдением законодательства о труде, а в случае выявления
нарушений - давать собственнику (руководителю) предприятия или
уполномоченному им органу предписания об их устранении, которые
подлежат обязательному исполнению с уведомлением в месячный срок о
принятых мерах.
Следует отметить, что в п. 6 Положения, где перечислены
вопросы, по которым инспекция труда осуществляет контроль за
соблюдением законодательства о труде, отсутствует вопрос о
занятости населения. В то же время, в ст. 18, 34 Закона Украины
"О занятости населения" ( 803-12 ) отмечено, что контроль за
соблюдением законодательства о занятости населения осуществляют
инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости
населения службы занятости.
Как видно из вышеприведенного, задания, функции и права
инспекции труда закреплены в Положении.
Однако, согласно ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),
органы государственной власти и должностные лица обязаны
действовать только на основании, в пределах полномочий и способом,
которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Конституция и законы Украины не предоставляют право
Государственному инспектору труда осуществлять проверки на
предприятиях.
При этом обращаем внимание на то, что подзаконные
нормативно-правовые акты не могут быть основанием для
осуществления проверки на предприятии.
К тому же, ответственность за недопуск к проверке
Государственного инспектора труда действующим законодательством не
предусмотрена.
Зато Кодекс Украины об административных правонарушениях
( 80731-10 ) (далее - КУоАП) в ст. 188-6 предусматривает
административную ответственность за невыполнение законных
требований должностных лиц государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной политики Украины относительно
устранения нарушений законодательства о труде.
Согласно Инструкции "О порядке наложения штрафов
государственной инспекцией труда Министерства труда и социальной
политики Украины", утвержденной приказом Министерства труда и
социальной политики Украины и Министерства финансов Украины
от 13.02.98 г. № 23/35 ( z0150-98 ), под законными требованиями
должностных лиц инспекции, за невыполнение которых могут
применяться штрафные санкции к должностным лицам предприятий,
учреждений и организаций, независимо от их формы собственности и
ведомственной принадлежности, следует считать документально
оформленные предписания собственникам (руководителям) данного
предприятия об устранении выявленных нарушений трудового
законодательства.
Согласно ст. 254 КУоАП ( 80731-10 ), при совершении
административного правонарушения, в том числе предусмотренного
ст. 188-6 КУоАП ( 80731-10 ), уполномоченное должностное лицо
инспекции составляет протокол об административном правонарушении.
Ст. 230-1 КУоАП ( 80731-10 ) гласит, что органы Министерства
труда и социальной политики Украины рассматривают дела об
административных правонарушениях, связанных с невыполнением
законных требований должностных лиц государственной инспекции
труда Министерства труда и социальной политики Украины.
От имени органов Министерства труда и социальной политики
Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и
налагать административные взыскания имеют право:
Главный государственный инспектор труда -заместитель Министра
труда и социальной политики Украины, его заместители; главные
государственные инспекторы труда территориальных государственных
инспекций труда, их заместители; государственные инспекторы труда
Главной государственной инспекции труда - штраф до девяти не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан; государственные
инспекторы труда территориальных государственных инспекций труда -
штраф до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Кроме этого, ч. 1 ст. 41 КУоАП ( 80731-10 ) предусматривает
административную ответственность за нарушение установленных сроков
выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплату ее не в
полном объеме, а также другие нарушения требований
законодательства о труде.
На основании вышеизложенного считаем, что, в соответствии со
ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и ст. 32 Закона Украины
"О предприятиях в Украине" ( 887-12 ), государственный инспектор
труда может быть правомерно не допущен к проведению проверки
законодательства о занятости на предприятии.
------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№2/03, стр. 27
[27.01.2003]
Максим Драюк
Юрист
------------------------------------------------------------------