Новая пенсионная инструкция:
что важного?
------------------------------------------------------------------
Наконец у нас с вами есть возможность ближе познакомиться с
Инструкцией о порядке исчисления и уплаты страховщиками и
застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное
пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной
постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1 ( z0064-04 )
(далее - Инструкция № 21-1, см. приложение "Документы").
Она пришла на смену устаревшей Инструкции о порядке исчисления
и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
сбора на обязательное государственное пенсионное страхование,
других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд
Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.10.2001г.
№ 16-6 ( z0998-01 ) (далее - Инструкция № 16-6).
Не будем ожидать от новой Инструкции № 21-1 каких-либо
революционных откровений. Все уже определено вступившим в силу с
начала этого года Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV
( 1058-15 ) "Об общеобязательном государственном пенсионном
страховании" (далее - Закон о пенсионном страховании, см.
"Бухгалтерская неделя", 2003, № 37).
Впрочем, некоторые моменты заслуживают того, чтобы рассмотреть
их подробнее.
Плательщики-"упрощенцы"
Новая Инструкция № 21-1 не принесла желанного облегчения
субъектам предпринимательской деятельности (юридическим и
физическим лицам), избравшим упрощенную систему налогообложения
(фиксированный налог, единый налог, фиксированный
сельскохозяйственный налог) и использующим наемный труд.
Напомним, что согласно Закону о пенсионном страховании
указанные плательщики обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд
в части начислений (32%, 4%, 42%). В то же время, как известно, от
таких плательщиков и без того поступают средства в Пенсионный
фонд.
Пенсионный фонд в своем письме от 12.01.2004 г. № 211/04 (см.
"Бухгалтерская неделя", 2004, № 5) пообещал решить проблему
двойного налогообложения следующим образом: часть ставки единого
налога и фиксированного налога, уплаченного физическим лицом -
субъектом предпринимательской деятельности за наемных работников,
зачесть в счет уплаты страховых взносов. Это же касается и
юридических лиц, уплачивающих единый налог.
К сожалению, Инструкция № 21-1 конкретного механизма зачета не
содержит, поэтому до его утверждения "упрощенцам" следует
уплачивать страховые взносы за наемных работников в Пенсионный
фонд в полном объеме.
Вместе с тем обращаем ваше внимание, что сельскохозяйственные
предприятия - плательщики фиксированного сельскохозяйственного
налога в 2004 году освобождены от отдельной уплаты начислений в
ПФУ (32%, 4%, 42%) согласно ст. 102 Закона Украины "О
Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.2003 г.
№ 1344-IV ( 1344-15 ). Как и ранее, взносы в Пенсионный фонд от
таких предприятий будут поступать в составе фиксированного
сельскохозяйственного налога. Что же касается удержаний с доходов
наемных работников (1%, 2%), то они уплачиваются в полном объеме
на общих основаниях.
Отдельный разговор в Инструкции № 21-1 о частных
предпринимателях-"упрощенцах" (плательщиках единого и
фиксированного налогов и членах их семей). Они, по замыслу
идеологов пенсионной реформы, должны уплачивать страховые взносы в
фиксированном размере. Такой размер должен быть установлен: "в
соответствии с законодательством Украины". Однако
законодательством такой размер до сих пор не определен, и поэтому
никаких фиксированных взносов предприниматели-"упрощенцы" платить
не обязаны. Другое дело, что они могут добровольно доплачивать
взносы до минимального размера страхового взноса (см. п. 4.8
Инструкции № 21-1), чтобы не потерять страховой стаж.
Соответствующая процедура определена в разделе 15 Инструкции.
Объект для начисления и удержания пенсионных взносов
В части определения объекта начисления пенсионных взносов
(32%, 4%, 42%) для работодателей Инструкция № 21-1 полностью
дублирует нормы Закона о пенсионном страховании.
С 1 января 2004 года в базу для начисления взносов включаются:
- расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы и прочих поощрительных и компенсационных выплат, в том числе
в натуральной форме, которые определяются согласно
нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом
Украины "Об оплате труда", которые подлежат обложению налогом с
доходов физических лиц;
- расходы на выплату вознаграждений физическим лицам за
выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового
характера, которые подлежат обложению налогом с доходов физических
лиц;
- суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности,
которые осуществляются за счет средств работодателей, и пособие по
временной нетрудоспособности {1}.
Еще раз подчеркиваем, что с 1 января 2004 года работодатели
обязаны начислять пенсионные взносы не только на суммы оплаты
первых пяти дней временной нетрудоспособности, но и на суммы
пособия по временной нетрудоспособности.
Теперь остановимся на удержании пенсионных взносов (1 - 5%) с
доходов наемных работников. Согласно п. 4.4 Инструкции № 21-1
объектом обложения являются суммы дохода застрахованных лиц в виде
заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных
(выплаченных) плательщику согласно условиям трудового или
гражданско-правового договора, которые включаются в состав общего
налогооблагаемого дохода. В связи с такой формулировкой может
возникнуть вопрос: нужно ли удерживать пенсионные взносы (1 - 5%)
из суммы оплаты первых дней временной нетрудоспособности, пособия
по временной нетрудоспособности? С большей долей вероятности можно
сказать "да" (как отмечалось выше, на такие выплаты к тому же
делаются начисления пенсионных взносов). Это объясняется тем, что
такие выплаты классифицируются как "...другие расходы...
начисленные (выплаченные) плательщику согласно условиям
трудового... договора, которые включаются в состав общего
налогооблагаемого дохода". Как известно, оплата времени
нетрудоспособности работника предусмотрена Кодексом законов о
труде Украины.
Ставки взносов и судьба предела "2660 грн."
Ставки взносов по сравнению с прошлым годом не изменились и
определены в Инструкции № 21-1 на уровне, указанном в Законе
Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное
страхование" от 26.06.97 г. № 400 ( 400/97-ВР ):
- 32%, 4% и 42% в части начислений;
- 1 (2)% и 1 - 5% в части удержаний.
Что же касается предельной величины дохода, на которую
начисляются и с которой удерживаются пенсионные и "соцстраховские"
взносы ("пресловутые" 2660 грн.), то отметим следующее.
Предел в размере 2660 грн. установлен постановлением КМУ
от 07.03.2001 г. № 225 ( 225-2001-п ) "О максимальной величине
фактических расходов на оплату труда наемных работников,
налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого
дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых
взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" (с учетом
изменений и дополнений).
В свое время это постановление было издано во исполнение
законов об отдельных видах социального страхования ("от
нетрудоспособности", "от безработицы", "от несчастного случая") и
Указа Президента Украины "Об ограничении максимальной величины
фактических затрат субъектов хозяйствования на оплату труда
работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного
налогооблагаемого дохода, по которым взыскиваются сборы (взносы) в
социальные фонды" от 25.05.98 г. № 506 ( 506/98 ) (далее - Указ
№ 506).
Сейчас сыр-бор вокруг "2660 грн." разгорелся из-за отмены
Указа № 506. Это сделано Указом Президента Украины от 12.01.2004г.
№ 34/2004 ( 34/2004 ).
Однако, по нашему мнению, отмена Указа № 506 свидетельствует
не об отмене максимальной величины расходов на оплату труда, с
которой взимаются социальные взносы, в том числе в Пенсионный
фонд, а о том, что вопрос о соответствующей максимальной величине
урегулирован теперь только законами о социальных взносах, в том
числе и Законом о пенсионном страховании.
Так, в п. 4 ст. 19 этого Закона определено, что страховые
взносы в Пенсионный фонд начисляются на суммы в пределах
максимальной величины, устанавливаемой законом о размере страховых
взносов. Эта максимальная величина ежегодно устанавливается на
уровне величины семи средних заработных плат, сложившейся в
предыдущем календарном году, и не может быть меньше действующей на
день вступления в силу этого Закона максимальной величины
фактических расходов на оплату труда наемных работников,
налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого
дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых
взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды. Аналогичная
ситуация, на наш взгляд, и с остальными "соцстраховскими"
взносами.
Все это в комплексе дает достаточные основания утверждать, что
максимальная величина расходов на оплату труда, с которых
взимаются страховые взносы, в настоящее время для всех страховых
взносов по-прежнему составляет 2660 грн.
Сборы с отдельных видов хозяйственных операций
Со вступлением в силу нового Закона о пенсионном страховании
не отменены, к сожалению, сборы в Пенсионный фонд с отдельных
видов хозяйственных операций (с операций купли-продажи валюты,
недвижимости, легковых автомобилей и т. п.). Более того, в связи с
Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год"
( 1344-15 ) они обрели, так сказать, "второе дыхание".
Поэтому в раздел 7 Инструкции № 21-1 практически без изменений
перекочевали пункты 5.6 - 5.11 {2} Инструкции № 16-6, посвященные
уплате таких пенсионных спецсборов (подчеркнем, именно "сборов", а
не "взносов"). Однако имеется существенное отличие - обязательства
по таким сборам не находят отражения в отчетности. Они просто
уплачиваются в сроки, установленные отдельными пунктами раздела 7
Инструкции № 21-1, но не отражаются в Расчете обязательств по
пенсионным взносам ("приложение 23", аналог прежнего "приложения
22").
Видимо, правильность уплаты этих спецсборов будет проверяться
лишь в ходе документальных проверок.
Пеня и штрафы
Приходится констатировать, что новые пенсионные санкции
гораздо жестче в сравнении с санкциями, установленными Законом
Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке
погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181).
К примеру, пеня за несвоевременную уплату пенсионных
обязательств установлена Законом о пенсионном страховании в
размере 0,1% в день от суммы недоплаты. Это почти в 4,5 раза
больше, чем пеня, установленная Законом № 2181 ( 1,2 x 7% : 365 =
0,023).
Как и следовало ожидать, разделы 9 и 10 Инструкции № 21-1
повторяют статью 106 Закона о пенсионном страховании, где как раз
и идет речь о санкциях.
Впрочем, существует значительная вероятность того, что
Инструкция № 21-1, едва вступив в силу, изрядно "похудеет".
Причина тому - спешно принятый депутатами законопроект 4000-1 "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в
связи с принятием Закона Украины "О Государственном бюджете
Украины на 2004 год" ( 1344-15 ), который имеет все шансы в
кратчайшие сроки быть подписанным Президентом.
Этим законопроектом статья 106 Закона о пенсионном страховании
изложена в новой редакции, в соответствии с которой по пенсионным
взносам будут применяться те же санкции, что и по налогам,
установленные Законом № 2181 (как это было до 1 января 2004 года).
И если указанный законопроект станет Законом (а это произойдет,
если Президент его подпишет), то вместе со статьей 106 Закона о
пенсионном страховании утратят силу и разделы 9 - 10 Инструкции
№ 21-1.
Ну что ж, тем лучше. А мы на этом завершаем обзор новой
Инструкции. Однако дополнительно рекомендуем прочесть статью
"Сроки уплаты взносов и налога с доходов физических лиц при
выплате заработной платы", опубликованную в этом же номере газеты.
{1} Согласно ст. 81 Закона Украины "О Государственном бюджете на
2004 год" пособие по временной нетрудоспособности вследствие
заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на
производстве, застрахованным лицам, которые работают в
бюджетных организациях, выплачивается Фондом социального
страхования Украины по временной потере трудоспособности
начиная с первого дня нетрудоспособности.
{2} За исключением п. 5.9, посвященного сбору с производителей и
импортеров табачных изделий. Этот сбор теперь не уплачивается.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 7(111), стр. 12
[16.02.2004]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------