КОМИТЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА,
ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
П И С Ь М О
11.12.2003 N 06-17-19/759
В Государственную налоговую
администрацию Украины,
в государственную налоговую
инспекцию в Подольском
районе г. Киева,
руководству
ЗАО "Укрнефтесервис",
руководству
ООО "Энерго-сервисная
компания "ЭСКО-Север"
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам
топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной
безопасности рассмотрел совместный запрос Закрытого акционерного
общества "Укрнефтесервис" и Общества с ограниченной
ответственностью "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север", в
пределах своей компетенции сообщаем, что нормами пунктов 7.3 и 7.5
статьи 7 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР ( 168/97-ВР )
"О налоге на добавленную стоимость" установлен порядок начисления
налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на
добавленную стоимость по операциям купли-продажи товаров по
правилу первого события.
В то же время в целях стимулирования и развития отдельных
отраслей народного хозяйства из общего правила первого события
сделаны исключения.
Так, статьей 3 Закона Украины от 02.03.2000 г. N 1521-III
( 1521-14 ) "О временном порядке налогообложения операций по
изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных
материалов" было введено, что при осуществлении операций по
продаже нефти сырой (код 270900009 согласно Гармонизированной
системе описания и кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелых
дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС 271000610, 271000650,
271000690), в том числе изготовленных нефтеперерабатывающими
предприятиями Украины с использованием сырья, добытого на
территории Украины или импортированного, налоговые обязательства
по налогу на добавленную стоимость начисляются по итогам
налогового периода, на который приходится получение [продавцом]
денежных средств или других видов компенсации стоимости таких
товаров от покупателя. При этом право на увеличение налогового
кредита плательщиков налога на добавленную стоимость - покупателей
таких товаров возникает в налоговый период, на который приходится
осуществление оплаты денежными средствами или путем предоставления
других видов компенсации их стоимости (кассовый метод), без
применения статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную
стоимость" ( 168/97-ВР ).
Первоначально при принятии Закона "О временном порядке
налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и
некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) срок действия
кассового метода по налогу на добавленную стоимость был ограничен
нормами статьи 4 Закона: по нефти сырой - до 01.01.2001 г., по
тяжелым дистиллятам (дизельному топливу) - до 01.06.2000 г.
Согласно статье 1 Закона Украины от 21.09.2000 г. N 1962-III
( 1962-14 ) "О внесении изменений в некоторые законы Украины
относительно налогообложения операций по изготовлению и продаже
нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" с
01.10.2000 г. приведенная статья 4 Закона Украины "О временном
порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти
сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) была
исключена, а срок действия кассового метода определения налоговых
обязательств (налогового кредита) по НДС по операциям продажи
(покупки) определенных Законом товаров был продлен без ограничения
сроков применения.
То есть начиная с 01.10.2000 г. и на сегодняшний день
действует правило кассового метода определения налоговых
обязательств (налогового кредита) по НДС, установленное Законом "О
временном порядке налогообложения операций по изготовлению и
продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов"
( 1521-14 ) для операций продажи (покупки) нефти сырой (код
270900000 согласно Гармонизированной системе описания и
кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелых дистиллятов (дизельного
топлива по кодам ГС 271900610, 271000650, 271000690).
Действие правила кассового метода законодательно обосновано и
подтверждено также в предоставленных к запросу адресных ответах:
- ГНИ в Подольском районе г. Киева - письмо от 05.03.2002 г.
N 7797/10/31-09 - на ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север";
- ГНА Украины - письмо от 15.10.2003 г. N 8571/6/15-2415-26 -
на ЗАО "Укрнефтесервис", которые в соответствии с нормами
п/п. 4.4.2 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III "О порядке
погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями)
являются налоговыми разъяснениями, имеющими приоритет над
разъяснениями местных органов государственной налоговой службы и
других контролирующих органов, и используются при обосновании
решений контролирующих органов в ходе проведения апелляционных
процедур и должны были быть учтены ГНИ в Подольском районе г.
Киева при проведении проверки и при проведении процедуры
административного обжалования решений, вынесенных по Актам
проверки предприятия.
Что касается заключений ГНИ в Подольском районе г. Киева по
Актам проверки (акт "О результатах дополнительной документальной
проверки правильности исчисления и своевременности внесения в
бюджет сумм налога на добавленную стоимость Закрытым акционерным
обществом "Укрнефтесервис" за период <...>" и Акт документальной
проверки ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север" <...>)
относительно ограничения действия Закона "О временном порядке
налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и
некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) касательно
операций продажи нефти сырой отечественной добычи, то такие
выводы:
- во-первых, не соответствуют нормам Закона "О временном
порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти
сырой и некоторых горюче-смазочных материалов";
- во-вторых, создают неравные условия налогообложения
операций по продаже (покупке) отечественной нефти по сравнению с
операциями по продаже (покупке) нефти импортированной, что вообще
противоречит целям Закона "О временном порядке налогообложения
операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых
горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) - стимулированию
отдельных хозяйственных операций и сдерживанию роста цен на
горюче-смазочные материалы.
Само название Закона - "О временном порядке налогообложения
операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых
горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ). Но далее по тексту
примененный термин "товары" содержит в себе исключительно товары -
нефть сырая (код 270900000 согласно Гармонизированной системе
описания и кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелые дистилляты
(дизельное топливо по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690).
Единственное условие применения норм Закона "О временном порядке
налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и
некоторых горюче-смазочных материалов" - это соответствие
приведенных товаров кодам Гармонизированной системы описания и
кодирования товаров.
Таким образом, на основании вышеизложенного считаем:
- нормы статьи 3 Закона Украины "О временном порядке
налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и
некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ), которыми
установлен кассовый метод начисления налога на добавленную
стоимость по операциям по продаже (покупке) нефти сырой (код ГС
270900000) и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС
271000610, 271000650, 271000690), являются действующими в
настоящее время и должны применяться предприятиями,
осуществляющими операции продажи (покупки) вышеуказанных товаров;
- Законом Украины "О временном порядке налогообложения
операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых
горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) не установлены какие-либо
дополнительные ограничения применения кассового метода, кроме
соответствия коду Гармонизированной системы описания и кодирования
товаров ( 995_079 ), то есть кассовый метод начисления НДС
распространяется на операции по продаже (покупке) нефти сырой (код
ГС 270900000), импортированной или отечественной добычи, как до
01.01.2001 г., так и после этой даты и тяжелых дистиллятов
(дизельного топлива по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690),
в том числе импортированных или изготовленных
нефтеперерабатывающими предприятиями Украины, как до
01.10.2000 г., так и после этой даты с использованием сырья,
добытого на территории Украины или импортированного без каких-либо
дополнительных ограничений в истории происхождения вышеуказанных
товаров;
- официальная позиция контролирующих органов, изложенная в
письме ГНИ в Подольском районе г. Киева от 05.03.2002 г.
N 7797/10/31-09 и в письме ГНА Украины от 15.10.2003 г.
N 8571/6/15-2415-26, соответствует нормам действующего
законодательства, подтверждается вышеизложенной позицией
профильного Комитета ВР Украины по данному вопросу и должна
применяться предприятиями в работе;
- заключения ГНИ в Подольском районе г. Киева, изложенные в
Актах проверки (акт "О результатах дополнительной документальной
проверки правильности исчисления и своевременности внесения в
бюджет сумм налога на добавленную стоимость Закрытым акционерным
обществом "Укрнефтесервис" <...>", Акт документальной проверки ООО
"Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север" <...>) относительно
неправомерности применения предприятиями кассового метода
определения налоговых обязательств по операциям продажи нефти
сырой (код ГС 270900000) отечественной добычи, являются не
соответствующими нормам действующего законодательства;
- вынесенные по вышеназванным Актам проверки решения о
доначислении налога на добавленную стоимость по признаку
непризнания применения предприятиями кассового метода по НДС по
операциям продажи нефти сырой (код ГС 270900000) отечественной
добычи и соответствующее применение штрафных санкций подлежат
отмене;
- действия ГНИ в Подольском районе г. Киева на этапах
проведения проверок, вынесения решений и проведения процедур
административного обжалования относительно непринятия во внимание
как собственного письма ГНИ в Подольском районе г. Киева от
05.03.2002 г. N 7797/10/31-09, так и письма ГНА Украины от
15.10.2003 г. N 8571/6/15-2415-26 являются нарушающими права
плательщиков налога и нормы п/п. 4.4.2 Закона Украины от
21.12.2000 г. N 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами".
Заместитель Председателя Комитета Н.Лисин