Компенсация части доходов, не выплачиваемых в срок
------------------------------------------------------------------
На сегодняшний день защита граждан от обесценивания денежных
доходов в связи с задержкой их выплаты осуществляется в двух
формах: путем компенсации и индексации таких доходов. Причем
характерно то, что обе формы не исключают одна другую и могут
применяться в комплексе к просроченным суммам. В то же время
ограничение применения права на индексацию, которое Кабинет Ми-
нистров Украины своим постановлением от 21.12.98 г. № 2034 свел к
стоимости одной черты малообеспеченности ( 2034-98-п ), позволяет
утверждать, что компенсация доходов работников затрагивает сегодня
интересы достаточно большого количества субъектов хозяйствования.
Поэтому в сегодняшней публикации мы остановимся сугубо на этой
форме возмещения гражданам обесцененной части доходов. А бухгалте-
рам, для которых проведение индексации доходов работников в
настоящее время актуально, мы предлагаем ознакомиться с ранее
опубликованными в нашей газете материалами - "Индексация доходов:
не опять, а снова..." ("Налоги и бухгалтерский учет", 1999, № 7)
и "Есть у индексации начало, нету индексации конца!.." ("Налоги и
бухгалтерский учет", 1999, № 25).
Ограничение применения права на индексацию, которое Кабинет
Министров своим постановлением (от 21.12.98 г. № 2034 свел к
стоимости одной черты малообеспеченности, позволяет утверждать,
что компенсация доходов работников затрагивает сегодня интересы
достаточно большого количества субъектов хозяйствования.
Ответственность
Несмотря на то что требование о компенсации потери части
заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты присутст-
вует в соответствующих нормативно-правовых актах не первый день,
необходимость этой процедуры в полной мере многие работодатели
осознали совсем недавно. Напомним, что Законом Украины "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об админист-
ративных правонарушениях" от 21.09.2000 г. № 1979-III ( 1979-14 )
("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 72) законодатели сущест-
венным образом ужесточили ответственность должностных лиц за
нарушения, связанные с выплатой заработной платы работникам пред-
приятия (см. таблицу).
Ответственность должностных лиц предприятий * за нарушения,
связанные с выплатой заработной платы работникам
|---------------|------------------------------|-----------------|
|Вид ответствен-| Характер нарушения | Наказание |
|ности | | |
|---------------|------------------------------|-----------------|
|Административ- |Нарушение установленных сроков|Влекут за собой |
|ная ответствен-|выплаты заработной платы, вы- |наложение штрафа |
|ность (статья |плата ее не в полном объеме, а|на должностных |
|41 Кодекса за- |также другие нарушения требо- |лиц предприятий |
|конов о труде) |ваний законодательства о труде|от пятнадцати до |
| | |пятидесяти не об-|
| | |лагаемых налогом |
| | |минимумов доходов|
| | |граждан (от 255 |
| | |грн. до 850 грн.)|
|---------------|------------------------------|-----------------|
| |Повторное в течение года после|Карается штрафом |
| |наложения административного |от пятидесяти до |
| |взыскания нарушение установ- |двухсот не обла- |
| |ленных сроков выплаты заработ-|гаемых налогом |
| |ной платы или выплата ее не в |минимумов доходов|
| |полном объеме, а также другое |граждан (от 850 |
| |грубое нарушение законодатель-|грн. до 3400 |
| |ства о труде, совершенное |грн.) с лишением |
| |должностным лицом предприятия |права занимать |
| | |определенные |
| | |должности или за-|
| | |ниматься опреде- |
| | |ленной деятельно-|
|Уголовная от- | |стью на срок от |
|ветственность | |двух до пяти лет |
|(статья 133 |------------------------------|-----------------|
|Уголовного ко- |Нарушение установленных сроков|Карается лишением|
|декса) |выплаты заработной платы как |свободы на срок |
| |следствие нецелевого использо-|от одного до трех|
| |вания средств, предназначенных|лет или штрафом |
| |для выплаты заработной платы, |до трехсот не об-|
| |совершенное должностным лицом |лагаемых налогом |
| |предприятия |минимумов доходов|
| | |граждан (5100 |
| | |грн.) с лишением |
| | |права занимать |
| | |определенные |
| | |должности или за-|
| | |ниматься опреде- |
| | |ленной деятельно-|
| | |стью на срок до |
| | |трех лет или без |
| | |такового |
|---------------|------------------------------|-----------------|
___________________________________
* Административная и уголовная ответственность, рассматривае-
мая в данной таблице, распространяется на должностных лиц пред-
приятий независимо от форм собственности, должностных лиц учрежде-
ний, организаций, а также на граждан - субъектов предпринимательс-
кой деятельности.
Несмотря на то что требование о компенсации потери части зара-
ботной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты присутствует в
соответствующих нормативно-правовых актах не первый день, необхо-
димость этой процедуры в полной мере многие работодатели осознали
совсем недавно.
Учитывая серьезность наказания за невыплату заработной платы
работникам в срок, хочется предположить, что этот Закон будет
способствовать формированию более ответственного отношения руково-
дителей к установленным на предприятии срокам оплаты труда. По
крайней мере, у руководства предприятий, которые в силу сложного
финансового состояния всетаки вынуждены задерживать выплату зара-
ботной платы, есть убедительные "стимулы" не только не препятство-
вать компенсации просроченных сумм, но и инициировать ее. В
противном случае должностные лица предприятий встанут перед фактом
нарушения трудового законодательства, которое в лучшем случае
влечет за собой наступление административной ответственности в
виде ощутимых штрафов (см. таблицу), а в худшем (если "потянет" на
грубое нарушение) - карается уголовной ответственностью.
После такого небольшого, но существенного замечания перейдем
непосредственно к теме нашей статьи - порядку проведения компенса-
ции доходов работников на предприятии.
Порядок проведения компенсации доходов, не выплаченных в срок
Право работников на компенсацию просроченной заработной платы
предусмотрено статьей 34 Закона Украины "Об оплате труда" от
24.03.95 г. № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ), согласно которой компенса-
ция потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее
выплаты осуществляется в соответствии с индексом роста цен на
потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установлен-
ном действующим законодательством.
Необходимо отметить, что практическая реализация этого права
стала возможной только после утверждения постановлением Кабинета
Министров от 20.12.97 г. № 1427 (далее - постановление о компенса-
ции) ( 1427-97-п ) положения о порядке проведения компенсации. С
другой стороны, не так давно Закон Украины "О компенсации гражда-
нам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты"
от 19 октября 2000 года № 2050-III ( 2050-14 ) (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2000, № 79) (далее - Закон о компенсации)
расширил сферу применения этой формы возмещения гражданам просро-
ченных доходов и, кроме того, предложил несколько другой механизм
ее проведения.
В то же время появление нового и к тому же "узаконенного" по-
рядка осуществления компенсации вовсе не свидетельствует об утрате
своей силы постановления о компенсации. Дело в том, что действие
этого постановления распространяется на просроченные суммы зара-
ботной платы, начисленной работнику за период работы, начиная с
1 января 1998 года, в то время как Закон о компенсации регулирует
порядок проведения компенсации в отношении выплат, начисленных с
1 января текущего года. Очевидно, что сегодня старый и новый
порядки будут применяться параллельно, а выбор одного из них
применительно к конкретным просроченным суммам будет зависеть от
даты начисления соответствующих доходов.
Таким образом, если представить ситуацию, при которой в теку-
щем году работнику погашается задолженность по заработной плате
как за 2000 год, так и за 2001 год, то порядок компенсации такой
задолженности в разрезе указанных двух периодов будет различным:
заработная плата, начисленная в 2000 году, подлежит компенсации по
правилам постановления о компенсации, а в 2001 году - в соот-
ветствии с требованиями Закона о компенсации (практический пример
проведения компенсации будет рассмотрен в данной публикации). Учи-
тывая, что погашение задолженности по заработной плате, начислен-
ной в период с 1 января 1998 года по 1 января 2001 года, затраги-
вает сегодня интересы работников многих предприятий, в данной пуб-
ликации мы рассмотрим оба порядка осуществления компенсации: в
соответствии с постановлением о компенсации и Законом о компенса-
ции.
Действие постановления о компенсации распространяется на прос-
роченные суммы заработной платы, начисленной работнику за период
работы, начиная с 7 января 1998 года, в то время как Закон о ком-
пенсации регулирует порядок проведения компенсации в отношении
выплат, начисленных с 1 января текущего года.
Порядок компенсации работникам потери части заработной платы в
связи с нарушением сроков ее выплаты в соответствии с поста-
новлением о компенсации
Прежде всего отметим, что механизм компенсации в соответствии
с данным документом применяется в случае задержки на один и более
календарных месяцев выплаты заработной платы, если индекс цен за
этот период вырос более чем на один процент.
Таким образом, как и в случае с индексацией доходов, Кабинет
Министров не удержался от установления порога роста цен, превыше-
ние которого позволяет компенсировать потерю части заработной
платы. Правда, на этот раз он составил только 1 %. К тому же еще
раз обращаем ваше внимание на то, что порядок компенсации, который
регулируется данным документом, применяется только к просроченным
суммам заработной платы, начисленной в период с 1 января 1998 года
до 1 января 2001 года.
Порядок компенсации заработной платы, производимой в соот-
ветствии с постановлением о компенсации, включает в себя два
следующих этапа.
1. Определение коэффициента прироста потребительских цен за
период просрочки
Определение этого коэффициента является ключевым моментом
наших расчетов. Согласно п. 3 постановления о компенсации он
"определяется как разница между результатом от деления индекса
потребительских цен в последний месяц перед выплатой суммы задол-
женности на индекс потребительских цен в том месяце, за который
выплачивается заработная плата, и коэффициентом 1".
По своей сути, этот коэффициент призван дать количественное
выражение уровня инфляции, который имел место в течение периода
просрочки заработной платы, поэтому индексы потребительских цен за
"крайние" месяцы периода должны определяться нарастающим итогом с
начала базового года. В противном случае расчет коэффициента
теряет всякий экономический смысл. Действительно, если использо-
вать простые индексы инфляции за соответствующие месяцы, которые,
как известно, показывают изменение уровня цен по отношению к
предыдущему месяцу, то прирост потребительских цен за период прос-
рочки мы не с получим (будет определен показатель, который прак-
тически никакой не информации в себе не несет). Мы не случайно
акцентируем внимание на этом, казалось бы, ясном факте - как вы
могли убедиться, определение коэффициента прироста, которое мы
привели чуть выше, не содержит оговорок о "нарастающем" характере
индексов, так что ошибочное применение простых индексов инфляции,
ежемесячно публикуемых Госкомстатом, все-таки возможно.
Кстати, в том, что именно такой порядок расчета заложен в пос-
тановлении о компенсации, позволяет убедиться условный пример,
который приведен в его приложении. Кроме того, в п. 3 постановле-
ния о компенсации имеется прямая ссылка на применение для расчета
коэффициента прироста индексов потребительских цен, ежемесячно
публикуемых Госкомстатом нарастающим итогом с начала года, в
котором возникла задолженность по заработной плате.
Таким образом, можно утверждать, что расчет коэффициента при-
роста потребительских цен для целей определения сумм компенсации
должен производиться в следующем порядке:
|---------------------------| |---------------------------|
|Индекс потребительских цен | |Индекс потребительских цен |
|по итогам месяца, предшест-| |по итогам месяца, в котором| |-|
|вующего месяцу выплаты за- |:|была начислена заработная | - |1|
|работной платы (нарастающим| |плата (нарастающим итогом с| |-|
|итогом с начала базового | |начала базового года) |
|года) | | |
|---------------------------| |---------------------------|
Как мы уже отметили, индексы "нарастающим итогом" публикуются
Госкомстатом, что избавляет бухгалтера от рутинной работы, связан-
ной с их расчетом на основании обычных индексов (как известно,
расчет индекса цен за соответствующий период заключается в пере-
множении обычных индексов за каждый месяц такого периода). В пред-
ставленной ниже таблице мы предлагаем вам индексы цен по годам,
рассчитанные нарастающим итогом, начиная с января 1998 года.
Индексы потребительских цен, рассчитанные нарастающим итогом
|--------|--------------------------|-----------------|----------|
| Месяц | С начала 1998 года | С начала 1999 |С начала |
| | | года |2000 года |
| |--------|--------|--------|--------|--------| |
| |1998 год|1999 год|2000 год|1999 год|2000 год| |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Январь | 101,3 | 121,8 | 149,6 | 101,5 | 124,7 | 104,6 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Февраль | 101,5 | 123,0 | 154,6 | 102,5 | 128,8 | 108,1 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Март | 101,7 | 124,2 | 157,7 | 103,5 | 131,4 | 110,2 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Апрель | 103,0 | 127,1 | 160,3 | 105,9 | 133,6 | 112,1 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Май | 103,0 | 130,2 | 163,7 | 108,5 | 136,4 | 114,4 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Июнь | 103,0 | 130,3 | 169,8 | 108,6 | 141,5 | 118,7 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Июль | 102,1 | 129,0 | 169,6 | 107,5 | 141,4 | 118,6 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Август | 102,3 | 130,3 | 169,6 | 108,6 | 141,4 | 118,6 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Сентябрь| 106,2 | 132,1 | 174,0 | 110,1 | 145,1 | 121,6 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Октябрь | 112,8 | 133,6 | 176,4 | 111,3 | 147,1 | 123,3 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Ноябрь | 116,2 | 137,4 | 177,1 | 114,5 | 147,7 | 123,8 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Декабрь | 120,0 | 143,0 | 179,9 | 119,2 | 150,1 | 125,8 |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
Итак, если представить ситуацию, при которой заработная плата
за июль 2000 года выплачивается в январе 2001 года, то расчет
коэффициента прироста потребительских цен для целей определения
сумм компенсации за просроченный период определяется как (данные
взяты из графы 7 таблицы):
Индекс за декабрь 2000 года : Индекс за июль 2000 года - 1 =
= 125,8 : 118,6 - 1 = 0,061 {1}.
Так как оба "крайних" месяца находятся в пределах одного года,
то точкой отсчета правильнее выбрать начало именно этого года,
что мы и сделали, воспользовавшись данными графы 7. Хотя не будет
ошибкой, если использовать в примере индексы, рассчитанные с
начала 1998 или 1999 года - соотношение и в том и другом случае
остается. Однако мы вам все-таки рекомендуем ограничиваться рамка-
ми того периода, к которому относятся оба месяца, поэтому наряду с
индексами, рассчитанными с начала 1998 года, предлагаем также
индексы, определенные нарастающим итогом с начала 1999 года и 2000
года. Наши рекомендации связаны с возможным несоответствием (в
пределах третьего знака) коэффициента, рассчитанного с использова-
нием индексов, определенных нарастающим итогом с начала разных
периодов (допустим, в нашем примере мы могли использовать данные
графы 4 или графы 6). Такое несоответствие вызвано необходимостью
округления данных при проведении расчетов.
И заканчивая рассмотрение порядка расчета коэффициента прирос-
та потребительских цен, приведем возможную ситуацию, при которой
погашение задолженности по заработной плате осуществляется в пер-
вых числах месяца, когда индекс инфляции за предыдущий месяц еще
не известен. Эта ситуация предусмотрена в постановлении о компен-
сации, в котором разрешается на период до опубликования индекса по
согласию работника использовать индекс предыдущего месяца. И хотя
в этом документе ничего не говорится о дальнейшей судьбе части
компенсации, рассчитанной на основании "условного" индекса, форму-
лировка "на период до опубликования указанного индекса" позволяет
сделать вывод, что впоследствии сумма компенсации должна быть от-
корректирована с учетом реального индекса инфляции за последний
месяц и соответствующие суммы удержаны с работника (если реальный
индекс оказался ниже условного) или доплачены ему (в противополож-
ной ситуации).
2. Расчет сумм компенсации
Определение сумм компенсации просроченной заработной платы
осуществляется непосредственно умножением коэффициента прироста
потребительских цен на сумму не выплаченной в срок заработной
платы. При этом необходимо помнить, что компенсируются суммы, уже
"очищенные" от налогов и сборов (т. е. после удержания подоходного
налога, сбора в Пенсионный фонд, сбора в Фонд безработицы), а не-
посредственно выплата сумм компенсации производится в том же меся-
це, в котором осуществляется выплата задолженности по заработной
плате за соответствующий месяц.
Определение сумм компенсации просроченной заработной платы
осуществляется непосредственно умножением коэффициента прироста
потребительских цен на сумму не выплаченной в срок заработной
платы. При этом необходимо помнить, что компенсируются суммы, уже
"очищенные" от налогов и сборов.
Пример
В январе 2001 года работнику предприятия выплачивается зара-
ботная плата (после удержания подоходного налога и сборов в
социальные фонды) за июль (250 грн.) и август (300 грн.) 2000
года, а также за декабрь (200 грн.) 1998 года. Определить сумму
компенсации, которая должна быть выплачена работнику.
Данные расчета представим в табличной форме.
|-----------------------------------------|------|---------------|
| |Номер |Количественное |
| Показатель |строки| значение |
| | | показателя |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|1. Сумма заработной платы, подлежащая |
|выплате (грн.): |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за декабрь 1998 года | 1 | 200 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за июль 2000 года | 2 | 250 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за август 2000 года | 3 | 300 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|2. Индекс потребительских цен нарастающим |
|итогом с начала года, в котором возникла |
|задолженность (в процентах): |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - декабрь 1998 года | 4 | 120,0 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь 1998 года - декабрь 2000 года | 5 | 179,9 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - июль 2000 года | 6 | 118,6 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - август 2000 года | 7 | 118,6 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - декабрь 2000 года | 8 | 125,8 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|3. Коэффициент прироста потребительских |
|цен: |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|декабрь 1998 года - декабрь 2000 года | | |
|(строка 5 : строка 4-1) | 9 | 0,499 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|июль - декабрь 2000 года (строка 8 : | | |
|: строка 6-1) | 10 | 0,061 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|август - декабрь 2000 года (строка 8 : | | |
|: строка 7-1) | 11 | 0,061 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|4. Сумма компенсации (грн.): |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за декабрь 1998 года (строка 1 х строка | | |
|9) | 12 | 99,80 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за июль 2000 года (строка 2 х строка 10) | 13 | 15,25 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за август 2000 года (строка 3 х строка | | |
|11) | 14 | 18,30 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|Общая сумма компенсации, выплаченная в | | |
|январе 2001 года (строка 12 + строка | 15 | 133,35 |
|13 + строка 14) | | |
|-----------------------------------------|------|---------------|
Порядок компенсации работникам потери части доходов в связи с
нарушением сроков ее выплаты в соответствии с Законом о компенса-
ции
Отличия этого механизма компенсации в сравнении с рассмотрен-
ным выше следуют уже непосредственно из названий соответствующих
документов. Если в постановлении о компенсации речь идет исключи-
тельно о компенсации просроченной заработной платы, то Закон о
компенсации имеет более широкую область применения и распро-
страняется на доходы граждан в целом, имеющие не единоразовый
характер, к которым, наряду с заработной платой, относятся пенсии,
социальные выплаты, стипендии, другие выплаты. В то же время сам
порядок проведения компенсации для всех видов доходов аналогичен.
Главная же особенность расчета компенсации по просроченным до-
ходам граждан, начисление которых произведено начиная с 2001 года,
заключается в отсутствии в новом порядке оговорок о минимальном
пороге изменения цен. Как было уже отмечено, постановление о ком-
пенсации в качестве условия для получения права на компенсацию
заработной платы устанавливает такой порог в размере 1 %, в то
время как Закон о компенсации такого условия не ставит. То есть
компенсация доходов должна производиться, если в период существо-
вания задолженности прирост цен вообще имел место - независимо от
его размера. В остальном порядок расчета сумм компенсации, скорее
всего, будет аналогичен порядку, установленному постановлением о
компенсации: определенный коэффициент прироста цен за период прос-
рочки умножается на сумму доходов (после удержания соответствующих
налогов и сборов).
Главная особенность расчета компенсации по просроченным дохо-
дам граждан, начисление которых произведено начиная с 2001 года,
заключается в отсутствии в новом порядке оговорок о минимальном
пороге изменения цен...
В то же время мы не случайно высказываем лишь предположение -
в анализируемом законе не обошлось без курьезов. Для наглядности
процитируем положения статьи 3 Закона о компенсации, которая уста-
навливает порядок расчета сумм компенсации просроченных доходов.
"Статья 3. Сумма компенсации исчисляется путем умножения суммы
начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответст-
вующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на
индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за
который выплачивается доход, и месяца перед выплатой суммы задол-
женности во внимание не принимается)".
Если буквально воспринимать эти требования, то сумма компенса-
ции будет включать в себя не только инфляционную составляющую, но
и сумму просроченных доходов, так как индекс инфляции показывает
темп роста (например, цены анализируемого периода : цены базового
периода = 1,1, а по логике для расчетов должен использоваться
прирост цен, который равняется 0,1, но который индексом инфляции
назвать никак нельзя). А если пойти в рассуждениях дальше и
учесть, что Госкомстат официально публикует индекс инфляции в
процентах (то есть в нашем миниатюрном примере будут фигурировать
110 %, а не 1,1), то можно прийти сами понимаете к каким выво-
дам...
Маловероятно, чтобы столь значительные компенсационные выплаты
были заложены в Законе о компенсации. Поэтому "индекс инфляции" в
понятиях этого Закона скорее всего будет соответствовать показате-
лю "коэффициент прироста потребительских цен", расчет которого
определен постановлением о компенсации. Возможно, этот вопрос
будет урегулирован отдельным порядком проведения компенсации, но,
учитывая, что Закон о компенсации утверждения такого порядка не
предусматривает, а сроки, когда он может быть востребован, неумо-
лимо приближаются (например, при расчете сумм компенсации в случае
выплаты зарплаты в марте за январь), бухгалтеру, вполне вероятно,
придется исходить именно из этих предпосылок.
Налоговый и бухгалтерский учет сумм компенсации
Возможность включения сумм компенсации просроченной,заработной
платы в валовые расходы предприятия сегодня не вызывает сомнений
не только среди независимых специалистов в области налогообложе-
ния, но и среди работников налоговых органов, подтверждением чему
служат их многочисленные, а главное - единодушные разъяснения на
страницах различных периодических изданий. Напомним, что основным
аргументом в данном случае выступают положения п.п. 5.6.2 ст. 5
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции
Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (с измене-
ниями и дополнениями), предусматривающие право плательщика налога
на прибыль на отнесение к валовым расходам обязательных выплат, а
также компенсации стоимости услуг, которые предоставляются работ-
никам в случаях, предусмотренных законодательством.
Такое же единодушие наблюдается и в отношении необложения сумм
компенсации подоходным налогом, что соответствует льготному п.п.
"г" п. 1 ст. 5 Декрета Украины "О подоходном налоге с граждан" от
26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), позволяющему не включать в совокуп-
ный налогооблагаемый доход граждан компенсационные выплаты в
денежной и натуральной формах в пределах норм, предусмотренных
действующим законодательством. А это, в свою очередь, "уводит" эти
суммы от удержаний и начислений, сопутствующих сегодня выплате
заработной платы.
В бухгалтерском учете суммы компенсации будут отражены сле-
дующим образом:
|------------------------------|---------------------------------|
| Содержание операции | Корреспондирующие счета |
| |------------------|--------------|
| | дебет | кредит |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Предприятиями, использующими счета класса 8 |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Начислена сумма компенсации в |813 "Компенсацион-|661 "Расчеты |
|связи с нарушением сроков вы- |ные выплаты" |по заработной |
|платы заработной платы | |плате" |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Выплачена сумма компенсации |661 "Расчеты по |30 "Касса" |
|работникам |заработной плате" | |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Предприятиями, не использующими счета класса 8 |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Начислена сумма компенсации в |23 "Производство",|661 "Расчеты |
|связи с нарушением сроков |91 "Общепроизвод- |по заработной |
|выплаты заработной платы |ственные расходы",|плате" |
| |92 "Административ-| |
| |ные расходы", | |
| |93 "Расходы на | |
| |сбыт" | |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Выплачена сумма компенсации |661 "Расчеты по |30 "Касса" |
|работникам |заработной плате" | |
|------------------------------|------------------|--------------|
Среди других возможных вопросов, которые могут возникнуть
перед бухгалтером в связи с начислением и выплатой на предприятии
сумм компенсации, можно обратить внимание разве что на необходи-
мость исключения таких сумм при исчислении средней заработной
платы в случаях ее сохранения (например, при расчете ежегодных
отпусков), а также для обеспечения пособием в связи с временной
нетрудоспособностью, пособием по беременности и родам. Такое тре-
бование закреплено п.п. "л" п. 4 известного Порядка исчисления
средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета
Министров от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ).
Возможность включения сумм компенсации просроченной заработной
платы в валовые расходы предприятия не вызывает сегодня сомнений
не только среди независимых специалистов в области налогообложе-
ния, но и среди работников налоговых органов.
В заключение мы хотим вернуться к проблеме, затронутой в нача-
ле статьи, и еще раз обратить ваше внимание на существование в
настоящее время двух форм возмещения гражданам Украины части прос-
роченных доходов, которые после появления Закона о компенсации
стали очень похожими. Формально и индексация, и компенсация дохо-
дов граждан при определенных условиях (соответствующий порог изме-
нения цен, размер невыплаченных доходов) могут применяться к одним
и тем же просроченным суммам, так как соответствующие нормативные
документы, регулирующие порядок их проведения, имеют юридическую
силу. В то же время единая экономическая сущность обеих форм,
которая заключается в корректировке доходов на уровень инфляции,
заставляет задуматься об уместности их сосуществования. Поэтому
предполагаем, что в дальнейшем свое применение получит "обновлен-
ная" компенсация, а индексация - если не будет упразднена вообще
(просто не будет использоваться), - то, по крайней мере, каким-то
образом преобразована.
Нет, мы вовсе не считаем, что изначально один из механизмов
был лишним. Не получая доходы в срок, работник имеет полное право
получить возмещение, которое бы учитывало инфляционный фактор. И
здесь, по нашему мнению, уместно проведение индексации доходов. В
то же время поправка на инфляцию компенсирует гражданину только
часть расходов, связанных с задержкой выплаты заработной платы.
Ведь, не получая доходы в срок, он несет неявные издержки, выра-
женные, например, в виде утраченных банковских процентов, которые
могли быть получены, если бы заработная плата в период просрочки
находилась на депозите (или, если представить более реальную
ситуацию для украинских граждан, - явные издержки, выраженные в
виде процентов, уплачиваются гражданином по долгам, в которые
пришлось "залезть" в связи с тем, что заработная плата не была
выплачена вовремя). Эти издержки целесообразно компенсировать
путем применения механизма компенсации, не связанного с изменением
цен, но установленного в виде определенного процента за каждый
месяц просрочки (этот процент вполне можно привязать к банковским
ставкам по депозитам).
У нас же, по сути, произошло наложение понятий - механизмов
возмещения как будто два, а на самом деле - один.
{1} В соответствии с п. 3 постановления о компенсации коэффи-
циент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 16/01, стр. 35
[22.02.2001]
А. Лобанов
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------