Согласно Указу Президента Украины от 24.11.94 № 698/94 в целях
компенсации гражданам обесцененных вкладов в учреждениях
Сбербанка Украины и бывшего Укргосстраха установили, что
гражданам Украины на сумму индексации выдаются компенсационные
сертификаты (далее - КС). В п. 2 определено, что КС имеют сво-
бодное обращение и используются для приватизации госимущества.
Просим Вас дать ответы и разъяснения со ссылкой на конкретные
статьи и пункты нормативных документов на следующие вопросы:
1. Подпадает ли покупка КС физическими лицами на вторичном
рынке ЦБ с дальнейшей сдачей их на аукцион в целях приоб-
ретения акций предприятий под действие п. 2 Указа Президента
№ 698/94 в части свободного обращения, т.е. имеют ли право фи-
зические лица приобретать на вторичном рынке КС или в Указе
говорится только о выдаче КС физическим лицам на сумму индек-
сации. Если данная операция законна, то как согласно Закону
должна быть оформлена сделка купли-продажи КС? Когда у физи-
ческого лица появляется право собственности на приобретенные
КС?
2. Является ли законной сделка по обмену по номиналу приобре-
тенных на вторичном рынке КС через приватизационный аукцион на
акции предприятий Украины и подпадает ли она под действие п. 2
Указа от 24.11.94 № 698/94 в части свободного обращения?
3. Возникают ли какие-либо обязательства перед бюджетом по
подоходному налогу у физических лиц, если акции предприятий,
полученные на аукционе в обмен на КС, приобретенные на
вторичном рынке, такие физические лица продали юридическому
лицу? Обязано ли предприятие удержать подоходный налог у физи-
ческих лиц при выплате им денежных средств за приобретенные
акции и направить в ГНИ справку по Форме-2, если у предприятия
нет доказательств приобретения данных акций физическими лицами
в обмен на их КС?
4. Обязаны ли физические лица, продавшие акции юридическому
лицу, подать в ГНИ декларацию о доходах? Если да, то в течение
какого периода и где в декларации они должны отразить сумму
продажи?
* * *
1. В соответствии с Указом Президента Украины "О компенсации
гражданам Украины потерь от обесценивания денежных сбережений в
учреждениях Сберегательного банка Украины и Укргосстраха" от
24.11.94 № 698/94 ( 698/94 ) в Украине была проведена индексация
денежных сбережений граждан Украины в учреждениях Сберегательного
банка Украины и бывшего Укргосстраха, а на сумму индексации выданы
сертификаты.
Пунктом 2 этого Указа предусмотрено, что сертификаты, которые
выдаются на сумму индексации, обращаются свободно и используются
для приватизации государственного имущества, за исключением це-
лостных имущественных комплексов небольших государственных пред-
приятий. При этом пунктом 3 Указа Кабинету Министров было, в част-
ности, поручено совместно с Национальным банком Украины утвердить
порядок выпуска, обращения и погашения сертификатов.
Во исполнение Указа Президента Украины от 24.11.94 № 698
( 698/94 ) Кабинет Министров 7 февраля 1996 года издал постановле-
ние № 161 "О порядке обращения сертификатов, полученных гражданами
Украины в качестве компенсации потерь от обесценивания денежных
сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего
Укргосстраха" ( 161-96-п ), пунктом 1 которого установлено, что в
отношении сертификатов, полученных гражданами Украины в качестве
компенсации потерь от обесценивания денежных Сбережений (далее -
компенсационных сертификатов), между любыми юридическими и физи-
ческими лицами без ограничений и специального разрешения могут
заключаться сделки по их покупке или продаже (по ценам, складываю-
щимся свободно по договоренности между покупателем и продавцом),
дарения и наследования.
Таким образом, физические лица имеют право приобретать компен-
сационные сертификаты (КС) на вторичном рынке КС.
В соответствии со статьей 42 ГК УССР ( 1540-06 ) сделки могут
совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариаль-
ной). Согласно статье 43 ГК УССР ( 1540-06 ) сделки, исполняемые
при самом их совершении, могут совершаться устно, если иное не
установлено законодательством.
Статья 45 ГК УССР ( 1540-06 ) оговаривает, что несоблюдение
требуемой законом формы сделки влечет за собой недействительность
сделки лишь в том случае, если такое последствие прямо указано в
законе.
Поскольку законодательство не содержит требования совершения в
письменной форме сделок по купле-продаже компенсационных сертифи-
катов и тем более не содержит нормы о недействительности устных
сделок купли-продажи компенсационных сертификатов, такие сделки
могут совершаться в устной форме.
В соответствии со статьей 128 ГК УССР ( 1540-06 ) право собст-
венности у приобретателя имущества по договору возникает с момента
передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Передачей признается, в частности, вручение вещей приобретателю.
Таким образом, если между физическими лицами совершается
устная сделка по купле-продаже компенсационных сертификатов, то
право собственности физического лица - покупателя на приобретенные
КС возникает в момент их получения от физического лица - продавца.
При этом право собственности на приобретенные КС подтверждается
непосредственно владением (обладанием) такими КС.
Для справки: статьей 49 Закона Украины "О собственности"
( 697-12 ) предусмотрено, что владение имуществом является право-
мерным, если иное не будет установлено судом, арбитражным судом,
третейским судом. А согласно статье 50 этого закона на требование
о возвращении имущества из чужого незаконного владения устанавли-
вается трехлетняя исковая давность.
2. В соответствии с пунктом 1.3 "Положения о порядке проведе-
ния специализированных сертификатных аукционов за компенсационные
сертификаты", утвержденного приказом Фонда государственного иму-
щества Украины от 05.04.96 № 395 ( v0395224-96 ), специализирован-
ный сертификатный аукцион за компенсационные сертификаты - это
конкурентный способ продажи акций открытых акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации, физическим и юридическим лицам
за компенсационные сертификаты.
Пунктом 4.3 этого положения установлено, что одновременно с
заявлением на приобретение акций на специализированном аукционе
покупатель - физическое лицо подает компенсационные сертификаты на
любую сумму, указанную в заявлении, в наличной форме, или перечис-
ляет их в безналичной форме.
Таким образом, приобретение акций за компенсационные сертифи-
каты на специализированном аукционе соответствует действующему за-
конодательству.
3. В соответствии с частью второй подпункта "з" пункта 1
статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с
граждан" от 26.12.92 № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями и дополне-
ниями, в совокупный облагаемый налогом доход, полученный граждана-
ми в период, за который осуществляется налогообложение, не вклю-
чаются "доходы, полученные от отчуждения гражданами акций и дру-
гих корпоративных прав, которые были приобретены гражданами в про-
цессе приватизации в обмен на их приватизационные или компенса-
ционные сертификаты, а также в пределах их льготного приобретения
за собственные средства работниками приватизируемых предприятий и
лицами, определенными статьей 25 Закона Украины "О приватизации
имущества государственных предприятий".
Таким образом, если компенсационные сертификаты, принадлежащие
гражданину на праве собственности (в том числе приобретенные у
других граждан по устным или письменным сделкам), были обменены на
акции в процессе приватизации, а затем эти акции были проданы, то
полученный от продажи акций доход не подлежит обложению подоходным
налогом.
Частью 4 статьи 13 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан"
( 13-92 ) установлено:
"При осуществлении операций по купле-продаже акций и других
корпоративных прав, кроме приобретенных в случаях, определенных
пунктом "з" статьи 5 настоящего Декрета, надо необлагаемым доходом
гражданина, в том числе зарегистрированного как субъект предприни-
мательской деятельности, считается прибыль, то есть разница между
доходом, полученным от продажи таких акций (других корпоративных
прав) в течение отчетного года, и документально подтвержденными
расходами на их приобретение, понесенными гражданином в течение
отчетного года или предшествующих отчетному году. Прибыль, полу-
ченная гражданином от операций купли-продажи акций и других корпо-
ративных прав, по результатам отчетного года включается в состав
его совокупного годового налогооблагаемого дохода и вносится им в
бюджет в установленные сроки. При этом лицом, ответственным за
внесение налога в бюджет, является такой гражданин".
Таким образом, даже если предприятие не осведомлено об
источниках приобретения физическим лицом акций, оно не имеет права
удерживать подоходный налог с доходов граждан, получаемых ими от
отчуждения акций.
Пунктом "а" статьи 14 Декрета КМУ "О подоходном налоге с
граждан" предусмотрено направление соответствующего сообщения в
налоговую инспекцию только в случае удержания подоходного налога с
гражданина.
4. В соответствии с частью 6 пункта 13 "Инструкции о подоход-
ном налоге с граждан" ( z0064-93 ) по окончании календарного года
граждане, получившие доход от продажи акций и других корпоративных
прав, обязаны до 1 марта следующего года представить в налоговый
орган по месту жительства декларацию о доходах вместе с копиями
документов, подтверждающих расходы на приобретение акций. Налого-
вые органы на основании полученных от граждан деклараций и сведе-
ний, которые поступили от предприятий, учреждений, организаций о
выплаченных гражданам суммах за купленные у них акции, определяют
сумму налога, которую надлежит уплатить гражданину в бюджет по со-
вокупному годовому доходу, учитывая расходы на предыдущее приобре-
тение акций и установленные законодательством льготы (в случае
предъявления гражданами соответствующих документов).
При декларировании доходов, полученных от продажи акций,
приобретенных за компенсационные сертификаты, с декларацией о
доходах необходимо представить документы, подтверждающие факт
приобретения этих акций за компенсационные сертификаты.
Все вышесказанное вытекает из "Инструкции о подоходном нало-
ге с граждан" ( z0064-93 ), требования которой противоречат пунк-
ту 19.1 статьи 19 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан"
( 13-92 ), из которой вытекает обязанность представления деклара-
ции о доходах и расходах для граждан, доходы которых подлежат на-
логообложению в соответствии с Декретом "О подоходном налоге с
граждан".
Справочно. Граждане, виновные в несвоевременном представлении
декларации о доходах или включении в декларацию искаженных данных,
в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и
расходов, для которых установлена обязательная форма учета, прив-
лекаются налоговыми органами к административной ответственности в
виде штрафа в размере одного необлагаемого налогом минимума дохо-
дов граждан.
------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№6/01, стр. 15
[9.02.2001]
И. Сокол
Директор АФ "Капитал"
------------------------------------------------------------------