Для бухгалтерского учета сбора на страхование в связи с вре-
менной потерей трудоспособности Планом счетов предусмотрен субсчет
652 "Расчеты по социальному страхованию". В регистрах бухгал-
терского учета начисления и уплаты сбора в Фонд социального стра-
хования в связи с временной потерей трудоспособности следует
отражать такими записями:
|-----------------------------------|----------------------------|
| Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие |
| | счета |
| |--------------|-------------|
| | дебет | кредит |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
| Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам"|
|----------------------------------------------------------------|
| Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования: |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников, | 822 | 652 |
|занятых производством продукции |--------------|-------------|
| | 23 | 822 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 822 | 652 |
|аппарата управления цехами, |--------------|-------------|
|участками | 91 | 821 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 822 | 652 |
|административно-управленческого |--------------|-------------|
|персонала | 92 | 822 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 822 | 652 |
|отдела сбыта |--------------|-------------|
| | 93 | 822 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 822 | 652 |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- |--------------|-------------|
|щих хозяйств | 949 | 822 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд социального | | |
|страхования | 652 | 311 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
| Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по |
| элементам" |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования: |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников, | 23 | 652 |
|занятых производством продукции | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|аппарата управления цехами, участ- | 91 | 652 |
|ками | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|административно-управленческого | 92 | 652 |
|персонала | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|отдела сбыта | 93 | 652 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- | 949 | 652 |
|щих хозяйств | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд социального | | |
|страхования | 652 | 311 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
Налоговый учет.
Согласно п.п. 5.7.1 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении
прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР,
( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налоге
на прибыль), к валовым расходам налогоплательщика относятся суммы
сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и
другие виды общеобязательного (в том числе государственного) со-
циального страхования физических лиц, состоящих в трудовых отноше-
ниях, начисленные на выплаты, которые согласно п.п. 5.7.1 ст. 5
Закона о налоге на прибыль относятся на валовые расходы, по став-
кам и в порядке, установленным этим Законом.
Суммы сборов на обязательное социальное страхование физических
лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком нало-
га, начисленные на выплаты, которые включаются в валовые расходы
предприятия, отражаются в строке 21 приложения Ж к декларации о
прибыли предприятии, и соответственно в строке 14 самой декларации
о прибыли.
Удержание сбора на страхование в связи с временной потерей
трудоспособности. Плателыциками удержаний сбора на страхование
в связи с временной потерей трудоспособности являются наемные
работники.
Для наемных работников объектом обложения сбором на страхова-
ние в связи с временной потерей трудоспособности являются суммы
оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработ-
ную плату, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обло-
жению подоходным налогом с граждан.
Исходя из такого определения объекта обложения сбором на стра-
хование в связи с временной потерей трудоспособности следует, что
определяющим фактором при включении выплаты в объект обложения
сбором является то, что данные выплаты предназначены наемному
работнику в качестве оплаты труда. Это как раз те выплаты, которые
для работодателя включаются в фонд оплаты труда. И второе обяза-
тельное условие для включения выплат в объект обложения сбором на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности является
обложение ее подоходным налогом.
Что касается ставки сбора на страхование в связи с временной
потерей трудоспособности, то согласно Закону № 2213 она составит:
0,25 % - для наемных работников, заработная плата которых ниже
150 гривень;
0,5 % - для наемных работников, заработная плата которых более
150 гривень.
Исходя из такого определения ставок не совсем ясно (вернее
совсем не ясно), по какой ставке облагается заработная плата наем-
ного работника, если она равна 150 грн. Единственным пока выходом,
на наш взгляд, является проведение аналогии с порядком удержания
сбора в Пенсионный фонд, где ставки таковы:
1 % - с совокупного налогооблагаемого дохода 150 грн. и менее;
2 % - с совокупного налогооблагаемого дохода более 150 грн.
Следовательно, можно предположить, что если заработная плата
наемного работника составляет 150 грн. для удержания сбора на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности следует
применять ставку 0,25 %.
Следует учесть, что так же, как и сбор в Пенсионный фонд, сбор
на страхование в связи с временной потерей трудоспособности (0,5
%) удерживается исходя из всей суммы заработной платы, а не из
суммы, превышающей 150 грн.
Бухгалтерский учет.
В регистрах бухгалтерского учета начисление сбора на страхова-
ние в связи с временной потерей трудоспособности (удержания)
отражаются по Дт 652 и Кт 661.
Следует учесть согласно ст. 21 Закона № 2240 страховые взносы
на страхование в связи с временной потерей трудоспособности начис-
ляются в пределах граничной суммы заработной платы (дохода), кото-
рый определяется Кабинетом Министров Украины. В соответствии с
постановлением № 1064 сбор на страхование в связи с временной
потерей трудоспособности (начисления и удержания) на сумму, превы-
шающую 1000 грн., не начисляется и не уплачивается {7}.
Сроки уплаты сборов в Фонд социального страхования в связи с
временной потерей трудоспособности и отчетность по начислению и
уплате сборов. Порядок и сроки уплаты сбора на страхование в связи
с временной потерей трудоспособности определен в ст. 23 Закона №
2240. В соответствии с данной статьей работодатели уплачивают в
Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспо-
собности разницу между начисленными для работодателей и наемных
работников страховыми взносами и расходами, связанными с предос-
тавлением материального обеспечения и социальных услуг застрахо-
ванным лицам согласно Закону № 2240.
Перечисление указанных сумм путем безналичных расчетов осу-
ществляется работодателями один раз в месяц - в день, установлен-
ный для получения в учреждениях банка средств на оплату труда за
соответствующий период.
Исходя из вышеизложенного создается впечатление, что сбор на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности должен
уплачиваться предприятиями в строго определенный день, независимо
от того, получены фактически в учреждениях банка средства на опла-
ту труда или нет.
Однако это скорее всего не так. И уплачивать сбор на страхова-
ние в связи с временной потерей трудоспособности необходимо один
раз в месяц - в день получения работодателями в учреждениях банков
средств на оплату труда.
Косвенным тому подтверждением служит следующее положение ст.
23 Закона № 2240:
"В случае необеспечения банковскими учреждениями перечисления
страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату
заработной платы банковские учреждения уплачивают за счет собст-
венных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов".
В данном положении речь идет о том, что именно факт получения
денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы
свидетельствует об обязательности одновременной уплаты сбора на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности.
Скорее всего, более четкую информацию о порядке и сроках упла-
ты сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособ-
ности, а также о форме отчетности по начислению и уплате данного
сбора и сроках ее подачи можно будет узнать лишь из соот-
ветствующей инструкции, которая будет утверждена правлением Фонда
социального страхования в связи с временной потерей трудоспособ-
ности.
Ответственность за нарушение законодательства, касающегося
сборов на страхование в связи с временной потерей трудоспособнос-
ти. Согласно ст. 30 Закона № 2240 в случае несвоевременной уплаты
страховых взносов или неполной их уплаты предприятие уплачивает
сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (не-
доимки), штраф и пеню. Раньше за подобные нарушения наложение
штрафа не предусматривалось.
За неполную уплату страховых взносов на предприятие налагается
штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы заработной платы, на
которую согласно Закону № 2240 начисляются страховые взносы, а в
случае повторного нарушения - в трехкратном размере заниженной
суммы.
Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая
действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки
(без учета штрафов) за весь ее срок.
Право налагать указанные выше финансовые санкции имеют руково-
дители исполнительной дирекции Фонда социального страхования в
связи с временной потерей трудоспособности и его отделений, их
заместители.
Сборы в Фонд общеобязательного государственного социального
страхования Украины на случай безработицы
С 1 января 2001 года вступил в силу Закон Украины "Об общеобя-
зательном государственном социальном страховании на случай безра-
ботицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) (далее - Закон №
1533).
Данным Законом определен порядок исчисления и уплаты сбора на
общеобязательное государственное социальное страхование на случай
безработицы (далее - сбор на страхование на случай безработицы).
В первую очередь, следует заметить, что Фонд общеобязательного
государственного социального страхования Украины на случай безра-
ботицы, которому уплачиваются сборы на страхование на случай без-
работицы, является правопреемником ликвидируемого государственного
Фонда содействия занятости населения. Другими словами, сбор на
страхование на случай безработицы можно назвать аналогом сбора на
социальное страхование на случай безработицы, установленного Зако-
ном № 402.
Рассмотрим порядок начисления и уплаты сбора на страхование на
случай безработицы в соответствии с требованиями Закона № 1533.
Так же, как и в случае начисления и уплаты "старого" сбора на со-
циальное страхование на случай безработицы и в случае начисления и
уплаты "нового" сбора на страхование на случай безработицы, его
можно условно подразделить на начисления и удержания.
Начисления сбора на страхование на случай безработицы. Пла-
тельщиками начислений сбора на страхование на случай безработицы
являются предприятия, учреждения, организации, филиалы и предста-
вительства юридических лиц.
Так же, как и в случае со сбором на страхование в связи с вре-
менной потерей трудоспособности, исходя из того, что Фонд общеобя-
зательного государственного социального страхования Украины на
случай безработицы является правопреемником Государственного фонда
содействия занятости населения, на наш взгляд можно считать, что
и в 2001 году не являются плательщиками сбора на страхование на
случай безработицы в части начислений:
- сельскохозяйственные товаропроизводители - участники экспе-
римента по введению единого налога на территории Глобинского
района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области
и Ужгородского района Закарпатской области;
- плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;
- плательщики единого налога;
- субъекты предпринимательской деятельности, приобретшие спе-
циальный торговый патент.
Объектом обложения сбором на страхование на случай безработицы
для указанных плательщиков являются суммы фактических расходов на
оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату
основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных
и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые
определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, приня-
тыми в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", подлежа-
щих обложению подоходным налогом с граждан.
Исходя из этого следует, что в объект обложения сбором на
страхование на случай безработицы включаются выплаты, которые
согласно Инструкции № 323 включаются в фонд оплаты труда и соглас-
но Декрету № 13-92 облагаются подоходным налогом. Отметим измене-
ния, коснувшиеся объекта обложения сбором на страхование на случай
безработицы :
1. При определении объекта обложения речь идет исключительно
о расходах на оплату труда наемных работников. При этом наемный
работник согласно Закону № 1533 - это физическое лицо, работающее
по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении и
организации. Что же касается лиц, выполняющих работы (услуги) сог-
ласно договорам гражданско-правового характера, то они Законом №
1533 выделены в отдельную категорию плательщиков, речь о которой
пойдет ниже.
2. В качестве выплат, на которые не начисляется сбор на стра-
хование на случай безработицы, не указаны выплаты, определенные
Перечнем № 697.
Таким образом, начиная с 01.01.2001 г. те выплаты, которые
указаны в Перечне № 697 и которые входят в фонд оплаты труда и
подлежат обложению подоходным налогом, включаются в базу обложения
сбором на страхование на случай безработицы (компенсация за неис-
пользованный отпуск).
Что касается ставки сбора на страхование на случай безработи-
цы, то она согласно Закону № 2213 составляет до 01.07.2001 г. - 2
%, а с 01.07.2001 г. - 2,5 %.
Бухгалтерский учет.
Для бухгалтерского учета сбора на общеобязательное государст-
венное социальное страхование на случай безработицы Планом счетов
предусмотрен субсчет 653 "Расчеты по социальному страхованию на
случай безработицы".
В регистрах бухгалтерского учета начисление и уплата сбора в
Фонд общеобязательного государственного социального страхования
Украины на случай безработицы следует отражать такими записями:
|-----------------------------------|----------------------------|
| Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие |
| | счета |
| |--------------|-------------|
| | дебет | кредит |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам" |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного |
|социального страхования Украины на случай безработицы: |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников, | 823 | 653 |
|занятых производством продукции |--------------|-------------|
| | 23 | 823 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 823 | 653 |
|аппарата управления цехами, участ- |--------------|-------------|
|ками | 91 | 823 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 823 | 653 |
|административно-управленческого |--------------|-------------|
|персонала | 92 | 823 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату отдела сбыта | 823 | 653 |
| |--------------|-------------|
| | 93 | 823 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 823 | 653 |
|жилищно-коммунальных и |--------------|-------------|
|обслуживающих хозяйств | 949 | 823 |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- | | |
|ного государственного социального | 653 | 311 |
|страхования Украины на случай без- | | |
|работицы | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по элемен- |
|там" |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного |
|социального страхования Украины: |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников, | 23 | 653 |
|занятых производством продукции | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 91 | 653 |
|аппарата управления цехами, | | |
|участками | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|административно-управленческого | 92 | 653 |
|персонала | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | 93 | 653 |
|отдела сбыта | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников | | |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- | 949 | 653 |
|щих хозяйств | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- | | |
|ного государственного социального | 653 | 311 |
|страхования Украины на случай без- | | |
|работицы | | |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
Что касается налогового учета, то суммы сбора на страхование
на случай безработицы, начисленные на выплаты, которые согласно
п.п. 5.6.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль относятся на валовые
расходы, также включаются в валовые расходы на основании п.п.
5.6.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Суммы сбора отражаются в
строке 21 приложения Ж к декларации о прибыли предприятия и строке
14 самой декларации.
Удержание сбора на страхование на случай безработицы. Пла-
тельщиками удержаний сбора на страхование на случай безработицы
являются наемные работники.
Согласно Закону № 1533 не являются плательщиками страховых
взносов лица, которые не подлежат страхованию на случай безработи-
цы:
- работающие пенсионеры и лица, у которых согласно действующе-
му законодательству возникло право на пенсию;
- иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают
по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными
договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Вер-
ховной Радой Украины.
Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождаются:
- застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком и
до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребен-
ком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому заклю-
чению;
- застрахованные лица в части полученного пособия по частичной
безработице.
Для наемных работников объектом обложения сбором на страхова-
ние на случай безработицы являются суммы оплаты труда, включающие
основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощри-
тельные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной
форме), которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан.
Другими словами, определяющим фактором при включении осуществ-
ляемой выплаты в объект обложения сбором является то, что данные
выплаты получены наемным работником в качестве оплаты труда. Это
как раз те выплаты, которые для работодателя включаются в фонд
оплаты труда.
Второе обязательное условие для включения выплаты в объект
обложения сбором на страхование на случай безработицы является
обложение ее подоходным налогом.
Данное изменение определения объекта обложения сбором на стра-
хование на случай безработицы очень существенно, поскольку выпла-
ты, которые не входят в фонд оплаты труда, но облагаются подоход-
ным налогом (например, пособие по временной нетрудоспособности),
начиная с 01.01.2001 года не подлежит обложению сбором на страхо-
вание на случай безработицы, т. е. удержание нз таких выплат не
производится. Кроме того, выплаты, которые производятся предприя-
тием наемному работнику, но которые не имеют отношения к оплате
труда (выплата арендной платы), также не подлежат обложению сбором
на страхование на случай безработицы, поскольку не имеют отношения
к оплате труда.
Что касается ставки сбора на страхование на случай безработицы
(для удержаний данного сбора), то она согласно Закону № 2213 такая
же, как и ранее - 0,5 %.
Бухгалтерский учет.
В регистрах бухгалтерского учета порядок начисления сбора на
страхование на случай безработицы (удержания) отражается по Дт
653 и Кт 661.
Относительно начисления и удержання сбора на страхование на
случай безработицы отметим, что они производятся на фактические
выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины фактических
расходов страхователя на оплату труда наемных работников и дохода
физических лиц, определенной КМУ. Максимальная величина установле-
на постановлением № 1064 и равна 1000 грн {8}.
Несколько слов о порядке уплаты данного сбора лицами, выпол-
няющими работы (услуги) согласно договорам гражданско-правового
характера.
Данные лица согласно п.п. 2.1.3 Инструкции № 339 принимают
участие в общеобязательном государственном социальном страховании
на случай безработицы на добровольных началах. И только в случае
регистрации в качестве плательщиков сбора на общеобязательное
государственное социальное страхование на случай безработицы на
добровольных началах лица, выполняющие работы (услуги) согласно
договорам гражданско-правового характера, самостоятельно уплачи-
вают этот сбор исходя нз суммы налогооблагаемого дохода (прибыли).
Таким образом, предприятия, привлекающие лиц для выполнения
работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, сбор
на страхование на случай безработицы исходя из выплачиваемого
таким лицам вознаграждения не начисляют и не удерживают.
Сроки уплаты сборов в Фонд общеобязательного государственного
социального страхования Украины на случай безработицы. Порядок
уплаты сбора на страхование на случай безработицы определен
Инструкцией о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай безрабо-
тицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государствен-
ного социального страхования на случай безработицы, утвержденной
приказом Министерства труда и социальной политики Украины от
18.12.2000 г. № 339 (далее - Инструкция № 339) {9}.
Согласно п. 5.6 Инструкции № 339 страховые взносы уплачиваются
один раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях
банков средств на оплату труда.
В случае нехватки средств на счете плательщика на выплату
заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме, выда-
ча средств на оплату труда и перечисление страховых взносов в Фонд
общегосударственного социального страхования Украины на случай
безработицы производится в пропорциональных суммах.
В случае выдачи предприятием средств на оплату труда с выручки
от реализации продукции (предоставленных услуг), плательщики обя-
заны не позднее следующего дня после осуществления выплат подать в
учреждения банка платежное поручение на перечисление страховых
взносов.
Отчетность по начислению и уплате сбора в Фонд общеобяза-
тельного государственного социального страхования Украины на слу-
чай безработицы. В соответствии с Инструкцией № 339 работодатели
ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость о
начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобяза-
тельного государственного социального страхования Украины на слу-
чай безработицы, один экземпляр которой подается в центр занятости
по месту регистрации плательщика в следующие сроки: 10 апреля, 10
июля, 10 октября, 15 января.
Несмотря на то что в Инструкции № 339 указаны конкретные
сроки сдачи расчетной ведомости, но нашему мнению, речь шла о
последнем дне сдачи отчетности.
Все экземпляры расчетной ведомости подписываются руководителем
и главным бухгалтером предприятия или организации, составителем и
заверяются печатью. Второй экземпляр отчета, заверенный центром
занятости, остается в бухгалтерии предприятия.
Ответственность за нарушение законодательства, касающегося
сборов в Фонд общеобязательного государственного социального стра-
хования Украины на случай безработицы. Согласно Инструкции № 339
в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или неполной их
уплаты предприятия уплачивают сумму доначисленных контролирующим
органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню. Раньше (до
01.01.2001 г.) за подобные нарушения наложение штрафа не предус-
матривалось.
Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которую
начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в
трехкратном размере определенной суммы.
Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая
действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки
(без учета штрафов) за весь ее срок. Пеня на пеню не начисляется.
Днем уплаты страховых взносов и пени считается:
а) при перечислении платежа со счета плательщика - день списа-
ния учреждением банка суммы платежа;
б) при внесении наличностью - день внесения наличности в
банковское учреждение или предприятия связи.
Начисление пени производится начиная со следующего дня после
наступления срока уплаты страховых взносов и заканчивается днем
уплаты включительно.
Если срок уплаты припадает на выходной (праздничный) день, то
пеня начисляется начиная со следующего рабочего дня после выходно-
го (праздничного) дня.
Кроме того, должностные лица страхователей, виновные в наруше-
нии срока регистрации в качестве плательщика страховых взносов в
Фонд общеобязательного государственного социального страхования
Украины на случай безработицы, несвоевременной и неполной их упла-
те, несут административную ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Право налагать финансовые санкции и административные штрафы
от имени Фонда имеют директор Государственного центра занятости
или его заместители, директор центра занятости Автономной Респуб-
лики Крым, директор областных, Киевского и Севастопольского го-
родских центров занятости и его заместители.
Сборы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний Украины
Согласно Закону Украины от 21.12.2000 г. № 2180-III срок введения
в действие Закона Украины "Об общеобязательном государственном
социальном страховании от несчастного случая на производстве и
профессионального заболевания, послуживших причиной потери трудо-
способности" от 23.09.99 г. № 1105-ХIV ( 1105-14 ) был перенесен с
01.01.2001 на 01.04.2001 г. Связано это прежде всего с отсутствием
всех необходимых законодательных и нормативных документов, которые
бы позволили практически реализовать положения имеющихся уже в
наличии документов:
- Закона Украины "Об общеобязательном государственном социаль-
ном страховании от несчастного случая на производстве и профессио-
нального заболевания, послуживших причиной потери трудоспособнос-
ти" от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее - Закон № 1105);
- Порядка определения страховых тарифов для предприятии,
учреждений и организаций на общеобязательное социальное страхова-
ние от несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания, утвержденного постановлением КМУ от 13.09.2000 г.
№ 1423 ( 1423-2000-п ) (далее - Порядок № 1423). Ознакомим читате-
лей с общими положениями, касающимися порядка начисления и уплаты
сбора на общеобязательное государственное социальное страхование
от несчастного случая на производстве и профессионального заболе-
вания (далее - сбор на страхование от несчастного случая).
Рассматривая порядок начисления и уплаты сбора на страхование
от несчастного случая юридическими лицами, отметим, что данный
сбор* уплачивают исключительно работодатели.
Согласно ст. 47 Закона № 1105 размеры страховых взносов стра-
хователей исчисляются в процентах:
- для предприятий (кроме бюджетных учреждений и организаций) -
к годовому фактическому объему реализованной продукции (работ,
услуг), за исключением суммы налога на добавленную стоимость и
акцизного сбора;
- для бюджетных учреждений и организаций - к годовой сумме
фактических расходов на оплату труда и других выплат наемным ра-
ботникам, подлежащим обложению подоходным налогом.
Размер страхового взноса зависит от класса профессионального
риска производства, к которому отнесено предприятие, скидки к нему
(за низкие уровни травматизма, профессиональной заболеваемости и
надлежащее состояние охраны труда) и надбавки (за высокие уровни
травматизма, профессиональной заболеваемости и ненадлежащее сос-
тояние охраны труда).
Размер указанной скидки или надбавки не может превышать 50 %
страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли эко-
номики (вида работ). Расчет размера страхового взноса для каждого
предприятия осуществляется Фондом социального страхования от не-
счастных случаев в соответствии с Порядком № 1423.
Что касается порядка уплаты сбора на страхование от несчастных
случаев, то в статье 47 Закона № 1105 страхователь осуществляет
страховой взнос в Фонд социального страхования от несчастных слу-
чаев в порядке и сроки, определенные страховщиком (Фондом социаль-
ного страхования от несчастных случаев на производстве и професси-
онального заболевания Украины). Данное положение Закона № 1105
предполагает разработку Инструкции о порядке начисления и уплаты
данного сбора.
В то же время следует отметить, что ст. 49 Закона № 1105
установлено, что плательщики страховых взносов одновременно с
запросом средств на оплату труда представляют банкам платежные
поручения на перечисление страховых взносов в Фонд социального
страхования от несчастных случаев, без которых средства на оплату
труда не выдаются. Относится ли это ко всем плательщикам или
только к бюджетным учреждениям и организациям, у которых объект
обложения сбором является годовой фактический объем реализованной
продукции (работ, услуг), за исключением НДС и акцизного сбора,
остается неизвестным.
Вероятнее всего, это относится ко всем плательщикам, поскольку
никакого указания на то, что это касается только бюджетных учреж-
дений и организаций, нет. Однако окончательный ответ на этот воп-
рос, по всей видимости, будет дан в соответствующей инструкции.
Открытым пока также остается вопрос относительно налогового
учета расходов по уплате сбора на страхование от несчастного слу-
чая.
Для предприятий (кроме бюджетных) единственным, на наш взгляд,
основанием отнесения начисленных (уплаченных) сумм сбора на стра-
хование от несчастного случая являются положения п.п. 5.2.5 ст. 5
Закона о налоге на прибыль. Однако для того чтобы это стало воз-
можным, необходимо внести соответствующие изменения в Закон ВС
УССР "О системе налогообложения" от 25.06.91 № 1251-ХII, с измене-
ниями и дополнениями ( 1251-12 ). А именно, сбор на страхование от
несчастных случаев должен быть указан в перечне общегосударствен-
ных налогов и сборов, установленных ст. 14 данного Закона.
Обращает на себя внимание положение Закона № 1105 относительно
налогового учета надбавок к страховым тарифам. Согласно ст. 47
Закона № 1105 "Суммы надбавок к страховым тарифам и штрафов упла-
чиваются страхователем из суммы прибыли, а при отсутствии прибыли
относятся на валовые расходы производства..."
Абсурдность данного положения очевидна. Но будем надеяться,
что в соответствующей инструкции это будет учтено (хотя, где необ-
ходимо исправлять, так это в самом Законе № 1105).
Как видно из анализа положений имеющихся законодательных и
нормативных документов относительно порядка начисления и уплаты
сбора на страхование от несчастного случая возникает больше
вопросов, чем ответов, и связано это с отсутствием соответствующих
нормативных документов, которые, мы надеемся, будут приняты в
ближайшем будущем. В связи с этим рекомендуем вам следить за пуб-
ликациями в газете "Налоги и бухгалтерский учет".
{1} Сроки регистрации застрахованных лиц и оформления страхо-
вых свидетельств на дату составления спецвыпуска установлены не
были.
{2} См. газету "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 17.
{3} Следует учесть, что для отдельных категорий плательщиков
дополнительно установлено обязательство по уплате сбора в Пенсион-
ный фонд, объектом обложения которым являются фактические расходы
на выплату и доставку пенсий. В связи с тем, что круг плательщиков
данного сбора довольно узок, в рамках данной публикации он рас-
сматриваться не будет.
{4} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических
расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого до-
хода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
{5} При расчете однодневного размера ставки пени применяется
округление до двух знаков после запятой в общем порядке арифмети-
ческого округления.
{6} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 18
{7} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических
расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого
дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
{8} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических
расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого
дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
{9} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 11.
-----------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет. Спецвыпуск"
№ 06/01, стр. 31
[26.03.2001]
Т. Онищенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
-----------------------------------------------------------------