Социальное страхование или комбинация из трех законов
------------------------------------------------------------------
В конце прошлого тысячелетия, приблизительно в 1998 году н.э.,
органом законодательной власти молодой суверенной республики
Украина (Верховной Радой) был принят неопределенного статуса доку-
мент - Основы законодательства Украины об общеобязательном госу-
дарственном социальном страховании {1} (далее - Основы), заложив-
ший принципы и общие правовые, финансовые, организационные основы
общеобязательного государственного социального страхования своих
граждан. Действовавшая до недавнего времени система социальной
защиты перестала удовлетворять потребности демократически наст-
роенной нации. Поэтому брошенные парламентом в те далекие времена
зерна социальной заботы о своем народе не пропали даром, а дали
первые всходы (проросли) в виде законов, которые мы рассмотрим в
данной консультации.
Для начала напомним читателю, что в соответствии с вышеупомя-
нутыми Основами предусматривается внедрить в жизнь следующие виды
общеобязательного государственного социального страхования:
- пенсионное страхование;
- страхование в связи с временной потерей трудоспособности и
расходами, обусловленными рождением и погребением (далее - страхо-
вание от временной нетрудоспособности);
- медицинское страхование;
- страхование от несчастного случая на производстве и профес-
сионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудо-
способности;
- страхование на случай безработицы;
- другие виды страхования, предусмотренные законами Украины.
Все граждане, подлежащие общеобязательному государственному
социальному страхованию, получат единое свидетельство на все виды
страхования. Порядок выдачи и образец такого свидетельства уже
утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 22.08.2000
г. № 1306 ( 1306-2000-п ).
На сегодняшний день окончательно не урегулированы вопросы
страхования от несчастного случая на производстве и профессиональ-
ного заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособнос-
ти (Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105 вступает в силу с 1 апреля
2001 года, но к нему парламентариями еще не установлены страховые
тарифы), и медицинского страхования (в кулуарах Верховной Рады
находится на рассмотрении лишь законопроект "О проведении в Киеве
и Киевской области эксперимента по введению обязательного социаль-
ного медицинского страхования").
В данный момент внимание передовой общественности приковано к
проблемам страхования от временной нетрудоспособности и на случай
безработицы. На смену действовавшему ранее Закону № 402 приняты не
только отдельные законы по каждому виду страхования, но даже за-
конодательно установленные к ним размеры взносов, а значит, голов-
ной боли стало больше, и в этом мы с вами сейчас убедимся.
Страхование на случай безработицы
Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу-
дарственного социального страхования, регулируются Законом № 1533
( 1533-14 ) и Законом № 2213 ( 2213-14 ).
В соответствии со ст. 7 Закон № 1533 призван обеспечивать сле-
дующие виды социальных услуг:
- пособие по безработице, в том числе единовременная его вып-
лата для организации безработным предпринимательской деятельности;
- пособие по частичной безработице;
- материальная помощь в период профессиональной подготовки,
переподготовки или повышения квалификации безработного;
- материальная помощь по безработице, единовременная мате-
риальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся
на его иждивении;
- помощь на погребение в случае смерти безработного или лица,
находившегося на его иждивении.
Итак, Закон № 1533 вступил в силу с 01.01.2001 г., но размер
страховых взносов, который согласно п. 2 ст. 17 этого Закона
должен ежегодно устанавливаться Верховной Радой одновременно с
утверждением Государственного бюджета Украины на текущий год,
Законом о госбюджете на 2001 год установлен не был. О нем забыли.
Однако 22 февраля в газете "Урядовий кур'ґр" был опубликован Закон
№ 2213, исправляющий эту оплошность.
Вот и первая задача. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 2213
он вступает в силу с 01.01.2001 г. Но такое положение противоречит
норме ст. 94 Конституции, гласящей, что законы Украины вступают в
силу через 10 дней со дня официального обнародования, если иное
не предусмотрено самими законами, но не ранее дня их опубликова-
ния. К условию задачи добавим также и то, что согласно п. 5 ст. 6
указанного Закона одновременно со вступлением его в силу признает-
ся утратившим силу Закон № 402.
Какие размеры взносов на общеобязательное государственное со-
циальное страхование на случай безработицы следует применять с 1
января 2001 года?
Следуя норме Конституции Украины, а также исходя из того, что
размер страховых взносов должен устанавливаться отдельным законом,
можно сделать такой вывод: с 01.01.2001 г. по 21.02.2001 г. Закон
№ 1533 применялся в части, не касающейся начисления и уплаты сбо-
ра, поэтому до 21 февраля включительно необходимо применять ставку
сбора, установленную Законом № 402, а с 22 февраля - размер взно-
са, установленный Законом № 2213. Следовательно, начисленную сумму
сбора на выплаты за январь 2001 года оставляем без изменений. А
вот за февраль сбор придется рассчитывать пропорционально рабочим
дням в этом месяце.
Очень приятно, что такой вывод совпадает с мнением Госу-
дарственного центра занятости Министерства труда и социальной по-
литики Украины, изложенным в письме № ДЦ-05-218, опубликованном в
данном номере еженедельника "ГлавБух" на стр. 29 ( v-218203-01 ).
В консультации "Социальное страхование: экспресс-анализ новых
законов", опубликованной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001, стр.
37, наглядно представлены в табличной форме плательщики, объект
налогообложения и применяемые размеры взносов на случай безрабо-
тицы. Дабы не повторяться лишний раз, заострим внимание на некото-
рых важных положениях Законов № 1533 и № 2213.
Во-первых, при определении объекта исчисления взносов теперь
не используется Перечень № 697 видов оплаты труда и других выплат,
которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной
платы для назначения пенсий.
Во-вторых, граждане, выполняющие работы (услуги) по договорам
гражданско-правового характера, выделены в категорию лиц, обеспе-
чивающих себя работой самостоятельно и принимающих участие в стра-
ховании на добровольных началах. Поэтому выплаты по договорам
гражданско-правового характера, несмотря на то, что они согласно
Инструкции № 323 входят в состав фонда оплаты труда и подлежат
обложению подоходным налогом с граждан, не являются объектом для
исчисления взносов на страхование от безработицы в обязательном
порядке.
В-третьих, предприятиям, в штате которых состоят пенсионеры и
лица, имеющие в соответствии с законодательством Украины право на
пенсию, следует иметь в виду следующее: несмотря на то, что эти
граждане не подлежат страхованию на случай безработицы, суммы их
заработной платы не являются объектом только для удержания взно-
сов, а вот объектом для начисления - все равно остаются, т.к.
относятся к фактическим расходам на оплату труда наемных работни-
ков и подлежат обложению подоходным налогом с граждан. В-четвер-
тых, Законом № 1533 недостаточно полно определен порядок уплаты
страховых взносов (к примеру "добровольцами" или в случае выплаты
заработной платы из выручки) и вовсе не упоминается о порядке
отчетности перед Фондом.
В решении этих вопросов помимо Закона необходимо руководство-
ваться Инструкцией № 339 (Инструкция и комментарий к ней опублико-
ваны в еженедельнике "Главбух" № 6/2001, стр. 7) ( z0030-01 ).
Используя оба источника, расставим все по местам.
Как и прежде, уплата взносов осуществляется один раз в месяц -
в день получения средств на оплату труда в банке либо в день пере-
числения сумм заработной платы на текущие счета физических лиц в
учреждениях банков. В случае выдачи предприятием средств на опла-
ту труда из выручки от реализации продукции (предоставленных ус-
луг) платежное поручение на перечисление страховых взносов пред-
ставляется в банк не позднее следующего дня. Физические лица
(подразумеваются и частные предприниматели, и граждане - непред-
приниматели), использующие труд наемных работников, должны уплачи-
вать страховые сборы ежемесячно не позднее 5-го числа следующего
месяца (в этой ситуации, лимитируя сроки выдачи заработной платы,
разработчики Инструкции явно перегнули палку).
Отчетность в виде расчетной ведомости о начислении и перечис-
лении страховых взносов в Фонд составляется ежеквартально и
представляется центру занятости в десятидневный срок по окончанию
квартала и до 15 января года, следующего за отчетным.
Описанный в Инструкции № 339 порядок отражения в бухгалтерском
учете операций по начислению (удержанию) страховых взносов на слу-
чай безработицы представим в форме таблицы:
|----------------------------------------|-----------------------|
| Содержание операции | Корреспонденция счетов|
|----------------------------------------|------------|----------|
| | Д-т | К-т |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Начисление страховых взносов: | | |
|для предприятий, использующих класс 8 | 823 | 653 |
|для предприятий, использующих только | | |
|класс 9 | 91,92,93,94| |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Удержание страховых взносов с заработной| | |
|платы работников | 661 | 653 |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Перечисление средств в Фонд | 653 | 301, 311 |
|----------------------------------------|------------|----------|
Страхование в связи с временной потерей трудоспособности и
расходами, обусловленными рождением и погребением
Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу-
дарственного социального страхования, регулируются Законом № 2240
и Законом № 2213.
В соответствии со ст. 34 Закон № 2240 призван обеспечивать
следующие виды социальных услуг:
- пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за
больным ребенком);
- пособие по беременности и родам;
- пособие при рождении ребенка;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего
возраста (данный вид обеспечения будет осуществляться Фондом с 1
января 2002 года);
- пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безра-
ботных и лиц, которые умерли от несчастного случая на произ-
водстве);
- обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата путевок на
санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их се-
мей, в детские оздоровительные учреждения, содержание санато-
риев-профилакториев, предоставление социальных услуг по внешколь-
ной работе с детьми).
Относительно дат вступления в силу законов, регулирующих этот
вид социального страхования, автор придерживаемся того же мнения,
что и сотрудники Фонда социального страхования Украины, которое
изложено в письме № 01-16-276 ( v-276503-01 ), опубликованном в
данном номере еженедельника "Главбух" на стр. 31. Нас очень ра-
дует, что мы едины в своей верности Конституционным нормам, но
хотелось бы отметить еще один нюанс.
- Итак, несмотря на присутствие в Законе № 2240 и Законе №
2213 указаний на вступление их в силу с 1 января 2001 года, мы
твердо убеждены, что они вступают в силу со следующих дат:
- Закон № 2240 - с 28 февраля 2001 года (опубликован в газете
"Урядовий кур'ґр" № 38) ( 2240-14 );
- Закон № 2213 - с 22 февраля 2001 года (с этой же даты утра-
чивает силу Закон № 402).
Обратите внимание: вопреки здравому смыслу Закон № 2213, кото-
рым устанавливаются размеры взносов на страхование, вступил в силу
раньше основоопределяющего Закона № 2240! Но ведь ставки не могут
действовать без механизма уплаты взноса!
Поэтому при исчислении взносов на страхование от временной
нетрудоспособности с заработной платы за февраль надо бы выделять
три периода:
1. С 1 по 21 число - 4 % начислений по Закону № 402;
2. С 22 по 27 число - не начисляются и не удерживаются вовсе;
3. 28 числа - 2,5 % начислений и 0,25 % (0,5 %) удержаний по
Закону № 2240.
Но у Фонда социального страхования, естественно, другое мне-
ние: до 21 февраля - 4 % (по Закону № 402) и начиная с 22 февраля
- по новым ставкам в соответствии с Законом № 2213.
Крупные плательщики могут позже попытаться вернуть (даже,
может быть, в судебном порядке) излишне перечисленные средства, а
тем, кому спокойствие дороже, лучше согласиться с убеждением Фон-
да. Далее в наших примерах исчисления взносов на страхование от
временной нетрудоспособности мы также будем исходить с позиции
Фонда.
В отношении новых плательщиков, объекта налогообложения и при-
меняемых размеров взносов на страхование от временной нетрудоспо-
собности мы вновь предлагаем воспользоваться консультацией "Со-
циальное страхование: экспресс-анализ новых законов", опубликован-
ной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001, стр. 37. Сами тем временем
сосредоточим внимание на некоторых важных изменениях и спорных
(конфликтных) ситуациях Законов № 2240 и № 2213.
Аналогично норме Закона № 1533 для исчисления взносов на стра-
хование от временной нетрудоспособности теперь не применяется
Перечень № 697.
Законом № 2213 (п. 3 ст. 1) в состав добровольных плательщиков
сбора включены лица, выполняющие работы согласно гражданско-право-
вым договорам, хотя такие граждане вообще не упоминаются в Законе
№ 2240 в качестве плательщиков.
Заработная плата наемных работников стала объектом для удержа-
ния взносов на страхование от временной нетрудоспособности, что
прямо противоречит ст. 254 КЗоТа, согласно которой запрещено удер-
живать из доходов работника какие-либо суммы на социальное страхо-
вание.
Статьей 2 Закона № 2213 установлено, что первые 5 дней времен-
ной нетрудоспособности должны оплачиваться за счет средств пред-
приятия (учреждения, организации). Из этого следует, что эта норма
не распространяется на граждан, основным местом работы которых
является работа у физического лица - субъекта предпринимательской
деятельности. Кроме того, указанный пункт Закона не может действо-
вать, пока Кабинет Министров не установит порядок оплаты больнич-
ных листов за счет предприятий.
Здесь сразу возникает вопрос: вправе ли предприятие отнести
выплачиваемые своим работникам суммы "больничного" пособия на ва-
ловые расходы? По нашему мнению, несомненно, да! Судите сами. В
соответствии со ст. 253 КЗоТа все работники подлежат обязательно-
му государственному (правда, государство переложило эту ношу на
плечи предприятия) социальному страхованию. Собственник, не выпол-
няющий эту норму, несет административную (ст. 41 Кодекса об адми-
нистративных правонарушениях) и уголовную (ст. 133 Уголовного
Кодекса) ответственность. Предприятие не вправе игнорировать
действующее законодательство, следовательно, расходы по оплате
первых пяти дней нетрудоспособности можно уверенно относить на ва-
ловые расходы в соответствии с пп. 5.2.1 Закона о прибыли.
В соответствии со ст. 23 Закона № 2240 перечисление страховых
взносов путем безналичных расчетов осуществляется страхователя-
ми-работодателями один раз в месяц - в день, установленный для
получения в учреждениях банка средств на оплату труда за соот-
ветствующий период. Что это: подвох или халатность авторов? Полу-
чается, что, если по какой-либо причине предприятие не может вов-
ремя выдать заработную плату, ему все равно придется осуществлять
перечисление в день, определенный самим предприятием для получения
зарплаты.
Правда, в этой же статье присутствует положение, используя
которое с определенной хитростью, этих неприятностей можно избе-
жать. Приводим его дословно: "...В случае недостачи у страховате-
лей-работодателей средств для выплаты заработной платы и уплаты
страховых взносов в полном объеме, начисление их на заработную
плату и перечисление страховых взносов в Фонд осуществляется
пропорционально к суммам заработной платы".
Другими словами: хоть по чуть-чуть, но начисляйте заработную
плату вовремя и делайте соответствующие перечисления. В противном
случае работодателю грозят финансовые санкции в соответствии со
ст. 30 указанного Закона.
Кроме того, следует отметить, что некоторые нормы Закона №
2240 из-за отсутствия утвержденного прожиточного минимума на 2001
год остаются в "подвешенном состоянии":
- единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 41), кото-
рое должно выплачиваться в 2001 году в размере не ниже 64 % от
прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет (ст. 4 Закона
№ 2213);
- помощь на погребение (ст. 46), которая должна выплачиваться
в 2001 году в размере не ниже 50 % от прожиточного минимума для
трудоспособного лица (ст. 5 Закона № 2213).
Законом № 2240 не определены сроки предоставления отчетности
Фонду, следовательно, до появления новой Инструкции по страхованию
от временной нетрудоспособности предприятия отчитываются в срок,
определенный в Инструкции № 11, т.е. за первый квартал 2001 года
необходимо отчитаться до 12 апреля.
В заключение отметим, что ответы на большинство вопросов, выз-
ванных введением новых законов, могут быть получены лишь с появле-
нием последующих официальных документов. В первую очередь, это
должны быть нормативно-правовые акты Кабинета Министров (принятые
в шестимесячный срок) и, конечно же, новая Инструкция Фонда
социального страхования. До приведения законов Украины и других
нормативно-правовых актов в соответствие с данными законами они
применяются в части, не противоречащей этим законам.
О предельной сумме заработной платы (дохода), с которой взи-
маются страховые взносы в социальные фонды
Наш постоянный читатель должен помнить решение ВАСУ по делу
№ 3/16-5/32 о признании недействительным Постановления № 1064 в
части, касающейся объекта налогообложения, на который начисляются
сборы в Фонд социального страхования (см. еженедельник "ГлавБух" №
34/2000, стр. 40). Мы также помним, что Кабмин и другие уважаемые
министерства и ведомства предпочли закрыть глаза на данный инци-
дент, предоставив субъектам хозяйствования и далее пользоваться
предельной величиной расходов на оплату труда, с которых взимаются
сборы в социальные фонды. Однако такие действия были связаны с
определенной долей риска.
С вступлением в силу Закона № 1533 и Закона № 2240 положение
изменилось в лучшую сторону. В указанных Законах (п.2 ст. 19 и п.
2 ст. 21 соответственно) законодатели предусмотрели за Кабмином
право на установление максимальной (предельной) суммы заработной
платы (дохода), с которой взимаются страховые взносы в социальные
фонды. Поэтому при исчислении страховых взносов на случай безрабо-
тицы и от временной нетрудоспособности, отныне можно смело приме-
нять "правительственный предел" на законном основании (чего пока
еще нельзя сказать о сборе на пенсионное страхование).
Напомним также, что 7 марта 2001 года Правительством было при-
нято Постановление № 225 ( 225-2001-п ), которым указанный предел
увеличен до 1600 грн. (см. еженедельник "ГлавБух" № 12/2001, стр.
9). В комментарии к этому документу убедительно изложено, что
датой вступления его в силу следует считать день официального
опубликования, т. е. 22.03.2001 г., поэтому не будем к этому
возвращаться.
Применение этих правительственных постановлений на практике в
феврале и марте этого года по известным причинам вызывает опреде-
ленные трудности. Рассмотрим варианты решения этих проблем на
конкретных примерах.
Пример 1
Исходные данные:
1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за
февраль составила 2000 грн.
2. В феврале предельная сумма дохода, с которой взимаются сбо-
ры в социальные фонды, составляла 1000 грн., поэтому в нашем рас-
чете будет участвовать только 1000 грн.
3. Исходя из того, что новые размеры взносов на страхование от
временной нетрудоспособности и на случай безработицы вступили в
силу с 22 числа, разделим исходную сумму 1000 грн. пропорционально
рабочим дням февраля (в соответствии с Письмом № 13-4796 в феврале
было 20 рабочих дней (р.д.), из них: 15 р.д. - до 21.02. (включи-
тельно) и 5 р.д. - после 22.02.)
1000 грн. : 20 р.д. х 15 р.д. = 750 грн.
1000 грн. : 20 р.д. х 5 р.д. = 250 грн.
Расчет сумм страховых сборов представим в виде таблицы:
|-------------------------------------------------------|--------|
| Иваненко П. С. | Итого, |
| | грн. |
|-----------------------------|------------|------------|--------|
|Сумма дохода, грн. | 750,00 | 250,00 |1000,00 |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|
|В Фонд социального|начисления| 4,0 %|30,00| 2,5 %|6,25 | 37,50 |
|страхования (от |----------|------|-----|------|-----| |
|временной нетрудо-|удержания | - | - | 0,5 %|1,25 | |
|способности) | | | | | | |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|
|В Фонд социального|начисления| 1,5 %|11,25| 2,0 %|5,00 | 21,25 |
|страхования на |----------|------|-----|------|-----| |
|случай безработицы|удержания | 0,5 %| 3,75| 0,5 %|1,25 | |
|(фонд занятости) | | | | | | |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|
Пример 2
Исходные данные:
1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за
март составила 2000 грн.
2. Исходя из того, что Постановление № 225, ограничивающее
максимальную величину дохода, с которого взимаются взносы в
социальные фонды (1600 грн.), вступило в силу с 22 марта с.г., нам
необходимо определить на март среднюю предельную сумму для исчис-
ления взносов в социальные фонды за март. Для этого используем все
ту же систему пропорции рабочих дней (в соответствии с Письмом №
13-4796 в марте было 21 рабочий день, из них: 14 р.д. - до 21.03.
(включительно) и 7 р.д. - после 22.03). Данную задачу можно решить
двумя способами, которые приведут к одному результату.
Способ 1. Возможен благодаря на удивление удачно сложившейся
пропорции рабочих дней в марте (как впрочем и в феврале).
14 : 7 = 2 : 1
((1000 + 1000) + 1600) : 3 = 1200 грн. - предельная сумма для
исчисления взносов в социальные фонды.
Способ 2 (более трудоемкий). Посредством исчисления среднед-
невной предельной суммы для первого (до 21.03) и второго (после
22.03) периода марта.
1000 грн. : 21 р.д. х 14 р.д. + 1600 грн. : 21 р.д. х 7 р.д. =
= 1200 грн.
Итак, в марте предельная сумма дохода, с которого будут взи-
маться сборы в социальные фонды, составила 1200 грн., поэтому в
нашем расчете будет участвовать только 1200 грн. Расчет сумм стра-
ховых сборов сведем в таблицу:
|-------------|-------|--------------------|---------------------|
| Ф.И.О. |Доход, | В Фонд социального | В Фонд социального |
| | грн. | страхования от вре-| страхования на |
| | | менной нетрудоспо- | случай безработицы |
| | | собности | |
| | |---------|----------|----------|----------|
| | |начис- |удержания | начис- | удержания|
| | |ления | 0,5 % | ления | 0,5 % |
| | |2,5 % | | 2 % | |
|-------------|-------|---------|----------|----------|----------|
|Иваненко П.С.|1200,00| 30,00 | 6,00 | 24,00 | 6,00 |
|-------------|-------|---------|----------|----------|----------|
| Всего | 36,00 | 30,00 |
|---------------------|--------------------|---------------------|
О единоналожниках
Новые законы о социальном страховании принесли дополнительные
хлопоты и субъектам малого предпринимательства, работающим по
упрощенной системе налогообложения. Включение Законом № 2240 в
категорию плательщиков взносов на страхование от временной нетру-
доспособности наемных работников обязывает "единоналожников" (по
аналогии с Пенсионным фондом в отношении юридических лиц) заре-
гистрироваться в исполнительной дирекции Фонда социального страхо-
вания в качестве плательщика страховых взносов с целью перечисле-
ния взносов, удержанных из заработной платы своих работников.
Однако, Государственный центр занятости в своих рассуждениях
(Письмо № ДЦ-05-218) пошел гораздо дальше. По их мнению, со вступ-
лением в силу Закона № 1533 субъекты предпринимательской деятель-
ности, использующие наемный труд, должны уплачивать страховые
взносы на общеобязательное государственное социальное страхование
на случай безработицы в установленных законодательством размерах
независимо от того, какую систему налогообложения они избрали -
упрощенную или общую (мы так понимаем, что речь идет о начислениях
на заработную плату в размере 2 %). В качестве аргументов исполь-
зуется следующее:
1. Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообло-
жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от
03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. №
746/99) ( 746/99 ) в части сбора на обязательное социальное стра-
хование на случай безработицы действует до вступления в силу Зако-
на № 2213, определяющего размер страховых взносов на общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай безрабо-
тицы.
2. Действие Закона Украины "О системе налогообложения" от
25.06.91 г. № 1251-XII (в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. №
77/97-ВР) ( 77/97-ВР ) распространяется на соответствующие право-
отношения в сфере социального страхования по сборам на социальное
страхование до принятия законов Украины по вопросам социального
страхования, то есть взносы на общеобязательное государственное
социальное страхование на случай безработицы не входят в систему
налогообложения и не являются одним из видов сбора.
Судя по поступающим в нашу редакцию вопросам, такого же мнения
придерживается и Фонд социального страхования, правда, от них это
исходит в устной форме, поскольку подобных документов от их
ведомства замечено не было.
По нашему мнению, уважаемые ведомства немного поторопилось с
подобными заверениями!
В отношении первого аргумента Центра занятости хотелось бы
задать им такой вопрос: разве с момента вступления в силу Закона
№ 2213 отделениями Государственного казначейства Украины было
остановлено перечисление Фонду содействия занятости 4 %-ной доли
от суммы единого налога, выполняемое в соответствии с Указом №
727? Или это связанно с изменением в названии Фонда? Так ведь
Законом № 1533 определено, что Фонд общеобязательного государст-
венного социального страхования Украины на случай безработицы
является правопреемником Государственного Фонда содействия заня-
тости населения.
Но особенно впечатляет заявление, что взносы на общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай безрабо-
тицы не входят в систему налогообложения и не являются одним из
видов сбора (см. аргумент 2). Но позвольте напомнить, что Закон
"О системе налогообложения" принят в соответствии с Конституцией и
определяет принципы построения всей системы налогообложения в
Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в госу-
дарственные целевые Фонды. И согласно ст. 1 этого Закона налоги,
сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено
этим Законом, уплате не подлежат. Хотя конечно статьей 16 этого же
Закона разрешены отчисления в другие фонды на добровольных нача-
лах, но за счет прибыли предприятия. Следует заметить, что такое
суждение способно повергнуть в хаос и без того запутанное законо-
дательство. Поэтому в данный момент очень многое зависит от расто-
ропности Кабинета Министров, которому поручена работа по приведе-
нию законодательства Украины в соответствие с новыми Законами о
социальном страховании.
{1} Сомнения относительно легитимности указанного "нормативно-
го" акта вызваны тем, что этот документ принят Верховной Радой не
в форме закона Украины, как требует того норма ст. 92 Конституции,
а в форме документа неопределенной Конституцией правовой природы.
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 13/01, стр. 53
[02.04.2001]
Геннадий Воробьев
главный редактор журнала "Главбух. Нормативные акты"
------------------------------------------------------------------