В свете выхода новых законов "Об общеобязательном государст-
венном социальном страховании на случай безработицы" и "Об
общеобязательном государственном социальном страховании в свя-
зи с временной утратой трудоспособности и расходами, обуслов-
ленными рождением и погребением" просим ответить на следующие
вопросы.
Наше предприятие является плательщиком единого налога. Следует
ли нам производить начисления на расходы на оплату труда:
- взноса в фонд ОГСС по временной утрате трудоспособности в
размере 2,5%;
- взноса в фонд ОГСС на случай безработицы в размере 2%.
Если предприятие обязано начислять такие взносы, то с какой
конкретно даты?
* * *
В соответствии с Законом Украины "О размере взносов на некото-
рые виды общеобязательного государственного социального страхо-
вания" от 11.01.2001 г. ( 2213-14 ) устанавливаются следующие
размеры взносов на общеобязательное государственное социальное
страхование:
- в связи с временной утратой трудоспособности и расходами,
обусловленными рождением и погребением, для работодателей - 2,5%
суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников,
включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе
в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра-
вовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате
труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан;
- на общеобязательное государственное социальное страхование
на случай безработицы, для работодателей с 1 января 2001 (факти-
чески с 22 февраля 2001 года) - 2,0 %, а с 1 июля 2001 - 2,5 %
суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников,
включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе
в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра-
вовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате
труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан.
Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе нало-
гообложения, учета и отчетности субъектов малого предприниматель-
ства" от 03.07.98 г. № 727 субъект малого предпринимательства,
который уплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на
обязательное социальное страхование.
Вопрос об уплате/не уплате сборов на общеобязательное социаль-
ное страхование плательщиком единого налога возник в результате
изменения с 22 февраля 2001 года термина "сбор на обязательное
социальное страхование" на термин "взнос на общеобязательное госу-
дарственное социальное страхование".
Следует отметить, что экономическая и правовая сущность таких
платежей не изменилась, - они призваны, как и прежде, гаранти-
ровать материальное обеспечение работников на случай безрабо-
тицы либо временной утраты трудоспособности, а также в иных случа-
ях, предусмотренных законодательством, и предоставление социальных
услуг за счет средств соответствующего государственного целевого
фонда.
Следует отметить, что в письме от 25.01.2001 г. № ГЦ-05-217
Государственный центр занятости Министерства труда и социальной
политики Украины высказал мнение, что в силу расхождения терминов
"сбор на обязательное социальное страхование на случай безработи-
цы" и "взнос на общеобязательное государственное социальное стра-
хование на случай безработицы", cоответствующие нормы Указа Прези-
дента Украины № 727 в части освобождения субъектов малого предпри-
нимательства, уплачивающих единый налог, от уплаты сбора на
обязательное социальное страхование утратили силу с момента вступ-
ления в силу Закона Украины "О размере взносов на некоторые виды
общеобязательного государственного социального страхования" (с 22
февраля 2001 года). С этого момента субъекты предпринимательской
деятельности, использующие наемный труд, должны уплачивать страхо-
вые взносы на общеобязательное государственное социальное страхо-
вание на случай безработицы в установленных законодательством
размерах независимо от того, какую систему налогообложения они
избрали - упрощенную или общую.
Мнение Государственного центра занятости не соответствует за-
конодательству Украины и не должно приниматься во внимание, так
как сущность вышеуказанных выплат не изменилась; изменение лишь
внешней формы (слова), а не внутреннего содержания (смысла) не
должно повлечь какие-либо правовые последствия (в виде отмены или
установления экономических и правовых льгот).
Мнение Государственного центра занятости было бы неверно даже
в том случае, если изменилась бы сама сущность таких выплат. Пос-
кольку согласно статье 1 Закона Украины "О системе налогообложе-
ния" от 25.06.91 г. ( 1251-12 ) с изменениями и дополнениями
"налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не преду-
смотрено этим Законом ... уплате не подлежат". В данном Законе
четко указана обязательность уплаты сбора на обязательное социаль-
ное страхование и не указывается на обязательность уплаты страхо-
вых взносов на общеобязательное государственное социальное страхо-
вание на случай безработицы. Таким образом, в соответствии с
Законом Украины "О системе налогообложения", если принять во
внимание мнение Государственного центра занятости о несоответствии
экономической и правовой сущности понятия "сбор на обязательное
социальное страхование" понятию "взнос на общеобязательное госу-
дарственное социальное страхование", то последний вообще не должен
уплачиваться налогоплательщиками.
Также, со вступлением с 1 апреля 2001 года в силу Закона
Украины "О порядке, погашения обязательств налогоплательщиков
перед бюджетами и государственными целевыми фондами", согласно
подпункту 4.4.1 которого при апелляционном согласовании (споре с
контролирующим органом по вопросу правильности взимания налога или
общеобязательного платежа), в случае если нормы разных законов
допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязан-
ностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие
чего имеется возможность принять решение в пользу как налогопла-
тельщика, так и контролирующего органа, решение принимается в
пользу налогоплательщика.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства, которые
уплачивают единый налог, по-прежнему не являются плательщиками
взносов на общеобязательное государственное социальное страхование
в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обуслов-
ленными рождением и погребением, а также взносов на общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай безрабо-
тицы.
------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 14/01, стр. 42
[13.04.2001]
И.М. Сокол
директор АФ "Капитал", г.Запорожье
------------------------------------------------------------------