Административный порядок обжалования решений органов
государственной налоговой службы
------------------------------------------------------------------
Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погаше-
ния обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" ( 2181-14 ) на законодательном уровне
урегулированы обжалования в административном порядке решений орга-
нов государственной налоговой службы. Механизм реализации норм
указанного Закона по обжалованию решений налоговых органов предус-
мотрен Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогопла-
тельщиков органами государственной налоговой службы, утвержденным
приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82 (зарегистрирован Минюс-
том Украины 15.03.2001 г. под № 238/5429 ( z0238-01 ) и внесен в
Единый государственный реестр нормативных актов с присвоением ему
регистрационного кода 18145/2001 {1}).
Нормы статьи 5 вышеуказанного Закона Украины и Положения о по-
рядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами го-
сударственной налоговой службы распространяются на рассмотрение
жалоб налогоплательщиков по определению налоговых обязательств и
решений, принятых органами государственной налоговой службы, начи-
ная с 1 апреля 2001 года, и регламентируют сроки и процедуры пода-
чи жалоб налогоплательщиками и рассмотрения жалоб органами госу-
дарственной налоговой службы. Предусмотрено, что первичная жалоба
будет рассматриваться органом государственной налоговой службы,
который, по мнению налогоплательщика, неправильно определил сумму
налогового обязательства или принял какое-либо другое решение,
противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или
выходит за пределы его компетенции, установленной законом. Нало-
гоплательщик имеет право обратиться в орган государственной нало-
говой службы, налоговое уведомление или решение которого обжалует-
ся, с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в пись-
менной форме и может сопровождаться документами, расчетами и дока-
зательствами, которые налогоплательщик считает необходимым пред-
ставить.
Жалоба в письменной форме подается в орган государственной на-
логовой службы в течение десяти календарных дней, следующих за
днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или дру-
гого решения органа государственной налоговой службы.
Если в соответствии с Законом орган государственной налоговой
службы самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоп-
лательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового зако-
нодательства, такой налогоплательщик имеет право на административ-
ное обжалование решений органа государственной налоговой службы в
течение 30 календарных дней со дня получения налогового уведомле-
ния или ответа органа государственной налоговой службы на жалобу
вместо 10-дневного срока.
Положением предусмотрены требования по оформлению жалобы
(заявления), а именно в жалобе (заявлении) предстоит указать:
фамилию, имя, отчество, местожительство физического лица, а
для юридического лица - его наименование, местонахождение;
наименование органа государственной налоговой службы, которым
выдано налоговое уведомление или обжалуемое решение, дата и номер;
суть затронутого вопроса, просьба или требование;
о представлении или непредставлении искового заявления в суд
(арбитражный суд) о признании недействительным налогового уведом-
ления или решения органа государственной налоговой службы.
Жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме,
подписана физическим лицом или уполномоченным на это лицом, а для
юридического лица - руководителем или представителем юридического
лица, скреплена печатью юридического лица и прислана в орган госу-
дарственной налоговой службы по почте или передана физическим или
юридическим лицом через представителя. Если жалоба (заявление) в
интересах физического или юридического лица подается ее представи-
телем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (по-
ручения), оформленной в соответствии с требованиями действующего
законодательства.
Жалоба (заявление), оформленная без соблюдения этих требова-
ний, что не позволяет рассмотреть жалобу (заявление) по сути,
возвращается лицу, подавшему ее, с соответствующими разъяснениями
не позднее пяти дней со дня получения такой жалобы (заявления).
Если вопросы, затронутые в жалобе (заявлении), полученной ор-
ганом государственной налоговой службы, не входят в его полномо-
чия, то такая жалоба (заявление) в срок не более пяти дней пересы-
лается по принадлежности в соответствующий орган или должностному
лицу, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу (заявление).
Также не подлежат рассмотрению органами государственной нало-
говой службы жалобы, поданные с нарушением предусмотренных Законом
сроков. Предельные сроки подачи заявления о пересмотре решения на-
логового органа продлеваются руководителем налогового органа (или
его заместителем) при наличии оснований, предусмотренных п. 15.4
ст. 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогопла-
тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", в
соответствии с Порядком применения норм п. 15.4 статьи 15 Закона
Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами", утвержденным при-
казом ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 (зарегистрирован Минюстом
Украины 28.03.2001 г. под № 284/5475 ( z0284-01 ) {2}).
В случае если орган государственной налоговой службы присылает
налогоплательщику решение о полном или частичном неудовлетворении
его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в тече-
ние 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с
повторной жалобой в орган государственной налоговой службы высшего
уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении жа-
лобы - в орган государственной налоговой службы высшего уровня с
соблюдением указанного 10-дневного срока для каждого случая обжа-
лования и указанного 20-дневного срока для ответа на него.
Руководитель органа государственной налоговой службы (или его
заместитель) может принять решение о продлении сроков рассмотрения
налоговым органом жалобы налогоплательщика, но не более 60 дней. О
продлении сроков рассмотрения жалобы орган государственной нало-
говой службы обязан уведомить налогоплательщика до окончания 20-
дневного срока.
Если мотивированное решение по жалобе (заявлению) налогопла-
тельщика не присылается налогоплательщику в течение 20-дневного
срока или в течение срока, продленного по решению руководителя ор-
гана государственной налоговой службы (или его заместителя), такая
жалоба (заявление) считается полностью удовлетворенной в пользу
налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных
сроков. Жалоба (заявление) считается также полностью удовлетворен-
ной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя органа
государственной налоговой службы (или его заместителя) о продлении
сроков ее рассмотрения не было прислано налогоплательщику до окон-
чания 20-дневного срока.
Жалоба в письменной форме может подаваться на имя руководителя
органа государственной налоговой службы высшего уровня в орган го-
сударственной налоговой службы, решение которого обжалуется, или
непосредственно в орган государственной налоговой службы высшего
уровня. О подаче повторной жалобы непосредственно в орган госу-
дарственной налоговой службы высшего уровня налогоплательщик обя-
зан одновременно уведомить орган государственной налоговой службы,
рассматривавший первичную жалобу (по месту постановки на учет на-
логоплательщика).
Следует отметить, что подача повторной жалобы через госу-
дарственную налоговую инспекцию, рассматривавшую первичную жалобу,
предоставит возможность сэкономить денежные средства налогопла-
тельщику и реализовать нормы Закона по приостановке выполнения ре-
шения налогового органа.
При этом государственная налоговая инспекция (администрация),
налоговое уведомление о суммах налоговых обязательств или решение
которой обжалуется, обязана вместе с повторной жалобой налогопла-
тельщика непосредственно прислать в орган государственной налого-
вой службы высшего уровня документы, указанные в пп. 5.3 п. 5
Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков
органами государственной налоговой службы.
С целью улучшения организации работы и обеспечения своевремен-
ного и качественного рассмотрения жалоб налогоплательщиков Госу-
дарственная налоговая администрация Украины, исходя из норм Закона
Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" и других норматив-
но-правовых актов, подготовила и письмом от 30.03.2001 г. № 4173/
7/25-0017 отправила в налоговые органы для использования в практи-
ческой работе Методические рекомендации о порядке подачи и рас-
смотрения жалоб (апелляций) налогоплательщиков органами государст-
венной налоговой службы, которыми предусмотрены обязанности долж-
ностных лиц органов государственной налоговой службы по рассмотре-
нию жалоб налогоплательщиков.
Требования вышеуказанных Закона, Положения и Методических ре-
комендаций подробно рассмотрены на семинарах, проведенных ГНА
Украины с руководителями региональных налоговых органов и струк-
турных подразделений, в частности апелляций, налогового аудита,
принудительного взыскания налоговой задолженности, правового обес-
печения.
Органы государственной налоговой службы при рассмотрении жало-
бы (заявления) физического или юридического лица обязаны:
по требованию лица, направившего жалобу (заявление), разъяс-
нять лицу его права и обязанности;
объективно, всесторонне и своевременно проверять суть затрону-
того в жалобе (заявлении) вопроса;
неотложно принимать меры по прекращению неправомерных дейст-
вий;
выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие со-
действию нарушениям;
письменно сообщать лицу о результатах рассмотрения его жало-
бы (заявления) и предоставлять в соответствующих случаях экземпляр
решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления);
по требованию лица, направившего жалобу (заявление), разъяс-
нять ему в письменной форме решение, принятое по рассмотрению жа-
лобы (заявления);
прислать решение, принятое по рассмотрению жалобы (заявле-
ния), в орган государственной налоговой службы, решение или поста-
новление которого было обжаловано, для выполнения;
не допускать безосновательной передачи жалоб (заявлений) на
рассмотрение другим органам;
в случае признания жалобы (заявления) необоснованной или не
подлежащей рассмотрению органом государственной налоговой службы
разъяснить лицу, подавшему жалобу (заявление), порядок администра-
тивного и судебного обжалования принятых решений;
проводить массово-разъяснительную работу среди налогоплатель-
щиков об установленном законодательством порядке обжалования реше-
ний органов государственной налоговой службы;
организовывать и проверять в подчиненных органах государствен-
ной налоговой службы состояние работы по рассмотрению жалоб (заяв-
лений) налогоплательщиков на решения органов государственной нало-
говой службы, принимать меры по устранению недостатков и наруше-
ний, систематически анализировать и информировать общественность о
поступлении и результатах рассмотрения жалоб (заявлений).
В соответствии с требованиями Закона Украины "О порядке пога-
шения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" ( z0284-01 ) ГНА Украины с целью реали-
зации отдельных его статей разработала и зарегистрировала в Минюс-
те Украины ряд нормативно-правовых актов, направленных на правовое
урегулирование налоговых отношений, соблюдение положений которых
будет способствовать повышению уровней налоговой культуры и добро-
вольной уплаты надлежащих бюджетам и государственным целевым фон-
дам платежей для решения экономических и социальных задач.
{1} Текст Положения см. в "Вестнике" № 11/2001, с. 58
{2} Текст Положения см. в "Вестнике" № 13/2001, с. 15
------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№16/01, стр. 17
[01.04.2001]
Иван Лонюк
Начальник Главного управления апелляций ГНА Украины
------------------------------------------------------------------