Учредительные документы и уставной фонд
------------------------------------------------------------------
Порядок формирования и размер уставного фонда предприятия оп-
ределяются в его учредительных документах исходя из требований
действующего законодательства, которые различаются в зависимости
от организационно-правовой формы предприятия. Поэтому ситуации,
касающиеся порядка формирования уставного фонда, мы рассмотрим на
примере ООО и частного предприятия.
Для обоснования нижеизложенного будут использованы положения
следующих документов:
- Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г.
№ 887-ХII ( 887-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон
о предприятиях);
- Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г.
№ 1576-ХII ( 1576-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - За-
кон о хозяйственных обществах);
- Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в ре-
дакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями
(далее - Закон о налоге на прибыль);
- Положения о государственной регистрации субъектов предприни-
мательской деятельности, утвержденного постановлением КМУ от
25.05.98 г. № 740 ( 740-98-п ), с изменениями и дополнениями (да-
лее - Положение № 740).
В отличие от частного предприятия обязательность наличия ус-
тавного фонда у ООО четко регламентирована законодательством. Кро-
ме того, в законодательстве существуют определенные требования к
порядку формирования уставного фонда, которые необходимо соблю-
дать. Перечислим основные из них:
- размер уставного фонда должен составлять не менее 100 мини-
мальных заработных плат (на сегодня - не менее 11800 грн.) (cм. 52
Закона о хозяйственных обществах);
- до момента регистрации каждый из учредителей должен внести
не менее 30% своего вклада в уставный фонд (в совокупности все уч-
редители - не менее 3540 грн.) (cм. 52 Закона о хозяйственных об-
ществах);
- участники обязаны внести свой вклад не позднее года после
регистрации общества (ст. 52 Закона о хозяйственных обществах);
- вкладами участников могут быть здания, сооружения, оборудо-
вание и прочие материальные ценности, ценные бумаги, права пользо-
вания землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями,
сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в
том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, в
том числе в иностранной валюте (ст. 13 Закона о хозяйственных об-
ществах);
- увеличение уставного фонда может быть осуществлено только
после внесения полностью всеми участниками своих вкладов (cm. 16
Закона о хозяйственных обществах);
- решение общества об изменениях размера уставного фонда всту-
пает в силу со дня внесения этих изменений в государственный
реестр (ст. 16 Закона о хозяйственных обществах).
Рассмотрим три возможные ситуации, когда у предприятия - ООО
возникла необходимость в изменении порядка формирования уставного
фонда, после того как учредительные документы уже прошли регистра-
цию в соответствующих органах исполнительной власти.
Ситуация 1
Предположим, что первоначально в учредительных документах было
оговорено, что взносы учредителей должны осуществляться в денежной
форме. До момента регистрации каждым из учредителей был осу-
ществлен взнос в размере 30% от своего вклада, что подтверждалось
документом, выданным банковским учреждением. По истечении некото-
рого времени ввиду отсутствия необходимой суммы один из учредите-
лей предлагает погасить свою задолженность по взносу имуществом
(оргтехникой). Решение о замене денежного взноса имущественным ут-
верждается на собрании учредителей.
Приняв такое решение, необходимо внести соответствующие изме-
нения в учредительные документы предприятия, так как оно изменяет
порядок формирования уставного фонда, оговоренный в уже заре-
гистрированных учредительных документах. Так как данное решение
влечет за собой изменение положений учредительных документов, то
согласно ст. 7 Закона о хозяйственных обществах ( 1576-12 ) данное
изменение подлежит государственной регистрации. Причем в ст. 7
этого Закона указано, что об изменениях в учредительных документах
общество обязано уведомить орган, который произвел регистрацию, в
пятидневный срок. В противном случае, если предприятием не будет
зарегистрировано данное изменение, внесение имущества может быть
расценено проверяющими как безвозмездная помощь, которая должна
быть включена в валовые доходы.
Рекомендации. Во-первых, чтобы изначально исключить возможные
неудобства, связанные с необходимостью государственной регистрации
изменений в учредительные документы по причине замены денежного
вклада имущественным, следует в положениях учредительных докумен-
тов предусмотреть возможность осуществления взноса имуществом на-
ряду с осуществлением денежного взноса. Тогда регистрировать изме-
нения не надо, так как имущественный взнос будет соответствовать
тому порядку, который определен в уже зарегистрированных учреди-
тельных документах. Формулировка относительно формирования устав-
ного фонда может выглядеть следующим образом:
"... Для обеспечения деятельности Общества за счет вкладов
Участников образуется Уставный фонд в размере 118000 грн. (сто
восемнадцать тысяч) гривень.
Вклады участников в фонд составляют:
гр. Иванов И. И. - 59000 грн. - 50% Уставного фонда;
гр. Петров П. П. - 59000 грн. - 50% Уставного фонда.
На момент регистрации участники вносят по 30% вышеуказанных
сумм:
гр. Иванов И. И. - 17700 грн.;
гр. Петров П. П. - 17700 грн
Вклады участников в Уставный фонд вносятся денежными средства-
ми в течение одного года с момента регистрации, имуществом или
иным способом.
...
Стоимость имущества, вносимого в счет вклада в уставный фонд,
определяется по согласованию между Сторонами в момент осу-
ществления взноса..."
Во-вторых, если все-таки в учредительных документах порядок
осуществления взноса однозначно определен денежными средствами, а
фактически учредитель может осуществить взнос имуществом и ос-
тальные участники ООО с этим согласны, тогда, чтобы избежать воло-
киты с регистрацией изменений в учредительные документы, можно
оформить передачу имущества договором купли-продажи, где продавцом
будет выступать учредитель, а покупателем предприятие. В результа-
те такой продажи у ООО возникает кредиторская задолженность, а у
учредителя - дебиторская, которые можно зачесть на основании
статьи 217 Гражданского кодекса ( 1540-06 ).
В бухгалтерском учете данная операция отразится следующим об-
разом:
---+---------------------------+-------------------------+--------
№ | Содержание операции | Корреспондирующие счета | Сумма
п/п| |-------------------------|
| | дебет | кредит |
---+---------------------------+-------------------------+--------
1 | Отражен размер уставного | 46 | 40 | 118000
| капитала, заявленный в | | |
| учредительных документах | | |
---+---------------------------+-------------------------+--------
2 | Отражено поступление 30% | 31 | 46 | 35400
| от величины уставного | | |
| фонда | | |
---+---------------------------+-------------------------+--------
3 | Отражено поступление суммы| 30 | 46 | 41300
| взноса от Иванова И. И. | | |
---+---------------------------+-------------------------+--------
4 | Оприходованы товары, кото-| 28 | 631 | 41300
| рые предприятие приобрело | | |
| у Петрова П. П. | | |
---+---------------------------+-------------------------+--------
5 | Произведен зачет задолжен-| 631 | 46 | 41300
| ности | | |
------------------------------------------------------------------
Здесь следует обратить внимание, что если товары приобретаются
у физического лица, то предприятие обязано направить в налоговый
орган по месту жительства такого лица справку по ф. № 2 о выпла-
ченных ему доходах.
В-третьих, если все-таки учредители решают изменить формули-
ровку в учредительных документах, то регистрировать такие измене-
ния в органе исполнительной власти необходимо. Для этого обществу
нужно подать в орган государственной регистрации следующие доку-
менты:
- регистрационную карточку установленного образца;
- нотариально заверенные изменения в учредительные документы
(по два оригинала и одной копии). Внесение изменений (дополнений)
оформляется в виде отдельных дополнений или путем изложения учре-
дительных документов в новой редакции. На титульном листе оригина-
ла устава или учредительного договора делается отметка о внесении
изменений (дополнений), а на титульных листах дополнений к учреди-
тельным документам - о том, что указанные документы являются не-
отъемлемой частью соответствующих учредительных документов. В слу-
чае представления учредительных документов в новой редакции на ти-
тульном листе делается соответствующая отметка;
- протокол общего собрания участников;
- документ, подтверждающий внесение платы за государственную
регистрацию изменений в учредительные документы.
Ситуация 2
Предположим, что первоначально в учредительных документах было
оговорено, какое именно имущество должно быть внесено в уставный
фонд (например, оргтехника определенной марки), а спустя некоторое
время учредителями принимается решение о внесении другого иму-
щества (например, производственного оборудования).
Данная ситуация аналогична предыдущей, то есть если в учреди-
тельных документах четко зафиксировано имущество, которым будет
осуществлен взнос, то при внесении другого имущества необходимо
внести изменения в учредительные документы и их зарегистрировать.
Если же в учредительных документах не указано, каким именно иму-
ществом будет осуществляться взнос, то изменять учредительные до-
кументы не надо.
Ситуация 3
Допустим, что взнос учредителя превысил размер, заявленный в
уставе (или взнос был осуществлен до регистрации изменений в учре-
дительные документы).
Еще раз обращаем ваше внимание, что порядок формирования ус-
тавного фонда и его размер должны строго соответствовать тому, что
оговорено в зарегистрированных учредительных документах. Иначе все
полученное предприятием от учредителя (не соответствующее учреди-
тельным документам или превышающее заявленный размер) может быть
расценено как бесплатно полученное, с соответствующим порядком на-
логообложения. Поэтому, если учредитель планирует внести больше
положенного (а следовательно, увеличить размер уставного фонда),
то необходимо внести соответствующие изменения в учредительные до-
кументы, с последующей их обязательной регистрацией. Причем сле-
дует иметь в виду, что согласно ст. 16 Закона о хозяйственных об-
ществах ( 1576-12 ) решение общества об изменении размера уставно-
го фонда вступает в силу со дня внесения этих изменений в госу-
дарственный реестр. Поэтому пополнять уставный фонд средствами или
имуществом следует только после государственной регистрации изме-
нений в учредительные документы об увеличении уставного фонда.
На практике часто возникают ситуации, когда необходимо попол-
нить основные или оборотные средства предприятия в срочном поряд-
ке. При этом единственная возможность пополнения - взносы учреди-
телей, для осуществления которых требуется определенное время,
связанное с регистрацией изменений в учредительные документы. Кро-
ме того, если не все участники общества полностью внесли свои
вклады, увеличение уставного фонда согласно ст. 16 Закона о хо-
зяйственных обществах вообще не может быть осуществлено.
Для того чтобы предприятие смогло воспользоваться средствами
или имуществом, предоставленными ему учредителем до государствен-
ной регистрации изменений в учредительные документы, ему необходи-
мо получение этих средств или имущества оформить любым из наиболее
приемлемых в данной ситуации договоров (купли-продажи, займа,
аренды, безвозмездного пользования имуществом). А затем после осу-
ществления государственной регистрации изменений произвести соот-
ветствующие зачеты.
Для тех, кто уже получил взнос от учредителей до регистрации
соответствующих изменений в учредительные документы, мы бы пореко-
мендовали переоформить документы, определяющие операцию по переда-
че средств (имущества) как операцию по взносу в уставный фонд (акт
приемки-передачи, ПКО и т. п.) на документы, определяющие эту опе-
рацию как ту, которая выполняется согласно требованиям любого дру-
гого заключенного с учредителем договора (купли-продажи, займа,
аренды, безвозмездного пользования имуществом).
Что же касается частного предприятия, то действующим законода-
тельством обязательность наличия уставного фонда прямо не установ-
лена, так же как и не регламентирован его размер. Поэтому ре-
гистрация многих частных предприятий проходит без отражения в их
уставе размера и порядка формирования уставного фонда. Если же
после того как устав частного предприятия (без указания в нем по-
рядка формирования и размера уставного фонда) прошел регистрацию в
органе исполнительной власти, собственник пожелает передать своему
предприятию средства или имущество и оформить их как взнос в ус-
тавный фонд, то ему необходимо зафиксировать это в уставе путем
внесения соответствующих изменений. О том, что информацию по фор-
мированию имущества предприятия необходимо оговаривать в уставе,
свидетельствуют положения ст. 9 Закона о предприятиях ( 887-12 ).
Как уже было указано, ни порядок формирования, ни размер ус-
тавного фонда для частного предприятия законодательно не регламен-
тированы, что дает возможность собственнику такого предприятия оп-
ределить и то и другое в уставе по своему усмотрению (например,
размер уставного фонда может быть заявлен в сумме 10000 грн., а
срок его формирования - 10 лет). До внесения таких изменений и их
регистрации в органе исполнительной власти осуществлять взнос не
рекомендуем, так как это может быть расценено как бесплатное полу-
чение денежных средств или имущества, что влечет за собой увеличе-
ние валового дохода на величину стоимости полученного. Ведь если у
частного предприятия отсутствует уставный фонд, тогда с позиции
Закона о налоге на прибыль нельзя говорить и о наличии корпоратив-
ных прав (п. 1.8 Закона о налоге на прибыль) у собственника
предприятия, а значит, нельзя воспользоваться нормой п.п. 4.2.5
ст. 4 Закона о налоге на прибыль, согласно которой не включаются в
доход суммы средств или стоимость имущества, которые поступают на
предприятие в виде инвестиций или реинвестиций в корпоративные
права, эмитированные предприятием. Кроме того, выплачиваемые
собственнику суммы из прибыли предприятия нельзя облагать налогом
в порядке, предусмотренном п. 7.8 ст. 7 Закона о налоге прибыль
для налогообложения дивидендов, так как данные суммы согласно п.
1.9 ст. 1 Закона о налоге на прибыль не будут соответствовать оп-
ределению дивидендов опять же по причине отсутствия корпоративных
прав.
Итак, если собственник частного предприятия хочет пополнить
оборотные средства своего предприятия без тяжких налоговых пос-
ледствий, оформив это в виде взноса в уставный фонд, то ему необ-
ходимо зафиксировать в уставе своего предприятия размер и порядок
формирования уставного фонда путем регистрации соответствующих из-
менений устава в соответствующем органе исполнительной власти.
Если же возникла необходимость передать предприятию денежные
средства или ТМЦ до государственной регистрации изменений в устав,
то, чтобы избежать нежелательных налоговых последствий, при осу-
ществлении такой операции можно воспользоваться теми рекоменда-
циями, которые были нами изложены при рассмотрении формирования
уставного фонда ООО.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№42/01, стр. 45
[24.05.2001]
Н. Яновская
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------