Арбитражный управляющий
------------------------------------------------------------------
Институт арбитражных управляющих для Украины впервые был вве-
ден Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О
банкротстве" от 30.06.99 г. № 784-XIV ( 784-14 ) (далее - Закон
№ 784). Именно эти специалисты обеспечивают проведение процедуры
восстановления платежеспособности должника или его банкротства.
Согласно ст. 1 Закона № 784 арбитражный управляющий (распоря-
дитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) - это физичес-
кое лицо, имеющее лицензию, выданную в установленном законода-
тельством порядке, и действующий на основании постановления арбит-
ражного суда.
Одно и то же лицо может выполнять функции арбитражного управ-
ляющего на всех стадиях осуществления по делу о банкротстве в
соответствии с требованиями Закона № 784. При этом такое лицо име-
нуется согласно той судебной процедуре, которая применяется к
должнику: на стадии распоряжения имуществом должника полномочия по
надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом воз-
ложены на распорядителя имущества; организацию санации должника
осуществляет управляющий санацией; на стадии ликвидации организа-
ция осуществления ликвидационной процедуры должника, признанного
банкротом, а также обеспечение удовлетворения признанных судом
требований кредиторов возложена на ликвидатора. Как видим, одним
из основных требований к проведению деятельности арбитражного
управляющего является наличие лицензии. Согласно Перечню органов
лицензирования, утвержденному постановлением Кабинета Министров
Украины от 14.11.2000 г. № 1698 ( 1698-2000-п ), органом лицензи-
рования в данном случае является Министерство экономики.
При этом согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О
сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйст-
венной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее
выдачу" от 29.11.2000 г. № 1755 ( 1755-2000-п ) срок действия ли-
цензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности
(кроме некоторых, не имеющих отношения к производству дел о банк-
ротстве) составляет 3 года.
Стоимость лицензии, а также границы территории, на которой она
считается действительной, зависят от органа исполнительной власти,
который ее выдает.
Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на ос-
новании лицензии, выданной центральным органом исполнительной
власти (а значит, такая лицензия действительна на всей территории
Украины), то плата за ее выдачу взимается в размере 20 не обла-
гаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.).
Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на ос-
новании лицензии, выданной местным органом исполнительной власти
(такая деятельность может осуществляться на территории соот-
ветствующей административно-территориальной единицы), то плата за
ее выдачу взимается в размере 15 не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан (255 грн.).
Арбитражный суд не обязан осуществлять проверку обоснованности
выдачи лицензии арбитражным управляющим, распорядителям имущества
должника или ликвидаторам. Однако в случае выявления нарушений в
выдаче лицензий арбитражный суд должен соответствующим образом
реагировать на такие факты (письмо ВАСУ "О некоторых вопросах
практики применения в разрешении споров отдельных норм действующе-
го законодательства" от 10.05.2000 г. № 01-8/204 ( v_204800-00 )).
Одним из важных прав арбитражного управляющего является полу-
чение гарантированного ст. 27 Закона № 784 вознаграждения за труд.
Этому вопросу следует уделить особое внимание. При этом необходимо
определиться с правовым статусом арбитражного управляющего. С
одной стороны, арбитражный управляющий назначается арбитражным
судом, что может послужить поводом для его характеристики как ра-
ботника арбитражного суда.
С другой стороны, выполнение арбитражным управляющим своих
обязанностей в отношении конкретного должника может привести к
мысли, что он является работником этого должника. В то же время в
назначении арбитражного управляющего заинтересованы, в первую оче-
редь, кредиторы (он назначается по ходатайству комитета кредито-
ров), отсюда возможно предположение, что арбитражный управляющий
является работником кредиторов.
Пунктом 3 ст. 13 Закона № 784 предусмотрено, что распорядите-
лем имущества может быть физическое лицо - субъект предпринима-
тельской деятельности, который имеет высшее юридическое или эко-
номическое образование или владеет специальными знаниями и не
является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Таким образом, арбитражный управляющий не может считаться ра-
ботником должника, арбитражного суда или комитета кредиторов,
он является частным предпринимателем, получившим соответствующую
лицензию.
Как известно, частный предприниматель не начисляет себе зара-
ботную плату и в то же время осуществляет свою деятельность с
целью получения прибыли, следовательно, имеет право самостоятельно
и свободно устанавливать цены на реализуемые товары (работы, услу-
ги). Арбитражный управляющий должен иметь право на получение опла-
ты за свои услуги в размере, установленном в договоре. Однако в
Законе № 784 свободное установление оплаты услуг арбитражного
управляющего не предусмотрено: размер вознаграждения за труд дол-
жен составлять не менее двух минимальных заработных плат и не
более среднемесячной заработной платы руководителя должника за
двенадцать месяцев его работы перед возбуждением производства по
делу о банкротстве.
При выплате арбитражному управляющему вознаграждения за труд
неправомерно вычитать из суммы вознаграждения подоходный налог и
иные обязательные платежи, поскольку арбитражный управляющий яв-
ляется частным предпринимателем и уплачивает указанные налоги и
сборы самостоятельно.
Источники оплаты труда арбитражных управляющих установлены в
ст. 27 Закона № 784. Оплата труда и возмещение расходов арбитраж-
ных управляющих (распорядителя имущества, управляющего санацией,
ликвидатора), специалистов, привлеченных арбитражным управляющим
для обеспечения выполнения своих полномочий, осуществляются за
счет:
1) средств инвесторов;
2) средств, полученных от продажи имущества должника, в поряд-
ке, установленном Законом № 784;
3) средств кредиторов;
4) средств, полученных в результате производственной деятель-
ности должника.
Установленная таким образом норма на практике привела к тому,
что в некоторых случаях источник оплаты труда арбитражных управ-
ляющих установить достаточно тяжело. Например, возбуждено произ-
водство по делу о банкротстве предприятия, не имеющего активов.
При этом уставный фонд таких предприятий может составлять чисто
символическую сумму, т. е. второй из приведенных источников от-
сутствует. Разумеется, что санацию такого предприятия проводить
нецелесообразно, следовательно, не могут быть применены ни первый,
ни четвертый источники средств на оплату труда арбитражного управ-
ляющего. В то же время кредиторы могут отказать арбитражному
управляющему в оплате его труда, ссылаясь на то, что они и так
несут огромные убытки в связи с банкротством должника. На наш
взгляд, подобную ссылку кредиторов нельзя назвать основательной. В
Законе № 784 четко определены источники оплаты труда арбитражных
управляющих и при отсутствии некоторых из них оставшиеся должны
привлекаться обязательно, тем более что размер оплаты труда уста-
навливается комитетом кредиторов и утверждается арбитражным судом.
Именно вследствие того, что размер оплаты труда арбитражного
управляющего установлен в жестких рамках, Законом № 784 предус-
мотрено возмещение его расходов, причем конкретный порядок их
выплаты не установлен. Отметим, что и расходы на оплату труда
арбитражных управляющих и возмещение их расходов, связанных с со-
держанием и хранением имущественных активов банкрота, отнесены к
выплатам, удовлетворяемым в первую очередь.
Кроме того, арбитражному управляющему и привлеченным спе-
циалистам кредиторами и (или) инвесторами может быть установлено и
выплачено дополнительное вознаграждение.
Являясь частным предпринимателем, арбитражный управляющий не
должен забывать об ответственности за свои действия.
Общая ответственность арбитражного управляющего за невыполне-
ние или ненадлежащее выполнение своих полномочий определена в п. 6
ст. 27 Закона № 784.
В этом пункте установлены различные меры ответственности в
зависимости от того, привели или не привели подобные действия
арбитражного управляющего к убыткам должника или кредиторов.
В первом случае арбитражный управляющий может быть лишен ли-
цензии, а во втором случае - своих полномочий.
Если своими действиями арбитражный управляющий нанес убытки в
размерах, составляющих двадцать и более процентов суммы задолжен-
ности должника на день подачи заявления о возбуждении дела о
банкротстве, должник и (или) кредиторы имеют право обратиться с
иском в суд о взыскании убытков, нанесенных умышленными действиями
арбитражного управляющего.
Кроме того, разная ответственность установлена для арбитражно-
го управляющего на различных стадиях производства дела о банк-
ротстве {1}. Подробно эту ответственность рассмотрим ниже.
На арбитражного управляющего возлагается немалый объем работ
как юридического,так и экономического характера (например, прове-
дение финансового анализа состояния должника, составление плана
санации должника, ведение бухгалтерского, статистического учета,
составление финансовой отчетности и пр.). Именно поэтому Законом №
784 предусмотрено, что арбитражный управляющий может на основании
договора привлекать специалистов с оплатой их услуг.
Распорядитель имущества
Первой из стадий производства по делу о банкротстве, установ-
ленных Законом № 784, является процедура распоряжения имуществом
должника. На этой стадии устанавливается состояние неплатежеспо-
собности должника, выявляется круг кредиторов, устанавливаются
размеры ихтребований, созываются собрание и комитет кредиторов.
Распорядитель имущества назначается уже на первых этапах
производства по делу о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 11 Закона №
784 не позднее, чем на пятый день после принятия заявления о воз-
буждении дела о банкротстве, судья выносит постановление о возбуж-
дении производства по делу о банкротстве, в котором, в частности,
указывается о введении процедуры распоряжения имуществом должника,
а также о назначении распорядителя имуществом.
В случае, если при принятии заявления о возбуждении дела о
банкротстве назначить распорядителя имущества невозможно, то его
назначают на подготовительном заседании, которое должно состояться
не позднее чем на тридцатый день со дня принятия заявления о воз-
буждении дела о банкротстве.
Распорядитель имущества назначается арбитражным судом из числа
лиц, зарегистрированных государственным органом по вопросам банк-
ротства как арбитражные управляющие, сведения о которых предос-
тавляются в установленном порядке Высшему арбитражному суду Украи-
ны.
Кредиторы имеют право предложить кандидатуру распорядителя
имущества, которая отвечает указанным требованиям. При этом рас-
порядителями имущества не могут назначаться лица, которые осу-
ществляли ранее управление должником - юридическим лицом, за
исключением случаев, когда с момента отстранения данного лица от
управления должником прошло не менее 3 лет, а также лица, ранее
судимые за совершение корыстных преступлений.
Одной из важных обязанностей распорядителя имущества является
проведение финансового анализа должника, в ходе которого необходи-
мо установить объективную картину финансового состояния должника,
включая состояние его имущества, обязательств, а также результаты
его финансово-хозяйственной деятельности. При этом распорядителю
имущества необходимо руководствоваться Методическими рекоменда-
циями по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и
признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства
или доведения до банкротства, утвержденными Министерством экономи-
ки Украины от 17.01.2001 г. № 10 ( v0010557-01 ).
С одной стороны, согласно п. 15 ст. 11 Закона № 784 назначение
распорядителя имущества не является основанием для прекращения
полномочий руководителя или органа управления должника.
С другой стороны, Закон № 784 предоставляет широкие права рас-
порядителю имущества. Так, без его согласия не могут заключаться
некоторые соглашения, оговоренные в п. 13 ст. 11 Закона № 784,
среди которых существенными являются соглашения по распоряжению
имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет бо-
лее 1 процента балансовой стоимости активов должника. Мало того,
полномочия руководителя или органов управления должника могут быть
прекращены в случае, если ими создаются препятствия действиям
распорядителя имущества (в таком случае по ходатайству комитета
кредиторов на основании постановления арбитражного суда обязан-
ности руководителя должника временно возлагаются на распорядителя
имущества).
Стадия распоряжения имуществом прекращается с принятием реше-
ния о дальнейшей судьбе должника - санации, ликвидации или заклю-
чении мирового соглашения. Таким образом, полномочия арбитражного
управляющего в качестве распорядителя имущества прекращаются со
дня назначения управляющего санацией или ликвидатора или утвержде-
ния арбитражным судом мирового соглашения, если иное не предусмот-
рено Законом № 784.
Права и обязанности распорядителя имущества представлены в
следующей таблице:
|----------------------------------------------------------------|
| Распорядитель имущества |
|--------------------|-------------------------------------------|
| Права | Обязанности |
|--------------------|-------------------------------------------|
|Созывать собрания | Рассматривать совместно с должностными |
|кредиторов и при- | лицами должника копии заявлений кредиторов|
|нимать в них учас- | о денежных требованиях к должнику, которые|
|тие с правом сове- | поступили в арбитражный суд в связи с воз-|
|щательного голоса; | буждением дела о банкротстве и направлены |
|анализировать фи- | должнику в порядке, установленном Законом |
|нансовое состояние | № 784; |
|должника и реко- | вести реестр требований кредиторов в уста-|
|мендовать собранию | новленном порядке; |
|кредиторов меры по | сообщать кредиторам о результатах рассмот-|
|финансовому оздо- | рения их требований должником и включении |
|ровлению должника; | признанных требований в реестр требований |
|обращаться в ар- | кредиторов или об отказе признания требо- |
|битражный суд в | ваний должником; |
|случаях, предус- | принимать меры для защиты имущества долж- |
|мотренных Законом | ника; |
|№ 784; | анализировать финансовую, хозяйственную и |
|получать вознаг- | инвестиционную деятельность должника, его |
|раждение в размере | положение на товарных рынках; |
|и порядке, предус- | выявлять признаки фиктивного банкротства |
|мотренных Законом | или доведения до банкротства; |
|№ 784; | созывать собрания кредиторов; |
|привлекать для | предоставлять государственному органу по |
|обеспечения выпол- | вопросам банкротства сведения, необходимые|
|нения своих полно- | для ведения единой базы данных о предприя-|
|мочий на договор- | тиях, в отношении которых возбуждено дело |
|ной основе специа- | о банкротстве; |
|листов с оплатой их | предоставлять арбитражному суду и комитету|
|деятельности из | кредиторов отчет о своей деятельности, |
|средств должника, | сведения о финансовом состоянии должника, |
|если иное не пре- | предложения о возможности восстановления |
|дусмотрено Законом | платежеспособности должника; |
|№ 784 или решением | выполнять другие функции, предусмотренные |
|комитета кредиторов;| Законом № 784 |
|подавать в арбит- | |
|ражный суд заявление| |
|о досрочном прекра- | |
|щении своих обязан- | |
|ностей; | |
|осуществлять другие | |
|полномочия, предус- | |
|мотренные Законом | |
|№ 784 | |
|--------------------|-------------------------------------------|
Управляющий санацией
Восстановить платежеспособность должника позволяет процедура
санации, которой в Законе № 784 уделено особое внимание, ведь, как
известно, в нем основной акцент сделан не на ликвидацию должника,
а на восстановление его платежеспособности.
Санация предусматривает систему мер, осуществляемых во время
производства по делу о банкротстве с целью предотвращения призна-
ния должника банкротом и его ликвидации. Она направлена на оздо-
ровление финансово-хозяйственного положения должника, а также на
удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов
путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капита-
ла и (или) изменение организационно-правовой и производственной
структуры должника.
Если имеются основания для санации должника, то в сроки, ана-
логичные для введения процедуры распоряжения имуществом должника и
назначения распорядителя имущества, арбитражный суд по ходатайству
комитета кредиторов может вынести постановление о проведении
санации должника и назначении управляющего санацией.
Кандидатура управляющего санацией согласовывается комитетом
кредиторов. Управляющим санацией может быть не только лицо, ис-
полнившее полномочия распорядителей имущества, но и руководитель
предприятия, если на это имеется согласие комитета кредиторов и
(или) инвесторов.
Санация вводится на срок не более 12 месяцев. По ходатайству
комитета кредиторов или управляющего санацией этот срок может быть
продлен еще на 6 месяцев или сокращен.
Права управляющего санацией более широкие, чем права распоря-
дителя имущества. Так, согласно п. 4 ст. 17 Закона № 784 со дня
вынесения постановления о санации прекращаются полномочия руково-
дителя должника, а управление должником переходит к управляющему
санацией. При этом в трехдневный срок управляющему санацией пере-
даются бухгалтерская и другая документация, печати, штампы, мате-
риальные и другие ценности.
Одной из основных обязанностей управляющего санацией является
составление и представление в трехмесячный срок со дня вынесения
постановления о санации комитету кредиторов плана санации должни-
ка.
План санации должен содержать меры по восстановлению платежес-
пособности должника, условия участия инвесторов, при их наличии,
в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в
частности путем перевода долга (части долга) на инвестора, срок и
очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и
условия ответственности инвестора за невыполнение принятых соглас-
но плану санации обязательств.
План санации принимается на заседании комитета кредиторов, ко-
торый созывается управляющим санацией в четырехмесячный срок со
дня вынесения постановления о санации. План считается принятым,
если его поддержало более половины членов комитета кредиторов.
Если в имуществе предприятия должника доля государственной собст-
венности превышает 50 процентов, то план санации должен предвари-
тельно согласовываться с органом, уполномоченным управлять госу-
дарственным имуществом.
За 15 дней до окончания санации, а также при наличии оснований
для досрочного прекращения санации, управляющий санацией обязан
представить комитету кредиторов письменный отчет, который должен
содержать следующую информацию:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- счет прибылей и убытков должника;
- сведения о наличии у должника денежных средств, которые мо-
гут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов долж-
ника;
- сведения о дебиторской задолженности должника на дату
представления отчета и о нереализованных правах требования должни-
ка;
- другие сведения о возможностях погашения оставшейся креди-
торской задолженности.
Одновременно с отчетом управляющий санацией вносит одно из
предложений:
- о принятии решения о досрочном прекращении процедуры санации
в связи с восстановлением платежеспособности должника;
- о заключении мирового соглашения;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продолжении
процедуры санации;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании
должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
По результатам рассмотрения отчета управляющего санацией и его
предложений комитет кредиторов принимает решение о дальнейшей
судьбе должника. Отчет управляющего санацией, протокол собрания
кредиторов, а также реестр требований и жалоб кредиторов рассмат-
риваются на заседании арбитражного суда.
Если собрание кредиторов приняло решение о выполнении плана
санации и окончании санации или об обращении в арбитражный суд с
ходатайством о прекращении санации в связи с восстановлением пла-
тежеспособности, отчет управляющего санацией подлежит утверждению
арбитражным судом.
Если же признаки восстановления платежеспособности должника
отсутствуют или если жалобы кредиторов, голосовавших против (или
не принимавших участия в голосовании) принятого собранием кредито-
ров решения являются обоснованными, арбитражный суд отказывает в
утверждении отчета управляющего санацией.
Утверждение отчета управляющего санацией является основанием
для вынесения арбитражным судом постановления о прекращении произ-
водства по делу о банкротстве.
Права, обязанности, а также ответственность управляющего сана-
цией представлены в следующей таблице:
|----------------------------------------------------------------|
| Управляющий санацией |
|----------------|-----------------------------|-----------------|
| Права | Обязанности | Ответственность |
|----------------|-----------------------------|-----------------|
|Самостоятельно |Принимать в хозяйственное |В случае неиспол-|
|распоряжаться |ведение имущество должника |нения или ненад- |
|имуществом |и организовывать проведение |лежащего исполне-|
|должника с |его инвентаризации; |ния управляющим |
|учетом ограни- |открывать специальный счет |санацией своих |
|чений, предус- |для проведения санации и |обязанностей, |
|мотренных За- |расчетов с кредиторами; |комитет кредито- |
|коном № 784; |разрабатывать и представ- |ров выносит реше-|
|заключать от |лять на утверждение коми- |ние, на основании|
|имени должника |тета кредиторов план |которого арбит- |
|мировое согла- |санации должника, согласо- |ражный суд осво- |
|шение и другие |ванный с должником, органом, |бождает управляю-|
|гражданско- |уполномоченным управлять |щего санацией от |
|правовые сог- |имуществом должника; |его полномочий |
|лашения; отка- |организовывать ведение бух- | |
|зываться от |галтерского и статистического| |
|выполнения до- |учета и финансовой отчетнос- | |
|говоров долж- |ти; | |
|ника в случаях, |осуществлять меры по взыс- | |
|предусмотрен- |канию дебиторской задолжен- | |
|ных Законом |ности перед должником; | |
|№ 784 |рассматривать требования кре-| |
| |диторов в отношении обяза- | |
| |тельств должника, возникших | |
| |после возбуждения дела о | |
| |банкротстве в процедуре рас- | |
| |поряжения имуществом должника| |
| |и санации; | |
| |заявлять в установленном по- | |
| |рядке возражения в отношении | |
| |заявленных к должнику требо- | |
| |ваний кредиторов, указанных | |
| |в предыдущем подпункте; | |
| |отчитываться перед комитетом | |
| |кредиторов в отношении после-| |
| |довательной реализации плана | |
| |санации; сообщать в десяти- | |
| |дневный срок со дня вынесения| |
| |арбитражным удом соответст- | |
| |вующего определения госу- | |
| |дарственному органу по воп- | |
| |росам банкротства о своем | |
| |назначении, утверждении ми- | |
| |рового соглашения, окончании | |
| |выполнения плана санации, | |
| |освобождении от обязанностей;| |
| |осуществлять другие полномо- | |
| |чия, предусмотренные Законом | |
| |№ 784 | |
|----------------|-----------------------------|-----------------|
Ликвидатор
Если восстановить платежеспособность должника невозможно, ар-
битражный суд принимает постановление о признании должника банкро-
том, которым, в частности, назначается ликвидатор, и открывает
ликвидационную процедуру.
По ходатайству ликвидатора, согласованному с комитетом креди-
торов, арбитражный суд назначает членов ликвидационной комиссии.
В состав ликвидационной комиссии включаются представители кре-
диторов, финансовых органов, а в случае необходимости - также
представители государственного органа по делам надзора за страхо-
вой деятельностью, Антимонопольного комитета Украины, государст-
венного органа по вопросам банкротства, если банкротом признано
государственное предприятие, и представитель органов местного
самоуправления.
Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководи-
теля (органов управления) юридического лица - банкрота, в связи с
чем в течение трех дней органы управления банкрота обязаны пере-
дать ликвидатору печати, штампы, материальные и другие ценности
банкрота.
В пятидневный срок со дня принятия постановления о признании
должника банкротом ликвидатором осуществляется опубликование све-
дений о признании должника банкротом и открытии ликвидационной
процедуры в официальных печатных органах за счет банкрота.
Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть об-
жалованы в арбитражном суде следующими лицами:
- владельцем имущества (органом, уполномоченным управлять иму-
ществом) банкрота;
- лицом, отвечающим по обязательствам банкрота;
- каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов;
- лицом, которое, ссылаясь на свои права владельца или на дру-
гое основание, предусмотренное законом или договором, оспаривает
правомерность отнесения имущественных активов или средств к ликви-
дационной массе.
В состав ликвидационной массы включаются все виды имуществен-
ных активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадле-
жащие ему на правах собственности или полного хозяйственного веде-
ния на дату открытия ликвидационной процедуры и обнаруженные в
ходе ликвидационной процедуры, за исключением объектов государст-
венного жилищного фонда, в том числе общежитии, детских дошкольных
заведений и объектов коммунальной инфраструктуры, которые в случае
банкротства предприятия передаются в порядке, установленном зако-
нодательством, в коммунальную собственность соответствующих терри-
ториальных общин без дополнительных условий и финансируются в
установленном порядке.
После проведения инвентаризации и оценки имущества банкрота,
ликвидатор начинает продажу имущества. Порядок продажи имущества,
состав, условия и сроки его приобретения согласовываются с комите-
том кредиторов. Имущество банкрота продается на основании догово-
ров купли-продажи, которые заключаются между покупателем и ликви-
датором.
Не реже одного раза в месяц ликвидатор представляет комитету
кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом
состоянии и имуществе должника на день открытия ликвидационной
процедуры и при проведении ликвидационной процедуры, использовании
средств должника, а также другую информацию по требованию кредито-
ров.
Средства от продажи имущества банкрота направляются на удов-
летворение требований кредиторов в порядке и очередности, опреде-
ленных в статье 31 Закона № 784.
Требования, неудовлетворенные за недостаточностью имущества,
считаются погашенными.
После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор
представляет в арбитражный суд отчет и ликвидационный баланс, к
которому прилагаются:
- показатели обнаруженной ликвидационной массы (данные ее ин-
вентаризации);
- сведения о реализации объектов ликвидационной массы со ссыл-
кой на заключенные договоры купли-продажи;
- копии договоров купли-продажи и акты приемки-передачи иму-
щества;
- реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных
требований кредиторов;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Арбитражный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения
членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит поста-
новление об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного ба-
ланса.
Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам банк-
ротства о завершении ликвидационной процедуры.
Если по результатам процедуры ликвидации после удовлетворения
требований кредиторов имущества банкрота не осталось, то арбитраж-
ный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица -
банкрота.
Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требо-
ваний кредиторов, он считается не имеющим долгов и может продол-
жать свою предпринимательскую деятельность. Арбитражный суд может
вынести постановление о ликвидации такого юридического лица только
в случае, если у него осталось имущественных активов меньше,
чем требуется для его функционирования в соответствии с законода-
тельством.
|----------------------------------------------------------------|
| Ликвидатор |
|----------------------------------|------|----------------------|
| Полномочия | Права| Ответственность |
|----------------------------------|------|----------------------|
|Принимает в свое ведение имущество|Со дня|В случае невыполнения |
|должника, принимает меры по обес- |назна-|или ненадлежащего |
|печению его сохранения; |чения |выполнения ликвидато- |
|выполняет функции по управлению и |к лик-|ром своих обязаннос- |
|распоряжению имуществом банкрота; |вида- |тей арбитражный суд по|
|осуществляет инвентаризацию и |тору |ходатайству комитета |
|оценку имущества банкрота; |пере- |кредиторов может |
|анализирует финансовое состояние |ходят |прекратить полномочия |
|банкрота; |все |ликвидатора. Если |
|выполняет полномочия руководителя |права |арбитражный суд пришел|
|(органов управления) банкрота; |руко- |к заключению, что |
|возглавляетликвидационную комиссию|води- |ликвидатор не выявил |
|и формируетликвидационную массу; |теля |или не реализовал все |
|предъявляет к третьим лицам требо-|банк- |имеющиеся имуществен- |
|вания по возврату дебиторской |рота |ные активы ликвида- |
|задолженности банкроту; | |ционной массы, необ- |
|имеет право получать кредит для | |ходимые для полного |
|выплаты выходного пособия работ- | |удовлетворения кре- |
|никам, увольняемым вследствие | |диторов, он выносит |
|ликвидации банкрота, который | |определение о назна- |
|возмещается в первую очередь в | |чении нового ликвида- |
|соответствии со ст. 31 Закона | |тора |
|№ 784 за счет средств, полученных | | |
|от продажи имущества банкрота; | | |
|со дня признания должника банкро- | | |
|том и открытия ликвидационной | | |
|процедуры сообщает работникам | | |
|банкрота об увольнении и осу- | | |
|ществляет его в соответствии с | | |
|законодательством Украины о труде.| | |
|Выплата выходного пособия уволен- | | |
|ным работникам банкрота осуществ- | | |
|ляется ликвидатором в первую оче- | | |
|редь за счет средств, полученных | | |
|от продажи имущества банкрота, | | |
|или полученного для этой цели | | |
|кредита; заявляет в установленном | | |
|порядке возражения по заявленным | | |
|к должнику требованиям кредиторов;| | |
|заявляет об отказе от выполнения | | |
|договоров банкрота в порядке, | | |
|установленном Законом № 784; | | |
|принимает меры, направленные на | | |
|поиск, выявление и возврат иму- | | |
|щества банкрота, находящегося у | | |
|третьих лиц; | | |
|передает в установленном порядке | | |
|на хранение документы банкрота, | | |
|которые в соответствии с норма- | | |
|тивно-правовыми документами | | |
|подлежат обязательному хранению; | | |
|реализует имущество банкрота для | | |
|удовлетворения требований, вклю- | | |
|ченных в реестр требований кре- | | |
|диторов, в порядке, предусмот- | | |
|ренном Законом № 784; | | |
|сообщает о своем назначении | | |
|государственному органу по воп- | | |
|росам банкротства в десятидневный | | |
|срок со дня принятия решения ар- | | |
|битражным судом и предоставляет | | |
|государственному органу по вопро- | | |
|сам банкротства информацию для | | |
|ведения единой базы данных по | | |
|предприятиям-банкротам; | | |
|осуществляет другие полномочия, | | |
|предусмотренные Законом № 784 | | |
|----------------------------------|------|----------------------|
Мировое соглашение
На любой стадии производства по делу о банкротстве может быть
заключено мировое соглашение, т. е. договоренность между должником
и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке
платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон.
Решение о заключении мирового соглашения может быть принято
большинством голосов членов комитета кредиторов при условии, что
все кредиторы, требования которых обеспечены залогом, изъявили
письменное согласие.
Решение о заключении мирового соглашения принимается от имени
должника руководителем должника или арбитражным управляющим (уп-
равляющим санацией, ликвидатором), которые выполняют полномочия
органов управления и руководителя должника и подписывают его. От
имени кредиторов мировое соглашение подписывает председатель коми-
тета кредиторов.
Арбитражный управляющий в течение пяти дней со дня заключения
мирового соглашения должен подать в арбитражный суд заявление об
утверждении мирового соглашения.
К заявлению об утверждении мирового соглашения прилагаются:
- текст мирового соглашения;
- протокол заседания комитета кредиторов, на котором было при-
нято решение о заключении мирового соглашения;
- список кредиторов с указанием почтового адреса, номера (ко-
да), идентифицирующего налогоплательщика, и суммы задолженности;
- обязательство должника относительно возмещения всех расхо-
дов, возмещение которых предусмотрено в первую очередь в соот-
ветствии со ст. 31 Закона № 784, кроме требований кредиторов,
обеспеченных залогом;
- письменные возражения кредиторов, не принимавших участия в
голосовании о заключении мирового соглашения или проголосовавших
против заключения мирового соглашения, при их наличии.
Следует отметить, что в статью 36 Закона № 784, регулирующую
условия заключения мирового соглашения, с 01.04.2001 г. внесены
изменения. Так, если условия мирового соглашения предусматривают
рассрочку или отсрочку, или прощение (списание) долгов или их час-
ти, орган взыскания обязан согласиться на удовлетворение части
требований по налогам, сборам (обязательным платежам) на условиях
такого мирового соглашения с целью обеспечения восстановления пла-
тежеспособности предприятия. При этом налоговый долг, возникший в
срок, предшествующий трем (ранее - двум) полным календарным годам
до дня подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в арбит-
ражный суд, признается безнадежным и списывается, а налоговые обя-
зательства или налоговый долг, возникший в срок в течение трех
последних календарных лет перед днем подачи заявления о возбужде-
нии дела о банкротстве в арбитражный суд, рассрочиваются (отсрочи-
ваются) или списываются на условиях мирового соглашения (в нас-
тоящий момент предусматривается рассрочка до шести лет).
Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглаше-
ния (это может произойти в случае, если условия мирового соглаше-
ния противоречат законодательству, а также в случае нарушения
порядка заключения мирового соглашения), о чем выносится соот-
ветствующее постановление.
Если арбитражный суд утверждает мировое соглашение, то со дня
его утверждения должник приступает к погашению требований кредито-
ров согласно условиям мирового соглашения. С этого же дня прекра-
щаются полномочия арбитражного управляющего.
В заключение отметим, что в развитие Закона № 784 приказом
Агентства по вопросам банкротства от 06.11.99 г. № 96 ( z0835-99 )
было принято Положение о порядке формирования и ведения единой
базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено произ-
водство по делу о банкротстве. В соответствии с этим Положением
такую базу данных ведет Агентство по вопросам банкротства.
Внедрение единой базы данных способствует проведению монито-
ринга процесса восстановления платежеспособности субъекта предпри-
нимательской деятельности - должника или признания его банкротом,
оперативности и объективности доведения первичной и аналитической
информации до сведения органов исполнительной власти, арбитражных
судов, органов местного самоуправления, общественных организаций,
средств массовой информации, населения Украины.
{1} Говоря об ответственности арбитражного управляющего на
стадии ликвидации предприятия, нельзя не упомянуть о Законе
Украины от 05.04.2001 г. № 2372-III ( 2372-14 ) (см. стр. 6 нас-
тоящей газеты), который устанавливает административные штрафы за
ведение бухгалтерского учета и представление финансовой отчетности
с нарушением установленного порядка, включая нарушения при оценке
имущества и обязательств юридического лица.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 38/01, стр. 37
[10.05.2001]
Д. Kостюк
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------