Уставный фонд предприятия
Некоторые юридические и налоговые аспекты
Как показывает арбитражная практика и практика налоговых
проверок хозяйственные операции, связанные с уставным фондом и
корпоративными правами, вызывают трудности у предприятий. Допущен-
ные ошибки ведут к нарушениям налогового законодательства и приме-
нению штрафных санкций.
------------------------------------------------------------------
Что такое уставный фонд? (Юридический и бухгалтерский аспект)
Общее понятие "уставный фонд" еще недостаточно разработано
юридической наукой и законодательством. Единственное и наиболее
полное законодательное определение понятия "уставный фонд" можно
найти в п. 65 Положения об организации бухгалтерского учета и
отчетности в Украине, утв. постановлением Кабинета Министров
Украины от 03.04.93 № 250 ( 250-93-п ) - совокупность вкладов (в
денежном выражении) участников (собственников) в имуществе при
создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах,
определенных учредительными документами (данный нормативно-право-
вой документ утратил силу 28.02.2000). Характерно, что такое опре-
деление уставного фонда совпадает с определением, разработанным и
юридической наукой.
Современный бухгалтерский учет вообще отказывается от понятия
"уставный фонд" заменяя его на понятие "уставный капитал" - п. 37
Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утв. прика-
зом Минфина Украины от 31.03.99 № 87 ( z0396-99 ). Здесь уставный
капитал рассматривается, как зафиксированная в учредительных доку-
ментах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников
(участников) в капитал предприятия. Предприятия, для которых не
предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по
данной статье сумму фактического взноса собственников в уставный
капитал предприятия. Далее упоминания об уставном капитале (фонде)
можно найти в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 5 "Отчет
о собственном капитале" ( z0399-99 ), утв. приказом Минфина Украи-
ны от 31.03.99 № 87. А п. 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налогообло-
жении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ) (в редакции от 22.05.97)
фактически отождествляет понятия "уставный капитал" и "уставный
фонд". Если же обобщить действующее налоговое законодательство, то
можно прийти к выводу, что понятие "уставный фонд" здесь непос-
редственно связывается с понятием "корпоративные права". Согласно
п. 1.8 ст. 1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" (в ре-
дакции от 02.03.2000) - корпоративные права - это право собствен-
ности на долю (пай) в уставном фонде (капитале) юридического лица,
в том числе право на управление, получение соответствующей части
прибыли такого юридического лица, а также получение активов в слу-
чае ее ликвидации, независимо от формы создания такого юридическо-
го лица.
По мнению большинства авторов, уставному фонду присущи такие
основные функции - гарантийная и стабилизационная, и такие призна-
ки, как относительное постоянство и определенность {1}. Так, вне-
сенное в оплату акций имущество (денежные средства) составляют ма-
териальную базу для начала деятельности акционерного общества при
его возникновении. Гарантийная функция уставного "фонда опреде-
ляется его минимальными размерами, установленными действующим за-
конодательством {2}.
Нужен ли предприятию уставный фонд?
Формирование уставного фонда является важным, а в некоторых
случаях и необходимым этапом создания предприятия. Все ли виды
предприятий должны иметь уставный фонд? Данный вопрос можно сфор-
мулировать по другому: "Обязательно ли при создании предприятия,
во всяком случае на момент государственной регистрации, обеспечи-
вать его каким-либо имуществом? Данная проблема имеет сугубо прак-
тический налоговый аспект. Так, согласно пп. 3.2.8 п. 3.2 ст. 3
Закона Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР "О налоге на добавленую
стоимость" (далее - Закон об НДС) не являются объектом обложения
НДС - передача основных фондов в качестве взноса в уставный фонд
юридического лица для формирования его целостного имущественного
комплекса в обмен на корпоративные права, а также возврат "предва-
рительно внесенных в уставный фонд основных фондов. Речь идет о
взносе именно в уставный фонд, как необходимом условии применения
данной нормы Закона об НДС.
Если же обратиться к пп. 1.28.2 п. 1.28 ст. 1.1 пп. 4.2.5
п. 4.2. ст. 4 Закона Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР "О налогооб-
ложении прибыли предприятий", то здесь предусмотрено, что передача
в уставный фонд предприятия TMЦ является прямой инвестицией и не
включается в валовой доход предприятия, получившего такую инвести-
цию. Более подробно это разъяснено в письме ГНАУ от 10.11.2000
№ 6235/6/15-1116 ( v6235225-00 ). Таким образом, и здесь наличие
уставного фонда имеет существенное значение для расчета налога на
прибыль.
Для некоторых организационно-правовых форм обязательность ус-
тавного фонда прямо предусмотрена действующим законодательством.
Это прежде всего Закон Украины от 19.09.91 № 1576-XII ( 1576-12 )
"О хозяйственных обществах" - ст. 24 (акционерные общества),
ст. 50 (общества с ограниченной ответственностью), ст. 65 (общест-
ва с дополнительной ответственностью). Для других видов пред-
приятий таких прямых указаний об обязательности уставного фонда в
действующем законодательстве нет. Так, в коллективных сельскохо-
зяйственных предприятиях (КСП) предусмотрено создание паевого
фонда, который однако не является аналогом уставного фонда (ст. 9
Закона Украины от 14.02.92 № 2114-XII ( 2114-12 ) "О коллективном сельскохозяйственном предприятии").
Вышеизложенное впрочем не означает, что учредитель при созда-
нии любого другого предприятия (частное, государственное, комму-
нальное и т.п.) не может принять решение о формировании его устав-
ного фонда, т.е. об обеспечении нового предприятия определенным
"стартовым" капиталом. Подобное не запрещено действующим законо-
дательством. Возможность создания уставного фонда на предприятиях
всех организационно-правовых форм (а не только тех, где это прямо
предусмотрено Законом) установлена и п. 1.8 ст. 1 Закона "О нало-
гообложении прибыли предприятий". С другой стороны, некоторые
авторы научных публикаций считают, что создание предприятия без
уставного фонда вообще невозможно.
Если же взять бухгалтерский аспект этой проблемы, то фактичес-
ки любое предприятие в момент создания всегда имеет определенное
имущественное право - право на размещение (аренду) в определенном
помещении без чего невозможна государственная регистрация. Это
имущественное право (нематериальный актив, оцененный в деньгах -
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные акти-
вы", утв. приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99
№ 242 ( z0750-99 )) может рассматриваться, как первоначальный
вклад учредителя в уставный фонд своего предприятия при любом
подходе к проблеме формирования уставного фонда в момент госу-
дарственной регистрации. Это может быть ответом тем чиновникам,
которые отказывают в регистрации предприятий с "нулевым "уставным
фондом", например, частных. Следует учесть и такой важный юриди-
ческий аспект этой проблемы. Если учредитель решает наделить свое
предприятие уставным фондом в момент его создания, то это следует
отразить в учредительных документах (устав, учредительный договор,
положение о предприятии и т.д.), т.е. здесь фиксируется сам факт
наличия уставного фонда и его размер. В противном случае возникнет
проблема с корпоративными правами, их передачей и последующим на-
логообложением (по смыслу п. 1.8 ст. 1 Закона "О налогообложении
прибыли предприятий" корпоративные права существуют только там,
где есть уставный фонд). При отсутствии на предприятии уставного
фонда и, соответственно, корпоративных прав передача имущества та-
кому предприятию будет облагаться налогом на общих основаниях.
Так, районная ГНИ г. Киева применила к предприятию санкции за за-
нижение налога на прибыль. Уставный фонд данного предприятия не
был оформлен надлежащим образом и в уставе даже не упоминался.
Взнос "на пополнение уставного фонда" был налоговиками квалифици-
рован, как получение дохода - получение товаров без оплаты. Арбит-
ражный суд г. Киева согласился с такой позицией ГНИ.
Как сформировать уставный фонд?
Конкретные требования к формированию уставного фонда и его
размерам установлены только в Законе "О хозяйственных обществах"
( 1576-12 ) и применимы к акционерным обществам, обществам с огра-
ниченной ответственностью и обществам с дополнительной ответствен-
ностью. Так, ст. 13 предусмотрено, что вкладами могут быть здания,
сооружения, оборудование, другие ТМЦ, ценные бумаги, право пользо-
вавния землей, зданиями, другие имущественные права, денежные
средства. При формировании уставного фонда предприятий других
организационно-правовых форм (частные, коллективные и т.д.) может
быть применена аналогия закона, т.к. данные отношения законода-
тельством прямо не регулируются. Речь идет о применении вышеупомя-
нутой ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах", например, к част-
ным (собственность одного лица) или государственным предприятиям.
Что же касается налогообложения передачи права пользования
нематериальными активами в уставный фонд в обмен на корпора-
тивные права, то здесь следует руководствоваться письмом ГНАУ
№ 8367/7/15-1117 ( v8367225-00 ) от 15.06.2000. Так, получение
предприятием права пользования программным продуктом рассматри-
вается, как прямая инвестиция и соответственно не включается в ва-
ловой доход данного предприятия. Не включаются в доход учредителя
и полученные взамен корпоративные права.
Важной является проблема оценки вкладов (взносов) в уставный
фонд предприятия. Если речь идет о хозяйственных обществах (ак-
ционерное, общество с ограниченной ответственностью), то согласно
ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах" порядок оценки вкладов
устанавливается в учредительных документах этих хозяйственных об-
ществ. Иное может быть предусмотрено законодательством Украины.
Таким образом, в данном случае фактически сами учредители хо-
зяйственных обществ могут определять критерии, по которым будет
производиться оценка их вкладов (договорная оценка). Главное чтобы
это было оформлено соответствующим актом оценки и приема-передачи
в уставный фонд (возможен и иной документ, главное - документаль-
ное оформление данной хозяйственной операции). Понятно, что она
может отличать от балансовой или рыночной. Кстати, согласно новой
редакции ст. 52 Закона "О хозяйственных обществах" банковское
подтверждение взносов в уставный фонд требуется только по денежным
средствам (Закон от 21.09.2000 № 1987-ХII ( 1987-12 )).
Что же касается порядка оценки взносов в уставный фонд
предприятии других организационно-правовых форм, то данный вопрос
вообще не регулируется действующим законодательством.
Уставный фонд и передача права собственности
Несмотря на внешнюю ясность этого вопроса на практике возни-
кают определенные трудности. Так, ст. 12 Закона "О хозяйственных
обществах" определено, что хозяйственное общество является собст-
венником имущества, которое передано в собственность этого общест-
ва. Соответственно возникает проблема с оформлением такой переда-
чи, особенно если это связано с регистрацией права собственности,
например, на недвижимость или на автотранспорт. Встречаются ситуа-
ции, когда стороны оформляют акт приема-передачи определенного
имущества в уставный фонд создаваемого юридического лица, однако
оно остается на балансе учредителя, более того, он продолжает
платить за него соответствующие налоги. Возникает вопрос - переда-
но ли данное имущество в собственность хозяйственного общества,
т.е. выполнил ли учредитель свою обязанность по формированию
уставного фонда? Если эта обязанность не выполнена в течение года
после регистрации общества с ограниченной ответственностью, то с
учредителя (участника) могут взыскать за время просрочки 10% годо-
вых с недовнесенных сумм (стоимости имущества).
По общему правилу ст. 128 Гражданского кодекса Украины право
собственности у приобретателя возникает с момента передачи иму-
щества, если иное не предусмотрено законом или договором. Если
уставом или учредительным договором предусмотрена передача иму-
щества в уставный фонд с передачей права собственности, то акта
приема-передачи в данном случае достаточно. Если уставом или учре-
дительным договором этот вопрос вообще никак не решен, то учреди-
тели должны предусмотреть переход права собственности в ином доку-
менте. В противном случае возможна ситуация, когда один соучреди-
тель считает, что передал свое имущество только в пользование
предприятию, а остальные соучредители - что имущество передано им
в коллективную собственность. Сразу оговоримся, что сама по себе
передача "с баланса на баланс", как бухгалтерская операция этой
проблемы не решает. При отсутствии оформления передачи права
собственности могут возникнуть проблемы с налогообложением, напри-
мер, при определении того, кто будет начислять амортизационные от-
числения.
Если же речь идет об имуществе, которое подлежит регистрации,
то здесь надо учесть следующее. При передаче в уставный фонд нед-
вижимого имущества следует руководствоваться п. 4 Инструкции о по-
рядке государственной регистрации права собственности на объекты
недвижимого имущества, которое находится в собственности юридичес-
ких и физических лиц, утв. приказом Государственного комитета
строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98
№ 121 ( z0399-98 ). Здесь предусмотрено, что соучредителям (граж-
дане, юридические лица), которые внесли в уставный фонд предприя-
тия объект недвижимости, должны получить у местных органов власти
соответствующее свидетельство на право собственности. Только в
этом случае оформление передачи права собственности можно считать
завершенным.
{1} Вісник Вищого арбітражного суду України, 1/2000, стр. 145.
{2} "Право собственности в Украине", Киев - 1996 г., стр. 104.
------------------------------------------------------------------
"Налоговый, банковский, таможенный Консультант"
№29/01, стр. 10
[23.07.2001]
С. Казимиров, С. Теньков; Директор правового центра "Профконсал-
тинг", директор юридического департамента центра.
------------------------------------------------------------------