Расходы на создание "WEB - страницы"
------------------------------------------------------------------
В настоящее время уже не являются редкостью предприятия, кото-
рые в ходе осуществления своей деятельности активно используют
компьютеры. Кроме того, большая часть таких предприятий еще и
пользуется услугами Интернет и, следовательно, знакомы с таким по-
нятием, как "WEB - страница". Степень знакомства может быть разная
- кто-то только слышал об этом, а кто-то уже успел (или собирает-
ся) создать ее на своем предприятии с целью ознакомления наиболь-
шего количества потенциальных клиентов о направлениях и видах
деятельности своего предприятия.
"Ориентир" - газета больше бухгалтерская, поэтому в своей
консультации мы попробуем помочь, прежде всего, бухгалтеру разоб-
раться с отражением в бухгалтерском и налоговом учете расходов,
связанных с созданием "WEB - страницы". Чем, с точки зрения
бухгалтерского и налогового учета, являются такие расходы -
расходами на рекламу или расходами на приобретение (создание)
нематериального актива?
Разобраться с этим бухгалтеру крайне важно, так как от этого
зависит учет таких затрат. Во - первых, это прежде всего, повлияет
на размер налогооблагаемой прибыли предприятия. Во - вторых, неп-
равильное отражение расходов на создание "WEB - страницы" в бух-
галтерском учете приведет к искажению финансовой отчетности.
Согласно П(С)БУ № 8 ( z0750-99 ) "Нематериальные активы" нема-
териальным активом является немонетарный актив, который не имеет
материальной формы, может быть идентифицирован (отделен от пред-
приятия) и содержится предприятием в целях использования в течение
периода более одного года (или одного операционного цикла, если
он больше одного года) для производства, торговли, в администра-
тивных целях или предоставления в аренду другим лицам. Немате-
риальный актив как в бухгалтерском, так и в налоговом учете подле-
жит амортизации. Следовательно, в расходы нематериальный актив по-
падет путем систематического распределения его стоимости между
соответствующими отчетными периодами в виде амортизации. К немате-
риальным активам, в частности, относятся программы для ЭВМ, базы
данных и т.п. Однако в П(С)БУ № 8 прямо указано, что расходы на
рекламу и продвижение продукции на рынке не признаются активами.
Связано это с тем, что рекламные расходы относятся к расходам
на сбыт и, в соответствии с нормами П(С)БУ № 16 ( z0027-00 )
"Расходы", относятся к расходам отчетного периода. Аналогично рек-
ламные расходы отражаются в налоговом учете. Согласно п.п. 5.4.4
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97
№ 283/97 расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и
рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), прода-
ваемых (предоставляемых) такими налогоплательщиками относятся к
составу валовых расходов в полном объеме.
Мнение специалистов в отношении признания расходов, о которых
зашла речь в данной статье, разошлись. Что касается авторов данной
статьи, то они больше склоняются к мнению, что расходы на создание
"WEB - страницы" следует рассматривать как рекламные расходы. Мы
постараемся обосновать свое мнение и для начала предлагаем
рассмотреть, что же из себя представляет WEB - страница, а затем
обратимся к действующему законодательству, чтобы разобраться в
терминологии.
Вот несколько частных случаев, объясняющих назначение WEB -
страниц.
Итак, директор некоего предприятия "Запорiзька галушка" решил
накормить горячими обедами все офисы, расположенные в городе. Пер-
вая мысль - напечатать необходимое количество листовок и разнести
их всем потенциальным клиентам. Путь правильный, но менее эффек-
тивный (для жителей данного населенного пункта {1}), чем создать
одну единственную листовку и разместить ее в Internet (вопрос
эффективности первого варианта в данной статье не рассматривает-
ся).
Случай второй. Некий украинский бизнесмен выпускает продукцию,
жизненно необходимую для жителей США, и, желая заработать не-
который капитал, хочет продавать его именно там. Печатать листов-
ки, отправлять их в Америку и пытаться их там распространять,
либо рекламировать свой продукт в СМИ США - достаточно дорогое
удовольствие. Лучший способ - создать WEB - страницу - рекламное
объявление в электронном виде и сделать его доступным жителям США,
проведя в Internet соответствующую рекламную кампанию.
Случай третий. Ничего не знающий о языках программирования ху-
дожник решил показать всему миру коллекцию своих картин. Используя
подручные средства, на домашнем компьютере он создает галерею из
своих произведений и размещает их в Internet, что в конечном итоге
может принести ему не только известность, но и некоторый капитал,
в случае успеха его произведений.
Во всех рассмотренных случаях речь шла о WEB - cтpaницах,
используемых в качестве прямой рекламы. При этом WEB - страницы
заменяют собой громадное количество бумажных листовок, их нельзя
выбросить в корзину, к ним можно вернуться в любой момент и они, в
отличие от бумажной рекламы, могут меняться в зависимости от
ситуации, минуя дополнительные тиражи.
Теперь обратимся к компьютерной терминологии, чтобы понять,
что из себя представляют с точки зрения программистов WEB - сайты.
World Wide Web, WWW, Web - Всемирная Паутина, распределенная
система доступа к гипертекстовым документам, существующая в
Internet. HTML является основным языком для создания документов в
WWW.
Web - страница - документ (файл), подготовленный в формате ги-
пертекста и размещенный в World Wide Web.
Сайт (site) - набор Web-страниц, принадлежащих одному вла-
дельцу.
HTML - файл или HTML - страница - документ, созданный в виде
гипертекста на основе языка HTML. Такие файлы имеют, как правило,
расширения Htm или html. В гипертекстовых редакторах и броузерах
эти файлы имеют общее название "документ".
Гиперссылка - фрагмент текста, который является указателем на
другой файл или объект. Гиперссылки необходимы для того, чтобы
обеспечить возможность перехода от одного документа к другому.
Код HTML - гипертекстовый документ в своем изначальном виде,
когда видны все элементы и атрибуты, то есть, по сути дела,
текстовый файл, содержащий набор элементов HTML.
Броузер (browser) - программа для просмотра Web - страниц.
(Определения приведены из книги А. Гончарова "HTML в примерах"
- Спб: Питер, 1997. - 192 с.)
Таким образом, когда заходит речь о Web - страницах или
Web - сайтах, то имеется в виду один или несколько электронных
документов, объединенных, так называемыми, Гиперссылками.
Теперь обратимся к законодательству Украины:
Постановление КМУ "О утверждении Положения о порядке госу-
дарственного контроля за международными передачами товаров, кото-
рые используются или могут быть использованы в создании ракетного
оружия " (раздел Определения) от 27 июля 1995 № 563 ( 563-95-п ).
"Программа" - последовательность команд для выполнения или
преобразования в форму, которая подлежит выполнению при помощи
компьютера.
Постановление КМУ "О утверждении Положения о порядке контроля
за экспортом, импортом и транзитом товаров, которые касаются ядер-
ной деятельности и могут быть использованы в создании ядерного
оружия " (ч. 5, Дополнение, п. II.11.1. 2) от 12 марта 1996 № 302
( 302-96-п ).
"Программное обеспечение" - набор одной или больше "программ"
или "микропрограмм", зафиксированных на каком-либо материальном
носителе.
Закон Украины "Об информации" (ст. 27) от 2 октября 1992 г.
№ 2657-ХII ( 2657-12 ).
"Документ" - это предусмотренная законом материальная форма
получения, хранения, использования и распространения информации,
путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино -, фотопленке,
оптическом диске или другом носителе.
Закон Украины "О рекламе" (ст. 1) от 3 июля 1996 № 270/96
( 270/96 ).
"Реклама" - специальная информация о лицах или продукции, ко-
торая распространяется в любой форме и любым способом с целью
прямого или опосредованного получения прибыли.
Особенность WEB - страниц заключается в том, что в отличие от
компьтерных программ сами по себе WEB - страницы ничего не могут
делать. Просмотреть их содержимое можно только с помощью использо-
вания соответствующих программ - Броузеров.
Теперь подведем итоги. Учитывая существующую терминологию,
действующее законодательство Украины и прочие аспекты WWW, у
бухгалтера существует возможность доказать, что в бухгалтерском и
налоговом учете создание и использование WEB - страниц необходимо
отражать именно как рекламные расходы, а не как расходы на созда-
ние нематериального актива, который может в любой момент быть
обособлен от предприятия (правда, теоретически WEB - страница тоже
может быть продана или другим образом отделена от предприятия, но
на практике это никому не нужно). К тому же еще одним обязательным
условием для признания в бухгалтерском учете актива нематериальным
служит ожидаемый срок его полезного использования, который должен
превышать один год (или один операционный цикл, если он больше
года). А вообще, еще раз повторяем, что это только наше мнение и
размышления на тему, с которой приходится довольно часто сталки-
ваться.
{1} Считаем, что у всех потенциальных клиентов имеются компьютеры,
и общаются эти клиенты исключительно через Internet.
------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№32/01, стр. 39
[31.08.2001]
А. Разгонов, О. Рубитель
Аудиторская фирма "Альфа" (Запорожье)
------------------------------------------------------------------