Налогоплательщики и банк "Украина": кто виноват и что делать?
------------------------------------------------------------------
На сегодняшний день перед большинством клиентов банка "Украи-
на" встала большая проблема по расчетам с бюджетом. Банк "Украина"
вплоть до 16 июля 2001 года, то есть до момента отзыва лицензий и
начала процедуры ликвидации в соответствии с письмом Национального
банка Украины от 15.07.2001 г. № 43-512/2578-4195, принимал плате-
жи клиентов, в том числе и платежи в бюджет. А вот перечислить все
принятые платежи в бюджет банк "Украина" не успел.
Как следствие у клиентов банка на руках остались платежные до-
кументы с отметкой банка о принятии платежей и большие проблемы в
общении с Государственной налоговой администрацией, которой эти
платежи не поступили. В связи с этим ГНА предлагает плательщикам
обратится с претензией в ликвидационную комиссию банка и отказы-
вается учитывать их платежи в бюджет в счет погашения налоговых
обязательств. Ситуация на сегодняшний день достаточно редко встре-
чающаяся, и большинство налогоплательщиков к ней просто не готовы.
Однако, если взглянуть на проблему с точки зрения действующего
законодательства, все не так уж и плохо.
Давайте, для начала, разберемся с самой операцией банковского
перевода денежных средств. На сегодняшний день порядок проведения
денежных переводов в пределах Украины и ответственность субъектов
перевода закреплены законодательно в новом Законе Украины "О
платежных системах и переводе денег в Украине" от 05.04.2001 г.
№ 2346-III ( 2346-14 ), вступившем в силу с 16.05.2001 г. (далее -
Закон). Обратимся к обширному глоссарию, содержащемуся в ст. 1
Закона и дающему определения понятиям "инициатор", "расчетный
документ", "перевод денег" и "документ на перевод".
Инициатор - лицо, которое на законных основаниях инициирует
перевод денег путем формирования и представления соответствующего
документа на перевод или использование специального платежного
средства.
Расчетный документ - документ на перевод денег, который ис-
пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет
получателя.
Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с
целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной
форме.
Документ на перевод - электронный или бумажный документ, кото-
рый используется банками, их клиентами, клиринговыми, эквайринго-
выми учреждениями - членами платежной системы для передачи поруче-
ний по переводу денег.
Все эти термины понадобятся нам, чтобы разобраться с нормами
р. IV Закона, регламентирующего инициирование перевода. Ст. 22
Закона описывает инициирование перевода при помощи расчетных доку-
ментов. Согласно п. 22.3 ст. 22 расчетные документы, за исключе-
нием платежного требования-поручения, должны представляться ини-
циатором в банк, который его обслуживает, в нашем случае - в банк
"Украина".
А теперь, пожалуй, самое важное, что могут почерпнуть для себя
из норм этого Закона клиенты банка "Украина". Согласно п. 22.4
ст. 22 Закона при использовании расчетного документа инициирование
перевода считается завершенным с момента принятия банком платель-
щика расчетного документа на исполнение. При этом банки должны
обеспечивать фиксирование даты принятия расчетного документа на
исполнение.
То есть с момента получения клиентом банка "Украина" на руки
расчетного документа с отметкой банка о принятии его на исполне-
ние, инициирование перевода считается завершенным и дальнейшая от-
ветственность за этот перевод ложится на банк. И это вполне ес-
тественно, ведь согласно п. 22.9 ст. 22 Закона банки исполняют
расчетные документы в соответствии с очередностью их поступления и
исключительно в пределах остатка средств на счету плательщика.
Таким образом, плательщик - клиент банка после получения из
банка заверенных расчетных документов на перечисление платежей в
бюджет может на вполне законных основаниях считать свои налоговые
обязательства перед бюджетом выполненными полностью.
Но в ГНА обычно с легкостью отметают ссылки на законы, которые
не входят в свод законодательства о налогообложении.
Что ж, давайте, теперь обратимся к этим законодательным актам.
В нашем случае следует сначала обратить внимание на содержание
п. 2 ст. 12 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины
"О системе налогообложения" от 17.12.98 г. № 320-XIV ( 320-14 )
{1}. В этом пункте четко указано, что банки и другие финансово-
кредитные учреждения исполняют поручения плательщиков налогов и
сборов (обязательных платежей) на перечисление налогов и сборов
(обязательных платежей) в Госбюджет Украины и местные бюджеты в
установленные законами Украины сроки. И, как следует из названия
статьи 12 "Обязанности банков и других финансово-кредитных учреж-
дений", исполнение таких поручений плательщиков - прямая обязан-
ность банков. Следовательно, за невыполнение надлежащим образом
своей обязанности ответственность перед бюджетом несут банки, а
не плательщики.
И наконец обратимся к нормам Закона Украины "О порядке погаше-
ния обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ).
Здесь, в ст. 16 "Пеня", имеется п. 16.5, регламентирующий ответст-
венность банков.
Согласно пп. 16.5.1 п. 16.5 ст. 16 за нарушение сроков зачис-
ления налогов, сборов, (обязательных платежей) в бюджеты или госу-
дарственные целевые фонды, установленных законодательством, по ви-
не банка такой банк уплачивает пеню. При этом плательщик налогов и
сборов освобождается от ответственности за несвоевременное или не-
полное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целе-
вые фонды, включая начисленную пеню и штрафные санкции. А согласно
пп. 16.5.2 п. 16.5 ст. 16 днем представления в учреждения банков
платежного поручения по всем видам налоговых платежей считается
день его регистрации в этих учреждениях.
Из всего этого можно было бы сделать вывод о том, что виновни-
ком несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств клиен-
тов является банк "Украина". Однако согласно пп. 16.5.3 ст. 16 не
считается нарушением сроков зачисления налогов и сборов (обяза-
тельных платежей) по вине банка, если такое нарушение стало
результатом регулирования Национальным банком Украины экономичес-
ких нормативов такого банка, что приводит к нехватке свободного
остатка денежных средств на таком корреспондентском счете для
осуществления зачислений. Как раз такую ситуацию мы имеем на
сегодняшний день с банком "Украина", у которого решением НБУ
отозваны все лицензии на осуществление банковских операций и наз-
начен ликвидатор.
Исходя из приведенной аргументации, в полном соответствии с
требованиями:
- Закона Украины "О платежных системах и переводе денег в
Украине";
- Закона Украины "О системе налогообложения";
- Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогопла-
тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", -
можно смело советовать клиентам банка "Украина" не поддаваться
на предложения ГНА обратиться к ликвидатору банка с претензиями на
возврат принятых и не перечисленных банком в бюджет денежных
средств. У них на сегодняшний день уже нет налоговых обязательств
перед бюджетом по принятым банком суммам платежей. Это у ГНА те-
перь есть повод для общения с НБУ и ликвидатором банка "Украина"
по вопросу возмещения налоговых платежей клиентов в бюджет.
А налогоплательщики здесь совершенно ни при чем.
{1} Имеется в виду ст. 12 Закона Украины "О системе налогообложе-
ния от 25.06.91 г. № 1251-XII, в редакции Закона Украины от
18.02.97 г. № 77/97-ВР. (Ред.)
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№34/01, стр. 50
[27.08.2001]
Михаил Стрельников
------------------------------------------------------------------