Платежные карточки и новые возможности в бизнесе
------------------------------------------------------------------
Совсем недавно, в феврале 2001 года, в прессе был дан обширный
анализ нормативной базы по применению платежных карточек в
хозяйственном обороте субъектов предпринимательской деятельности.
Но с принятием Закона Украины "О платежных системах и переводе
денег в Украине" № 2346-III ( 2346-14 ) от 5 апреля 2001 года,
вступившего в силу с 16 мая 2001 года (далее - Закон), ситуация
изменилась коренным образом.
До принятия этого Закона вся "карточная" жизнь на украинском
рынке определялась исключительно постановлениями НБУ. Это
постановление НБУ № 37 от 24.02.1997 года (далее - Постановление
№ 37), утвердившее "Положение о введении пластиковых карточек
международных платежных систем в расчетах за товары,
предоставленные услуги и при выдаче наличности" и постановление
НБУ № 479 ( z0802-99 ) от 24.09.1999 г. (далее - Постановление
№ 479), утвердившее "Положение о порядке эмиссии платежных
карточек и осуществления операций с их применением". С принятием
Закона платежные системы, денежные переводы и платежные карточки
получили более основательную законодательную базу. При э том
для субъектов предпринимательской деятельности открылись новые
возможности работы. В соответствии с нормами пункта 10.1 статьи 10
Закона в Украине могут создаваться внутригосударственные
банковские и небанковские платежные системы. Раннее в п. 2.2
ст. 2 Постановления № 479 содержался прямой запрет на создание
и эксплуатацию внутренних платежных систем, расчеты за операции
с платежными карточками в которых выполняются небанковскими
учреждениями.
Соответственно, теперь эквайринг или обслуживание платежных
карточек может осуществляться не только банками, но и юридическими
лицами, о чем прямо указано в глоссарии Закона. К эквайрингу
относится деятельность по технологическому, информационному
обслуживанию торговцев и исполнение расчетов с ними по операциям,
которые осуществляются с использованием специальных платежных
средств. К специальным платежным средствам Закон относит платежные
карточки, исполняющие функцию средства идентификации, при помощи
которого держателем инициируется перевод денег с соответствующего
счета плательщика или банка, а также осуществляются другие
операции, предусмотренные соответствующим договором. В статье 15
Закона пункт 15.6 содержит прямое указание на право осуществления
эквайринга юридическими лицами - резидентами Украины, заключившими
соответствующие договора с платежными организациями. Как видно из
этой нормы, никаких дополнительных разрешений в НБУ получать не
требуется. Таким образом, предпринимателей - юридических лиц
допустили на динамично развивающийся и весьма перспективный рынок
финансовых услуг.
Изменился в связи с принятием Закона и статус коммерсанта
(торговца) при работе с платежными карточками. Ранее, в
Постановлении № 37 к коммерсантам относились все юридические и
физические лица - субъекты предпринимательской деятельности
Украины, резиденты и постоянные представительства юридических лиц
- нерезидентов, которые ведут свою деятельность в сфере продажи
товаров и предоставления услуг. К ним относились также субъекты
предпринимательской деятельности - резиденты Украины, берущие на
себя обязательства по предоставлению держателям - нерезидентам
банковских платежных карточек международных платежных систем
товаров (услуг), которые поставляются их собственниками -
нерезидентами по договорам комиссии, поручения, консигнации или
агентским соглашениям, если такие расчеты разрешены этими
платежными системами. В Законе понятие торговца дано более кратко.
Но в то же время достаточно емко. Торговец - это субъект
предпринимательской деятельности, который в соответствии с
договором с эквайром или платежной организацией, принимает к
обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты
стоимости товаров или услуг (включая услуги по выдаче денег в
наличной форме). Эта трактовка дает предпринимателям достаточно
широкие возможности по предоставлению не только торговых, но и
финансовых услуг. В соответствии с нормами Закона юридических лиц
допустили не только к эквайрингу, но и к клирингу. Клиринг - это
механизм, включающий сбор, сортировку, реконсиляцию (проверку) и
проведение взаимозачета встречных требований участников платежной
системы, а также вычисление по каждому из них суммарного сальдо
за определенный период. В статье 1 Закона дано определение
клирингового учреждения - юридического лица, которое по
результатам проведенного им клиринга формирует клиринговые
требования и предоставляет информационные услуги. Функции
клирингового учреждения юридическое лицо может осуществлять только
после получения соответствующего разрешения НБУ.
Таким образом, для юридических лиц открылись новые,
достаточно заманчивые возможности приложения своих усилий.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 446-91-71
№37/01, стр. 36
[28.09.2001]
М. Стрельников
------------------------------------------------------------------