Я директор и бухгалтер фирмы. В связи с производственной
необходимостью находился в командировке в Греции в течение
двух месяцев и не смог подать отчетность за второй квартал.
Теперь налоговая инспекция намеревается применить к моей фирме
финансовые санкции. Подскажите, пожалуйста, есть ли возмож-
ность избежать штрафа?
* * *
Подпунктом 4.1.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. №
2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов
перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 )
предусмотрено, что налоговые декларации направляются за базовый
налоговый (отчетный) период, который равняется:
календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых
взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним
календарным днем отчетного (налогового) месяца;
календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе
при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в
течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным
днем отчетного (налогового) квартала (полугодия).
Подпунктом 4.1.5 статьи Закона предусмотрено, что предельные
сроки предоставления налоговой декларации могут быть увеличены по
правилам и на основаниях, которые предусмотрены пунктом 15.4
статьи 15 этого Закона, которая так и называется: "Продление пре-
дельных сроков":
- налоговой декларации, определенные пунктом 4.1 статьи 4;
- заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, опре-
деленные пунктом 5.2 статьи 5;
- заявлений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов
(обязательных платежей), определенные пунктом 15.3 этой статьи,
подлежат продлению руководителем налогового органа (его замести-
телем) по письменному заявлению налогоплательщика, если такой
налогоплательщик в течение указанных сроков:
- находился за пределами Украины;
- находился в плавании на морских судах за пределами Украины в
составе команды (экипажа) таких судов;
- находился в местах лишения свободы по приговору суда;
- имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением
или пленом на территории других государств или в связи с другими
обстоятельствами непреодолимой силы, подтвержденными документаль-
но;
- был признан по решению суда безвести пропавшим или находился
в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.
Нормы этого пункта распространяются на:
- налогоплательщиков - физических лиц;
- должностных лиц юридического лица, в случае если в течение
указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других
должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством
начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, сборы (обязатель-
ные платежи), а также вести налоговый учет и отчетность.
Подпунктом 15.4.3 Закона предусмотрено, что порядок продления
предельных сроков устанавливается центральным налоговым органом,
поэтому Главная налоговая администрация Украины издала Приказ от
19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 ), которым был утвержден "Порядок
применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке
погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами", зарегистрированный в Минюсте
28.03.2001 г. № 284/5475.
Разделом 2 Порядка предусмотрено, что продление предельных
сроков для юридического лица осуществляется, если никто из долж-
ностных лиц такого юридического лица не имел возможности в
определенные Законом сроки выполнить налоговые обязательства и/
или воспользоваться налоговыми правами налогоплательщика, а владе-
лец такого юридического лица был лишен возможности назначить
других должностных лиц.
Объективные причины, по которым налоговые обязательства не
могут быть выполнены:
Отсутствие у лица возможности выполнить налоговые обяза-
тельства и/или воспользоваться налоговыми правами может быть
связано с:
1) пребыванием за пределами Украины в течение периода, опреде-
ленного законом для декларирования и уплаты налогов (сборов, обя-
зательных платежей). В этом случае документальным подтверждением
является:
- заграничный паспорт лица с визами и соответствующими отмет-
ками органов охраны государственной границы;
- письменный доклад Государственного комитета по делам охраны
государственной границы Украины на запрос налогового органа;
- письменный ответ Консульского управления Министерства ино-
странных дел Украины на запрос налогового органа;
2) пребыванием в плавании на морских судах в течение периода,
определенного Законом для декларирования и уплаты налогов (сборов,
обязательных платежей). В этом случае документальным подтвержде-
нием является копия трудового договора (контракта) и извлечение
из судового журнала;
3) пребыванием в местах лишения свободы по приговору суда. В
этом случае документальным подтверждением является:
- справка Главного информационного бюро Министерства внутрен-
них дел Украины;
- справка из учреждений Государственного департамента Украины
по вопросам выполнения наказаний или письменный ответ таких учреж-
дений на запрос налогового органа;
4) ограниченной свободой передвижения лица в связи с его
заключением или пленом на территории других государств. В этом
случае документальным подтверждением является:
- письменный ответ консульских учреждений Украины на запрос
налогового органа;
- письменный ответ Министерства обороны Украины на запрос
налогового органа;
5) определением по решению суда безвести пропавшим. В этом
случае документальным подтверждением является соответствующее ре-
шение суда;
6) пребыванием лица в розыске в соответствии с положениями
Уголовно-процессуального кодекса Украины. В этом случае докумен-
тальным подтверждением является данные Главного информационного
бюро Министерства внутренних дел Украины или письменный ответ
органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, других право-
охранительных органов, которые осуществляют оперативно-розыскную
деятельность, на запрос налогового органа;
7) другими обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор).
Такая непреодолимая сила может подтверждаться:
- Торгово-промышленной палатой Украины о наступлении обстоя-
тельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории
Украины;
- справкой Министерства Украины по вопросам чрезвычайных си-
туаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской
катастрофы или их территориальных подразделений;
- документами уполномоченных органов другого государства,
легализированными консульскими учреждениями Украины в случае нас-
тупления обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия
на территории такого государства;
- решениями Президента Украины о введении чрезвычайной эколо-
гической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденными
Верховной Радой Украины, или по решениям Кабинета Министров
Украины о признании отдельных местностей Украины пострадавшими от
наводнения, пожара и других видов стихийного бедствия;
- заключениями, сообщениями других органов, уполномоченных в
соответствии с законодательством удостоверять обстоятельства форс-
мажора.
Отсутствие у владельца возможности назначить других должност-
ных лиц может быть в случае, если:
- должностное лицо является одновременно одним из владельцев
юридического лица при условии, что отсутствие такого совладельца
(акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие
решения об определении на постоянном или временном основании дру-
гого должностного лица. В таком случае документальным подтвержде-
нием этого факта являются копии учредительных документов юридичес-
кого лица, заверенные в установленном порядке;
- юридическое лицо (предприятие) основано на собственности
отдельного физического лица, которое одновременно является единым
должностным лицом такого юридического лица;
- процедура назначения нового должностного лица и мероприятия,
связанные с проведением этой процедуры, определенные законода-
тельством, нуждаются в определенном времени.
При наличии приведенных выше обстоятельств относительно
должностных лиц юридического лица налогоплательщик может обра-
титься в налоговый орган с письменным заявлением о продлении
предельных сроков.
Требования к содержанию заявления налогоплательщика о продле-
нии предельных сроков и порядке его предоставления.
1. Заявление направляется налогоплательщиком в течение тридца-
ти календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств,
указанных выше, в произвольной форме с кратким и четким объясне-
нием оснований и их обоснованием для продления предельных сроков
со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В
заявлении дается исчерпывающий перечень приложенных документов с
указанием количества страниц каждого документа, их полного назва-
ния и реквизитов (дата, номер, название организации, которая выда-
ла документ). Налогоплательщик подает заявление только вместе с
документальными подтверждениями.
В случае невыполнения налоговых обязательств налогоплательщи-
ком в заявлении указываются вид платежа, налоговый период и суммы
налогового обязательства.
Если налогоплательщик не воспользовался налоговыми правами, то
в заявлении указываются направления зачисления средств: на пога-
шение налогового долга по другим налогам, сборам (обязательным
платежам) или для зачисления на счет налогоплательщика. При обжа-
ловании решения налогового органа указываются реквизиты (дата,
номер) такого решения и название налогового органа, решение
которого обжаловалось.
Ввиду отсутствия документального подтверждения, а также в
случае если заявление не отвечает вышеупомянутым требованиям,
такое заявление не рассматривается, о чем налоговый орган уведом-
ляет налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней с момента
получения заявления.
2. В заявлении юридического лица обязательно указываются: пол-
ное название юридического лица, код по ЕГРПОУ, местонахождение
юридического лица, номера телефонов (факсов, e-mail) должностных
лиц (при наличии).
Заявление подписывает руководитель юридического лица или заме-
щающее его лицо и удостоверяется печатью предприятия. Заявление
должно содержать регистрационный номер юридического лица и дату
его написания.
3. Налогоплательщики имеют право направить заявление налогово-
му органу почтой с уведомлением о вручении.
Полученные налоговым органом заявления налогоплательщика о
продлении предельных сроков рассматриваются в следующем порядке и
в следующий срок:
1) налоговый орган в течение двадцати календарных дней с дня
получения заявления налогоплательщика обязан принять мотивирован-
ное решение и направить его по адресу заявителя почтой с уведомле-
нием о вручении или доставить ему под роспись;
2) руководитель налогового органа (или его заместитель) может
принять решение о продлении сроков рассмотрения заявления налого-
плательщика свыше сроков, определенных пунктом 1, но не более
шестидесяти дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика
до окончания двадцатидневного срока, указанного в пункте 1.
Решение о продлении сроков рассмотрения заявления налогопла-
тельщика может быть принято при необходимости дополнительного изу-
чения документов, которыми сопровождается заявление экспертного
подтверждения аутентичности (действительности) таких документов,
предоставление налоговым органом запросов компетентным органам
относительно дополнительного подтверждения обстоятельств, изло-
женных в заявлении налогоплательщика.
Руководитель налогового органа (или его заместитель) продле-
вает предельные сроки до 30 календарных дней с дня принятия им
решения о продлении предельных сроков.
Если последний день сроков, указанных в этом Порядке, прихо-
дится на выходной или праздничный день, то последним днем таких
сроков считается следующий за выходным или праздничным рабочий
день.
Штрафные санкции, определенные подпунктом 17.1.1 статьи 17
Закона, не применяются в течение сроков продления предельных сро-
ков предоставления налоговой декларации согласно нормам Порядка
применения норм 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государствен-
ными целевыми фондами".
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№ 41/01, стр. 18
[26.10.2001]
Наталья Драгун
аудитор
------------------------------------------------------------------