Среднее соцстраховское
------------------------------------------------------------------
Как вы помните, до недавнего времени средняя зарплата на
все случаи жизни рассчитывалась в соответствии с Порядком
исчисления средней заработной платы, утверждённым Постановлением
КМУ от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ) (далее - Порядок № 100) {1}.
Теперь же для соцстраховских выплат Постановлением КМУ от
26.09.2001 г. № 1266 ( 1266-2001-п ) утвержден специальный Порядок
исчисления средней заработной платы (дохода) для расчёта выплат по
общеобязательному государственному социальному страхованию (далее
- Порядок № 1266) {2}.
Новый документ уже успел вызвать весьма неоднозначные
комментарии. Особенно в этом отличилась директор Департамента
политики государственного социального страхования Минтруда Елена
Скрыпник. {3} Попробуем откомментировать некоторые моменты и мы.
С когда действует новый Порядок
Начнём с даты вступления в силу. По нашему мнению, Порядок
№ 1266 начал действовать с момента его официального опубликования,
то есть с 10.10.2001 г. (см. "Урядовий кур'єр" № 184 за
10.10.2001 г.).
Связано это с тем, что согласно Указу Президента от 10.06.97г.
№ 503/97 ( 503/97 ) "О порядке официального обнародования
нормативно-правовых актов и вступления их в силу" акты Кабинета
Министров Украины, определяющие права и обязанности граждан,
вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных
печатных изданиях.
На наш взгляд, Порядок № 1266 очень даже определяет права
граждан, так как устанавливает порядок расчёта средней заработной
платы, что, в свою очередь, безусловно влияет на размер выплат по
социальному страхованию.
Хотя существует и другая точка зрения. Упомянутая выше
Е. Скрыпник, например, полагает, что Порядок № 1266 никакие права
граждан не затрагивает, а посему вступает в силу со дня его
принятия, то есть с 26.09.2001 г.
Мы, разумеется, с таким подходом не согласны. Наверное, если
бы самой Елене Петровне начислили по Порядку № 1266 больничный,
скажем, вдвое меньше, чем тот, что полагался по Порядку № 100, она
бы изменила свой взгляд на права граждан (в частности, на право
получать пособие именно в таком размере, а не в этаком).
Расчётный период
Теперь поговорим о периоде, выплаты за который учитываются при
расчёте средней зарплаты. Исходя из п. 4 Порядка № 1266 для
расчёта соцстраховских выплат средняя зарплата берётся за 6
предыдущих календарных месяцев (а не за 2 месяца, как было по
Порядку № 100):
"Расчётным периодом для застрахованных лиц (включая лиц,
работающих неполный рабочий день (рабочую неделю), работа
которых связана с сезонным характером производства, и
добровольно застрахованных лиц) являются последние 6
календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующие
месяцу, в котором наступил страховой случай".
Правда, пункт этот (со скобками в скобках) написан так, что
при невнимательном прочтении может показаться, будто касается он
только "сезонников" и "добровольцев". Между тем совершенно
очевидно, что фраза в скобках "(включая лиц, работающих неполный
рабочий день (рабочую неделю), работа которых связана с сезонным
характером производства, и добровольно застрахованных лиц)"
приведена лишь для расширяющего уточнения состава застрахованных
лиц, на которых распространяется данная норма (а не для изменения
его). Иными словами, период в 6 месяцев применяется для всех
застрахованных лиц, включая также сезонников и добровольцев. В
пользу такого прочтения свидетельствует и п. 5 Порядка № 1266,
который имеет смысл лишь при 6-месячном ограничении для всех
застрахованных лиц.
Состав зарплаты
Пункт 7 Порядка № 1266 указывает, что состав выплат для
расчёта средней зарплаты определяется согласно нормативно-правовым
актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате
труда" ( 108/95-ВР ). На сегодняшний день под таким актом, по всей
видимости, понимается Инструкция по статистике заработной платы,
утверждённая приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 )
{4}.
Безусловно, в соответствии с п. 7 Порядка в "соцстраховскую"
зарплату должны включаться не все "инструкционные" выплаты, а лишь
те, с которых взимались соцстраховские взносы. Между тем согласно
Инструкции в фонд оплаты труда попали, например, такие выплаты,
как суммы по договорам подряда с неработниками предприятия,
матпомощь, оплата проездных и т. п.
Ну, договоры подряда - в расчёте не участвуют однозначно,
поскольку ни к трудовым отношениям, ни к оплате труда никакого
отношения не имеют, а в Инструкцию вообще попали по недомыслию её
составителей. Да и соцстрахом они не облагаются.
Что касается материальной помощи, то разовая матпомощь в
пределах прожиточного минимума в расчёт для соцстраховских выплат
не входит, остальная же матпомощь (сверх минимума) - в среднюю
зарплату попадает, поскольку матпомощь в рамках прожиточного
минимума не включается в облагаемый подоходным налогом
доход согласно ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан"
( 13-92 ) {5}.
Стоимость проездных войдет в зарплату только в случае их
включения в фонд оплаты труда, то есть при персонифицированной
выдаче с подоходным налогообложением.
Премии
Отдельно поговорим о премиях, которые издавна считались
головной болью бухгалтера, бравшегося за расчёт средней зарплаты.
В своё время авторы Порядка № 100 в попытках урегулировать этот
вопрос несколько перестарались. То, что получилось в результате,
непросто понять даже высококвалифицированному бухгалтеру или
юристу. Судите сами:
"Премии включаются в заработок того месяца, на который они
приходятся согласно расчётной ведомости на заработную плату.
Премии, выплачиваемые за квартал и более длительный промежуток
времени, при исчислении средней заработной платы за последние
два календарных месяца включаются в заработок в части,
соответствующей количеству месяцев в расчётном периоде. В
случае если число рабочих дней в расчётном периоде отработано
не полностью, премии, вознаграждения и другие поощрительные
выплаты при исчислении средней заработной платы за последние
два календарных месяца учитываются пропорционально времени,
отработанному в расчётном периоде.
"..."
Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу
лет включается в средний заработок путём прибавления к
заработку каждого месяца расчётного периода 1/12
вознаграждения, начисленного в текущем году за предыдущий
календарный год" (п. 3).
В этом плане Порядок № 1266 радует глаз простотой решения
вопроса. Специально о премиях в нём ничего не сказано вообще!
Следовательно, независимо от того, квартальная ли, ежегодная ли
премия, или, может, за выслугу лет, - она должна включаться в
расчёт средней зарплаты по тем же правилам, что и все прочие
выплаты. Поскольку же этот расчёт ориентируется на момент
начисления, то и премии должны учитываться за тот месяц, в котором
они начислены.
Если работнику, скажем, в январе была начислена тринадцатая
зарплата, то в феврале - июле при расчёте больничных эта сумма
учтётся целиком (а не в 1/12 части за каждый месяц), причём
независимо от того, когда премиальные фактически выплачены.
Главное, чтобы в итоге начисленная январская зарплата не
"зашкалила" за предельную величину в 1600 грн. (об этом
ограничении мы поговорим ниже).
Выплаты за неотработанное время
Кроме премий большой интерес вызывают выплаты в виде средней
зарплаты за период, в течение которого она сохраняется работнику
(за время отпуска, командировки и т. п.). Напомним, что Порядок
№ 100 при расчёте больничных исключал такие выплаты из состава
средней зарплаты. Порядок же № 1266 таких исключений не
устанавливает, из чего можно сделать вывод, что теперь эти выплаты
в расчёте средней "соцстраховской" зарплаты учитываются.
Правда, та же Е. Скрыпник имеет несколько иной взгляд на
данный вопрос. Она полагает, что подобные выплаты ("выплаты за
неотработанное время") включаются лишь в расчёт средней зарплаты
для страхования на случай безработицы, а в зарплату для
"больничного" и "несчастного" соцстраха не входят.
Из приведённых в разъяснении аргументов видно, что
подход Е. Скрыпник основывается на различии в формулах расчёта
среднедневной зарплаты для "безработного" соцстраха, с одной
стороны, и "больничного" с "несчастным" - с другой (п. 14 Порядка
№ 1266).
В первом случае средняя зарплата делится на число отработанных
дней, а во втором - на число календарных дней.
Однако и в том, и в другом случае на количество дней делится
одна и та же сумма, определённая в соответствии с п. 7 Порядка
№ 1266. Для всех соцстрахов она одинакова, поэтому исключать из
"больнично-несчастной" зарплаты вышеуказанные выплаты нет никаких
оснований.
Более того, далёко не всегда сохранение средней зарплаты
происходит в период, когда работник бездельничает. Например, в
командировке работник трудится в полный рост. И со среднего
заработка, полученного за время командировки, все соцстраховские
взносы исправно платятся. Так почему он должен подвергаться
дискриминации?
Кроме того, такое исключение будет противоречить Закону "Об
общеобязательном государственном социальном страховании в связи с
временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными
рождением и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 )
{6} (далее - Закон), в ст. 53 которого говорится, что
"при исчислении средней заработной платы (дохода) для
обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам учитываются все виды заработной платы
(дохода) в рамках предельной суммы месячной заработной платы
(дохода), на которую начисляются страховые взносы на
общеобязательное государственное социальное страхование в
связи с временной утратой трудоспособности и расходами,
обусловленными рождением и погребением, в соответствии со
статьей 21 настоящего Закона". {7}
В ст. 21 Закона перечисляются виды и размер выплат, с которых
удерживаются взносы на "больничный" соцстрах. Так вот, из числа
этих выплат зарплата за "неотработанное время" не исключается, а
следовательно, законных оснований и для её исключения из расчёта
больничных нет.
Правда, существует вероятность, что соцстраховские чиновники
будут ориентироваться на мнение своего руководства, а не на Закон,
и пойдут "выкашивать" неотработанную зарплату из больничных. Так
что предприятие здесь само должно выбирать, что ему дороже -
законность или спокойствие.
Кроме того, следует отметить, что Министерству труда и
социальной политики предоставлено право давать разъяснения
относительно применения Порядка. Правда, мнение Е. Скрыпник,
высказанное в приватном издании, статуса официального разъяснения,
понятное дело, не имеет. Однако официальные разъяснения Минтруда
(если таковые появятся) будет готовить, скорее всего, её же
Департамент, а значит, может случиться, что и в официальных
разъяснениях Порядок № 1266 будет слегка "подправлен" в нужную
сторону. Сторонники законной позиции могут брать для расчета сумму
выплат, начисленных работнику по ведомости, которые обложились
подоходным налогом. {8} Такой подход подтверждается пунктом 7
Порядка:
"7. Средняя заработная плата застрахованного лица исчисляется
исходя из начисленной заработной платы по видам выплат,
включающим основную и дополнительную заработную плату, другие
поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в
натуральной форме), определяемые согласно нормативно-правовым
актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате
труда", и подлежащие обложению подоходным налогом с граждан,
не учитывая предусмотренные законодательством льготы по уплате
указанного налога {9} или суммы, на которые данный доход
уменьшается {10}, с которых уплачивались страховые взносы
в фонды общеобязательного государственного социального
страхования". {11}
Последняя фраза п. 7 снова обращает нас к предельной сумме,
облагаемой соцстраховскими взносами, - к 1600 грн.
Проблема "1600"
Нет, это не о "зависании" компьютеров 400 лет назад в связи с
началом последнего года XVI века, это - о другом.
После того как в марте 2001 года Кабмин поднял "потолок"
для исчисления соцстраховских взносов, многим бухгалтерам не
давала покоя мысль: из какой величины исходить при расчёте
мартовско-апрельских больничных - из 1000 грн. или 1600 грн.?
Мы тогда решили для себя, что п. 9 Порядка № 100 позволяет
использовать предельную величину того временного отрезка, в
котором возникло правоотношение по выплате больничных, а не того,
в котором эта зарплата начислялась:
"При исчислении средней заработной платы для начисления
пособия в связи со временной нетрудоспособностью, по
беременности и родам выплаты, указанные в пункте 3 настоящего
Порядка, учитываются в размере, с которого взимаются
сборы (взносы) на обязательное государственное социальное
страхование".
Например, при выплате больничных за апрель фактическая
заработная плата за февраль - март корректировалась на величину
"потолка", действующего в апреле. Что, в общем-то, достаточно
справедливо: ведь для выплаты апрельских больничных Соцстрах
использовал апрельские же страховые взносы, исчисленные исходя из
предельной величины 1600 грн. То есть в итоге он ничего не терял.
Поскольку пересмотр предела для соцстраховских начислений
обещает превратиться в ежегодную процедуру, небезинтересно
посмотреть, как решается вопрос "переходных" выплат в новом
Порядке.
С одной стороны, исходя из вышеприведенного п. 7 Порядка
№ 1266 заработная плата определённого месяца должна использоваться
для расчёта среднемесячной зарплаты лишь в той части, с которой
предприятием уплачивались страховые взносы.
С другой стороны, формулировка п. 9 того же документа, в
котором глагол "уплачиваются" использован в настоящем времени,
даёт основания предположить, что прежний подход к расчёту средней
зарплаты не канул в Лету, а напротив, живёт и здравствует:
"9. В среднюю заработную плату (доход) включается заработная
плата (доход) в пределах максимальной величины (предельной
суммы) заработной платы (дохода) и налогооблагаемого дохода
(прибыли), с которых уплачиваются страховые взносы в Фонды
общеобязательного государственного социального страхования".
На первый взгляд, эти два предписания друг другу противоречат.
Но только на первый взгляд. Кажущееся противоречие виртуозно
разрешается в приложении 1 к Порядку № 1266, из которого
становится ясно, что "заработная плата, с которой уплачивались
страховые взносы" представляет собой совокупность всех выплат на
оплату труда, которые могут быть обложены страховыми взносами в
принципе. При этом не имеет значения, превышает ли итоговая их
сумма 1600 грн. (или другую предельную величину). Например, в п. 3
приложения 1 зарплата, с которой уплачивались страховые взносы, за
сентябрь 2001 года составляет 1800 грн. И ничего странного
составители Порядка в этом не видят.
Что же касается предельной величины 1600 грн., то она
используется на следующем этапе - при расчёте заработной платы, с
которой рассчитываются больничные и прочие выплаты. Естественно,
что грамматически это оформлено конструкцией в настоящем времени.
То есть мы должны использовать ту предельную величину, которая
существует на момент начисления больничных. Ко всеобщему
удовольствию болеющих тружеников.
Описанный выше подход и нашел закрепление в ст. 53 Закона
(см. выше).
Совместители
Напоследок скажем несколько слов о совместителях. Что делать с
этими гражданами - нам совершенно непонятно. Добрый Кабмин в своём
Порядке № 1266 разрешил оплачивать больничные и совместителям,
хотя Закон о "больничном" соцстрахе такой возможности не
предусматривает. Пункт 1 ст. 50 Закона даёт совершенно однозначное
предписание:
"Материальное обеспечение и социальные услуги по
общеобязательному государственному социальному страхованию в
связи с временной утратой трудоспособности и расходами,
обусловленными рождением и погребением, застрахованным лицам,
указанным в части первой статьи 6 настоящего Закона {12},
назначаются и предоставляются по основному месту работы за
счёт уплаченных застрахованными лицами страховых взносов".
{13}
Так что предприятия, использующие труд совместителей, могут
выбирать один из двух вариантов: либо, ссылаясь на Закон, забыть о
болеющих совместителях, либо, основываясь на Порядке № 1266,
выплатить им больничные.
Вряд ли Фонд соцстраха рискнет пойти наперекор Кабмину и не
принять такие выплаты в зачёт {14}. Во всяком случае практика
свидетельствует о некоторой робости соцстраховского начальства
перед правительством. Например, когда профсоюзы через Высший
арбитражный суд отсудили у Кабмина отмену ограничения в 1000 грн.
для взносов в Соцстрах, сами страховщики даже не пошевелились,
чтобы потребовать уплату недоплаченных сумм.
Итак, директор сам должен будет определить, что ему ближе -
Закон или Порядок № 1266.
Да, если вы все-таки решились выплачивать своим совместителям
больничные, напомним, что Порядком предусмотрен следующий
алгоритм: совместители берут по основному месту работы копию
листка нетрудоспособности, заверенную подписью руководителя и
печатью, и справку о средней зарплате, несут всё это вам, а вы им
оплачиваете больничный из такого расчёта, чтобы суммарная зарплата
за месяц, с которой рассчитываются страховые выплаты, не превышала
1600 грн.
Кстати, нам уже известны случаи, когда местные соцстрахи
переиграли Порядок с точностью до наоборот, требуя, чтобы
работники брали справку по неосновному месту работы, несли её на
основное место, а уже по основному им выплачивалось пособие по
полной программе. Но это, наверное, от того, что соцстраховцы еще
сами не разобрались в новом для них механизме.
Между прочим, вся такая тягомотина имеет место лишь при
выплате больничных. Когда же несчастный совместитель облагается
соцстрахами с суммы, в общей сложности превышающей "предельные"
1600 (или там сколько), - это никого не интересует. Перерасчёт же
по итогам года у Минтруда с Минфином всё ещё в проекте.
В общем, совместители - это пока что проблема для всех, в том
числе и для себя самих.
{1} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 64-67, изменения к нему - в
"Бухгалтере" № 27'2001 на с. 14-15.
{2} См. "Бухгалтер" № 27'2001, с. 9-13.
{3} См. "Баланс" № 44/2001, с. 63-65.
{4} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48-53.
{5} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 51-55.
{6} См. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 105-119.
{7} Аналогичная норма содержится и в п. 11 ст. 34 Закона
"Об общеобязательном государственном социальном страховании
от несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания, приведших к утрате трудоспособности" от
23.09.99 г. № 1105-XIV (см. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 123
-140).
{8} За исключением случаев, связанных с начислением арендной
платы, наличием выплат, льготируемых по ст. 5 Декрета "О
подоходном налоге с граждан", и т. п.
{9} Речь, очевидно, идёт о льготах, установленных Постановлением
КМУ от 23.06.93 г. № 470 (см. "Бухгалтер" № 11-12'2000,
с. 108).
{10} Перечислены в ст. 6 Декрета "О подоходном налоге с граждан".
{11} Разбивка на абзацы - редакционная. Она позволяет лучше
оттенить, где заканчивается "не учитывая". - Ред.
{12} В части 1 ст. 6 речь идёт о лицах, работающих на условиях
трудового договора (контракта), избранных на выборные
должности в органы и членах коллективных предприятий.
{13} Аналогичная норма об оплате первых пяти дней
нетрудоспособности по основному месту работы содержится в
ст. 2 Закона "О размере взносов на некоторые виды
общеобязательного государственного социального страхования"
от 11.01.2001 г. № 2213-III (см. "Бухгалтер" № 8-9'2001,
с. 76-77).
{14} Если работник болел более 5 дней. Если же менее - то Соцстрах
и вовсе возражать не будет, так как больничные пойдут за счёт
предприятия.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№31/01, стр. 26
[01.11.2001]
Влада Карпова, Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------