УКРАЇНА                                                                     УКРАИНА

ХАРКІВСЬКА МІСЬКА РАДА                       ХАРЬКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ                                    ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

21 сесія 6 скликання                                                     21 сессия 6 созыва


РІШЕННЯ


от 19.12.2012 г. № 999/12

г. Харков

Об утверждении Программы информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы

С целью создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации конституционных прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий, общественных объединений, на основе формирования и использования информационных ресурсов и современных информационных технологий, учитывая положения Законов Украины «О национальной программе информатизации», «О информации», «О концепции национальной программы информатизации», на основании ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», руководствуясь ст. 59 упомянутого Закона, Харьковский городской совет

РЕШИЛ:

1. Утвердить Программу информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы (Приложение).

2. Финансирование Программы информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы осуществлять согласно утвержденной смете отдельно на каждый год.

3. Контроль за выполнением этого решения возложить на постоянные комиссии Харьковского городского совета и секретаря Харьковского городского совета.


Городской голова Г.А. Кернес


Приложение

к решению 21 сессии Харьковского городского совета 6 созыва «Об утверждении Программы информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы»

от 19.12.2012 № 999 /12



ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ 

ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

на 2013-2015 годы


Харьков

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3



1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НА 2013-2015 ГОДЫ

4

1.1.

Назначение программы информатизации Харьковского городского совета

на 2013-2015 годы

4

1.2.

Характеристика текущего состояния и основные проблемы сферы создания

и использования информационно-коммуникационных технологий

5

2.

АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

6

2.1.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение информатизации

6

2.2.

Основные составляющие информатизации Харьковского городского совета

и их состояние

7

2.2.1.


2.2.1.1.


2.2.1.2.

Дальнейшее создание муниципальной телекоммуникационной сети городского совета

Дальнейшее создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях администраций районов городского совета

Создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях Харьковского городского совета и его исполнительных органов

7


8


9

2.2.2.


2.2.2.1.

Модернизация и повышение эффективности Единой информационной системы Харьковского городского совета и его исполнительных органов

Приобретение компьютерной и оргтехники, периферийного оборудования

и технических средств

9


9

2.2.3.



2.2.3.1.

Дальнейшее развитие существующей системы электронного документооборота Харьковского городского совета и его внедрение в администрациях районов городского совета

Приобретение техники для оборудования рабочих мест регистраторов системы электронного документооборота

9



9

2.2.4.

Дальнейшее создание комплексной системы видеонаблюдения в Харьковском городском совете и его исполнительных органах

10

2.2.5.

Приобретение телекоммуникационного оборудования

11

2.2.6.

Обеспечение технического обслуживания автоматизированной системы голосования городского совета, соответствующего технического сопровождения мероприятий Харьковского городского совета (обслуживание большого зала, малого зала, зала пресс-службы, зала приема делегаций)

12

2.2.7.

Организация работы по поддержке и сопровождению программного обеспечения системы электронного документооборота Харьковского городского совета, системы «Электронное рабочее место депутата», сервера баз данных нормативных документов, интернет-сайтов Харьковского городского совета

12

2.2.8.

Обеспечение качественной работы диспетчерской службы Харьковского городского совета «Службы 1562»

13

2.2.9.

Разработка технической документации по землеустройству относительно определения границ города Харькова в натуре (на местности) и разработка технической документации по нормативной денежной оценке земель города Харькова

15

3.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАДАНИЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

16

3.1.

Цель  информатизации

16

3.2.

Основные задания и приоритетные направления информатизации

16

4.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

НА 2013-2015 ГОДЫ

17

5.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

19

6.

ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

19

7.

ИСТОЧНИКИ РАЗРАБОТКИ

21

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1.

Название программы:

Программа информатизации Харьковского городского совета

на 2013-2015 годы.

2.

Общая характеристика города:

- площадь территории г. Харьков - 306 кв. км.

- количество населения (тыс. лиц) - на 01.01.2011-1446,5 тыс.

- специфика - промышленность (машиностроение, производство машин и оборудование, пищевая, переработка сельскохозяйственных продуктов), оптовая и розничная торговля, финансовая, спортивная, научно-исследовательская.

3.

Основания для разработки Программы:

- Закон Украины «О Национальной программе информатизации»

- Закон Украины «Об информации»

- Закон Украины «О Концепции национальной программы информатизации»

- Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине»

4.

Заказчик Программы:

Харьковский городской совет

5.

Главный разработчик Программы:

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета.

6.

Основной исполнитель Программы:

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета.

7

Соисполнители программы

Коммунальное предприятие «Городской информационный центр».

8.

Главная цель Программы:

Создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации конституционных прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов и современных информационных технологий.

9.

Задачи Программы

Обеспечение равноправного доступа к современной информационно-коммуникационной среде;

Повышение оперативности и качества предоставления услуг и усиления роли информационно-коммуникационных технологий в обеспечении жизнедеятельности города Харькова на уровне технологически развитых мегаполисов мира; Создание благоприятных условий для развития информационно-коммуникационной отрасли города Харькова.

10.

Этапы выполнения Программы:

2013–2015 годы

11.

Источники финансирования:

Средства бюджета города Харькова.

12.

Общие объемы финансирования:

на 2013-2015 годы - согласно сметам, утвержденным на соответствующий год.

13.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Создание общедоступной информационно-коммуникационной среды для граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий, общественных объединений; Повышение качества управленческих решений за счет рационально подготовленной, достоверной и оперативной информации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НА 2013-2015 ГОДЫ


1.1. Назначение Программы информатизации Харьковского городского совета

на 2013-2015 годы

Государственная политика в Украине в сфере информатизации реализуется через Национальную программу информатизации и ее составляющие (отраслевые программы и проекты информатизации, региональные программы и проекты информатизации, программы и проекты информатизации органов местного самоуправления). Формирование (обязательно с научным обоснованием) и эффективное выполнение Национальной программы информатизации, и ее составляющих, позволит качественно развивать в Украине информационное общество, которое можно определить как ориентировано на интересы людей, открытое для всех и направлено на формирование инновационной модели развития высокотехнологичное общество, в котором каждый гражданин имеет возможность создавать и накапливать информацию и знание, иметь к ним свободный доступ, пользоваться и обмениваться ими, чтобы дать возможность каждому человеку в полной мере реализовать свой потенциал для обеспечения личного и общественного развития и повышения качества жизни.

Программа информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы (далее по тексту - «Программа») разработана на основе Законов Украины «О Национальной программе информатизации», «Об информации», «О Концепции Национальной программы информатизации», и является логическим продолжением Программ информатизации города Харькова предыдущих лет.

Программа информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы предназначена для дальнейшего развития Единой информационной системы Харьковского городского совета и ее исполнительных органов (ЕИС ХГС), а также для определения основных принципов развития информационно-коммуникационных технологий с целью обеспечения растущих потребностей общества и бизнеса в прозрачной информационно-коммуникационной среде и создания эффективных механизмов управления на базе информационных технологий.

Программа информатизации направлена на реализацию государственной политики, целью которой является:

- Повышение качества жизни граждан, в том числе на основе создания социально ориентированной информационно-коммуникационной среды;

-  Предоставление качественных управленческих услуг;

- Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в городе Харькове, поддержка инвестиционной и инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- Повышение эффективности управления городским хозяйством;

- Обеспечение открытого диалога между Харковським городским советом, гражданами и бизнесом;

- Деперсонификация предоставления административных услуг с целью снижения коррупции в государственных органах;

- Проведение полномасштабного реинжиниринга административных процессов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, который предусматривает как модернизацию внутриведомственных операций с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так и использование ИКТ при предоставлении государственных услуг;

- Создание регионального депозитария электронных информационных ресурсов.

Разработка Программы осуществлялась с учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях, а также соответственно потребностям и возможностям города и его органов местного самоуправления. При разработке Программы ставились следующие цели:

• усилить влияние информатизации и информационных технологий для решения вопросов, которые стоят перед Харьковским городским советом;

• выделить основную цель, принципы и приоритеты информатизации Харьковского городского совета на 2013-2015 годы;

• сформировать основные задания по приоритетным направлениям информатизации;

• определить мероприятия организационного и ресурсного обеспечения выполнения Программы и влияние результатов ее реализации;

• избрать приоритетные направления развития информатизации на 2013-2015 годы.


1.2. Характеристика текущего состояния и основные проблемы сферы создания и использования информационно-коммуникационных технологий

На сегодняшний день в Харьковском городском совете и ее исполнительных органах используется свыше 1700 компьютеров, и больше сотни разных информационных систем. Объем накопленной информации исчисляется несколькими Терабайтами. Практически все компьютеры объединены в локальную компьютерную сеть. Однако, ведомственная разъединенность, несовершенство соответствующей нормативно-правовой и методологической базы, единых стандартов и регламентов функционирования системы электронного документооборота препятствуют свободному обмену информацией. Отдельные информационные ресурсы пока что не рассчитаны на одновременную работу большого количества пользователей, имеют нестандартные закрытые форматы. Одинаковая информация в разных системах дублируется, становится недоступной для управления. Важным фактором, который препятствует развитию информационно-коммуникационных технологий, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Существенным препятствием повышению качества жизни в городе Харькове за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с Харьковским городским советом при предоставлении  услуг, а также ведомственная несогласованность действий в сфере информатизации между структурными подразделениями городского совета. Кроме того нерешенными остаются проблемы отсутствия национальной системы индикаторов (параметров) оценивания состояния информационной системы регионов, отсутствие интегрированной системы национальных информационных ресурсов и информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, недостаточность  необходимых финансовых и материально-технических ресурсов и эффективности их использования.

На сегодняшний день уровень использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере все еще отстает от других технологически развитых мегаполисов мира. Если в городе Харькове время обработки обращений граждан в электронной форме, как и для обращений в бумажном виде, составляет 30 дней, то в Лондоне это занимает от 1 до 10 дней (10 дней - для обращений в адрес мэра), в Гонконге - 2 дня. Кроме того остаются актуальными вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в Харьковском городском совете.

Сегодня в городе развернуты высокоскоростные оптоволоконные каналы связи, построенные и введенные в эксплуатацию сотни километров локальных компьютерных сетей, создаются цифровые модели городской территории, внедряется единая система электронного документооборота. Это позволяет перейти к созданию высокоэффективных разделенных информационных систем. Кроме того внедряется комплексная система «Электронное место депутата», которая представляет собой набор программных и аппаратных средств, с помощью которых депутату предоставляются возможности из получения проектов решений сразу после их визирования руководством Харьковского городского совета, использования проектов решений в электронном виде, ведение личного форума и обратной связи с жителями города и других заданий.

На основе изложенного можно сделать выводы, что ведомственная разъединенность, использование некоторых устаревших систем, отсутствие единой методологии развития информатизации в городе и в управлении городским хозяйством требует перехода на качественно новый уровень информатизации в Харьковском городском совете и городе в целом - уровень интеграции городских информационных ресурсов, использования современных телекоммуникационных и информационных систем. На последовательную реализацию этих заданий и ориентирована Программа информатизации Харьковского городского совета.


2. АНАЛИЗ  ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

2.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение информатизации

В своей ежедневной деятельности, при решении заданий информатизации г. Харькова, органы местного самоуправления руководствуются Конституцией Украины и Законами Украины:

• «О Национальной программе информатизации» от 04.02.1998 г., № 74/98-ВР;

• «О Концепции Национальной программы информатизации« от 04.02.1998 г., № 75/98 - ВР;

• «Об информации» от 02.10.1992 г., № 2657-ХП.

• «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. (вступил в силу 01.01.2004р.);

• «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. №1280 - IV;

• «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах»   от  31.05.2005 г. №2594 - IV;

• «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» от 09.01.2007 г. №537 - V.

Указами Президента Украины :

• «О совершенствовании информационно-аналитического обеспечения Президента Украины и органов государственной власти» от 14.07.2000р., № 887/2000;

• «Об обеспечении условий для более широкого участия общественности в формировании и реализации государственной политики» от 31.07.2004 г. №854/2004

• «О первоочередных заданиях относительно внедрения новейших информационных технологий» от 20.10.2005р., №1497/2005.

Постановлениями Кабинета Министров Украины :

• «Об утверждении Порядка формирования и выполнения региональной программы и проекта информатизации» от 12.04.2000р., №644;

• «О первоочередных мерах информатизации» от 15.07.1997р., №789;

• Распоряжение «Об одобрении концепции развития электронного управления в Украине» от 13.12.2010 г. №2250-р

Программами информатизации за предыдущие годы.

Положением о Единой информационной системе Харьковского городского совета и ее исполнительных органов, которое утверждено решением исполнительного комитета Харьковского городского совета от 03.12.2003г. № 1201.

Таким образом, из приведенного перечня нормативных документов четко видно, что практически отсутствуют нормативные акты, которые регулируют взаимоотношения участников процессов информатизации на уровне города.

Из наиболее ключевых и необходимых положений стоит выделить:

• Положение об информационных ресурсах и городских информационных системах, которое устанавливает права собственности на городские информационные ресурсы и регулирует вопрос их наполнения и предоставления в пользование;

• Положение об электронном дежурном плане города, которое регламентирует процессы ведения дежурного плана и предоставления его в пользование;

• Положение о защите информации и информационной безопасности городских информационных систем;

• Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в соответствии с Правилами застройки г. Харькова).


2.2. Основные составные информатизации Харьковского городского совета и их состояние


2.2.1. Дальнейшее создание муниципальной телекоммуникационной сети городского совета

В соответствии с концепцией Национальной программы информатизации инфраструктура информатизации города содержит в себе:

• телекоммуникационная среда;

• информационные ресурсы;

• информационные технологии и информационные системы;

• методы и системы информационной безопасности;

• научные исследования и программы развития информатизации.

В основе развития современной экономики лежит обмен информацией. Поэтому, современным обществом можно назвать только информационное общество, современной страной - информационную страну, а современным городом - электронный город.

По данным исследований мирового банка существует зависимость между уровнем телекоммуникационных технологий и валовым национальным продуктом страны. То есть чем выше уровень доступа к сети Интернет, чем больше сегменты локальных и глобальных компьютерных сетей в стране (телекоммуникационная среда), тем выше показатели валового национального продукта.

Сегодня перед органами местного самоуправления стоят следующие задания:

• обеспечение высокого уровня услуг и сервисов для населения, коммерческих и государственных предприятий и организаций;

• снижение бюджетных расходов при одновременном повышении уровня услуг;

• повышение уровня безопасности;

• необходимость проведения структурных реформ в сфере муниципального управления;

• обеспечения развития и поддержки малого и среднего бизнеса;

• решение экологических проблем города.

Решение этих проблем требует не только реформаторских инициатив и подходов, но и широкого внедрения информационных технологий. В этой связи можно выделить три основных направления реформирования муниципальной сферы, которые дают ощутимые преимущества и результаты при использовании новых информационных технологий:

• Увеличение числа и повышение качества услуг для населения, предприятий и организаций города :

• Увеличение эффективности работы Харьковского городского совета и его исполнительных органов, уменьшение бюджетных расходов :


2.2.1.1. Дальнейшее создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях администраций районов городского совета

В 2013 году планируется дальнейшее создание компьютерной сети администраций районов города. Локальная кабельная сеть объединяет компьютеры рабочих мест пользователей Харьковского городского совета, Харьковского областного совета и администраций районов с целью совместной работы и использования общих ресурсов. Благодаря сети сотрудники могут совместно работать с файлами и разными программами.

Компьютерная сеть также может использоваться современными цифровыми АТС, телефонами IP - Phone, системами видеонаблюдения и охранными системами, а также многими другими устройствами. Сеть отличается большей надежностью, безопасностью, а также высокой скоростью передачи данных. Беспроводная сеть отличается мобильностью и в некоторых случаях может удешевить стоимость подключения.

Наличие структурированных кабельных систем (СКС) в структурных подразделениях Харьковского городского совета значительно облегчает обслуживание компьютерных сетей и других подсистем - это универсальная кабельная система предназначена для использования достаточно длительный период времени без реструктуризации. Универсальность СКС в использовании ее для разных систем: Компьютерная сеть; Телефонная сеть; Охранная система; Пожарная сигнализация. Структурированная кабельная система - это также совокупность пассивного коммуникационного оборудования. Современная структурированная кабельная сеть (СКС) позволяет легко подключать к ней разнообразное оборудование, легко модифицируется и расширяется при совсем незначительных эксплуатационных расходах. Грамотно подобраны активные компоненты сети (маршрутизаторы, коммутаторы, фаєрволи, точки доступа и проч.) способны сделать работу компьютерной сети максимально надежной и информационно-безопасной.

В 2013 - 2015 годах году планируется работа по реализации дальнейшего построения структурированных кабельных сетей передачи данных для Харьковского городского совета и его исполнительных органов.


2.2.1.2. Создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях Харьковского городского совета и его исполнительных органов

В 2012 году производились ремонтные работы и построение структурированных кабельных сетей передачи данных на втором этаже здания по адресу: переулок Советский, 1 с интеграцией в существующую информационную систему Харьковского городского совета. В 2013 году планируется дальнейшая работа по оборудованию помещений здания по адресу: переулок Советский, 1, а также других помещений структурных подразделений Харьковского городского совета.


2.2.2. Модернизация и повышение эффективности Единой информационной системы Харьковского городского совета и его исполнительных органов


2.2.2.1. Приобретение компьютерной и оргтехники, периферийного оборудования и технических средств

По состоянию на 2012 год  Харьковский городской совет и его исполнительные органы в значительной степени укомплектованы вычислительной и офисной техникой, но следует обратить внимание, что более 60% существующего парка оборудования морально и физически устарели и требуют замены современными средствами обработки информации. Так в администрациях районов, при почти стопроцентном обеспечении, требует обновления более 80% информационного оборудования. Сотрудниками Департамента информационно-компьютерного обеспечения постоянно проводятся работы по обслуживанию и ремонту вычислительной техники и периферийного оборудования.

С целью обновления имеющегося парка техники, которая используется сотрудниками Харьковского городского совета и его структурных подразделений, на 2013 - 2015 годы запланировано приобретение современной компьютерной и офисной техники, а также периферийного оборудования и технических средств для рабочих мест пользователей.


2.2.3. Дальнейшее развитие существующей системы электронного документооборота Харьковского городского совета и его внедрение в администрациях районов
городского совета


2.2.3.1. Приобретение техники для оборудования рабочих мест регистраторов системы электронного документооборота

Значительный парк компьютерной и офисной техники, который находится на балансе Харьковского городского совета и его исполнительных органов, требует постоянного надзора, учета и технической поддержки, которая осуществляется профильными специалистами Департамента информационно-компьютерного обеспечения.

Распространение системы электронного документооборота Харьковского городского совета в его структурных подразделениях, администрациях районов, коммунальных предприятиях и учреждениях города требует приобретения и установки на рабочих местах регистраторов специализированного периферийного оборудования, необходимого для работы с бумажными документами, а именно:

• высокоскоростных двусторонних сканеров документов формата А4 (для получения скан-оригинала документов);

• портативных сканеров «С-pen», для получения цифровой версии выборочной информации из бумажных носителей;

• принтеров штрих-кодов, использование которых обеспечивает быстрый поиск электронных копий документа;

• сканеров штрих-коду;

• персональных компьютеров.

Использование в текущей работе регистраторами системы «ДокПроф 2.0», указанной оргтехники, значительно упростит процесс обработки входной информации, предоставит возможность хранить в цифровом виде копии документов, которая уменьшит риски окончательной потери оригинальной документации и в итоге, - улучшит показатели эффективной работы профильных подразделений.

В 2013 - 2015 годах запланировано приобретение необходимого количества вычислительной техники, специализированного оборудования и оргтехники для рабочих мест регистраторов системы документооборота (персональных компьютеров, высокоскоростных сканеров формата А4, принтеров штрих-кодов и другое).


2.2.4. Дальнейшее создание комплексной системы видеонаблюдения в Харьковском городском совете и его исполнительных органах

Видеонаблюдение является неотъемлемой и очень важной частью современной системы безопасности.

Наличие системы видеонаблюдения позволяет:

• Осуществлять визуальный контроль ситуации на объекте, который охраняется, предоставляет информацию на посты наблюдения в режиме реального времени, которое обеспечивает возможность принятия оперативных решений, адекватных оперативной ситуации.

• Организовывать непрерывную видеозапись событий - документальное подтверждение факта нарушения и возможность для проведения эффективного анализа каждой ситуации.

В 2011-2012 годах начаты работы по модернизации системы видеонаблюдения Харьковского городского совета в связи с тем, что до этого использовалась устаревшая система видеонаблюдения, которая состояла из 3 диспетчерских пультов визуального контроля событий в режиме реального времени, серверных мощностей, на которых хранится записанная информация из черно-белых видеокамер, расположенных в разных помещениях и по периметру здания Харьковского городского совета.

Принимая во внимание отмеченное, и принимая во внимание моральную устарелость установленных видеокамер, в 2013 - 2015 годах планируется продолжить их замену на современные цифровые средства видеофиксации, которые имеют значительно лучшую разрешающую способность и возможности автоматического распознавания лиц и регистрационных номеров транспортных средств.

Также для обеспечения надлежащего уровня безопасности, планируется оборудование аналогичных современных систем видеонаблюдения в зданиях администраций районов Харьковского городского совета.


2.2.5. Приобретение телекоммуникационного оборудования

Самым быстрым способом связи в последнее время становится Интернет-телефония  или VoIP. В современном смысле IP-телефония - это уникальная, одна из самых современных систем интернет-связи, которая обеспечивает надежную передачу сигналов по огромной сети Интернет или по любым другим ІР-сетям. Интернет-телефония - это, так сказать, более узкое понятие в том плане, когда в самой роли транспортной среды выступает сеть Интернет. IP- сети имеют огромный ряд особенностей, которые сумели расширить пределы всех услуг современной телефонии:

Особенности и преимущества ІР-телефонии:

- IP-сети устраняют любые физические границы, которые связаны с традиционной телефонией и всеми ее особенностями.

- Сверхвысокая надежность связи, которая обусловлена высоким уровнем качества и надежности передачи любой информации по сетям LAN и WAN.

- IP-сети построены на ряду уникальных глобальных стандартов.

- Internet Protocol можно передавать по Ethernet, ATM, ISDN, Frame Relay и даже по любым аналоговым линиям.

- Стоимость минуты разговора в большинстве случаев определяется техническими возможностями.

- Технология отработана и многократно проверяется в ежедневном общении миллионов людей по всему земному шару.

Обычные телефонные звонки требуют огромного количества телефонных станций и телефонных линий. Построение таких сетей, а также содержание и обслуживание в конечном итоге превращается в существующую на данный момент стоимость телефонных разговоров. IP- телефония частично использует всю эту инфраструктуру, но основой является передача данных через интернет каналы, что в свою очередь позволяет значительно удешевить расходы потребителя. Если же разговор будет проводиться между двумя абонентами, которые имеют компьютеры и интернет соединения, то расходы на такие разговоры сводятся к нулю.

К достоинствам IP-телефонии несомненно относится ее дешевизна, надежность, высокая скорость связи и простота использования. Воспользоваться этим видом связи настолько просто, что это может сделать даже человек, абсолютно не знакомый с Internet и компьютером. IP-телефония на данный момент является реальным способом коммуникаций, а в доступном для обзора будущему будет такой же будничностью, как и стационарный телефон для современного человека.

В соответствии с распоряжением Харьковского городского головы № 1413 от 19.06.2006г. в Харьковском городском совете и его исполнительных органах построена ведомственная система IP-телефонии емкостью до 1000 номеров. Для обеспечения качества предоставления услуг связи построенны каналы связи на несколько опорных телефонных станциях ПАТ «Укртелеком». Осуществлено значительное расширение номерного ресурса.

Внедрение цифровой телефонии позволило:

• Сократить расходы на телефонные переговоры до 30% за счет прямых соединений.

• Использовать сети передачи данных для подключения компьютеров и ІР-телефонов.

• Обеспечить пользователей качественной и защищенной связью.

• Осуществлять централизованное управление и контроль над системой.

• Сэкономить рабочее время за счет установления соединения с первой попытки.

• Повысить удобство и производительность работы сотрудников, качество и эффективность управления.

На протяжении 2013-2015  годов запланированы работы по дальнейшему развитию средств цифровой связи в Харьковском городском совете и его структурных подразделениях, районных администрациях.

Для этого необходимо:

• Приобрести и установить специализированное оборудование, на базе которого функционирует ІР-телефония.

• В соответствии с расчетным числом абонентов приобрести необходимое количество телефонных аппаратов.


2.2.6. Обеспечение технического обслуживания автоматизированной системы голосования городского совета, соответствующего технического сопровождения мероприятий Харьковского городского совета (обслуживание большого зала, малого зала, зала пресс-службы, зала приема делегаций)

На 2013-2015  годы запланированы работы, которые включают в себя техническое сопровождение сессий Харьковского городского совета, заседаний исполкома, постоянных комиссий, совещаний, проведения семинаров, пресс-конференций и международных встреч. Кроме этого запланировано ежемесячное регламентно-профилактическое обслуживание всего оборудования системы голосования, систем звукоусиления и видеоотображения. Работа по обработке мультимедиа материалов структурных подразделений Харьковского городского совета для дальнейшего их использования во время проведения мероприятий.

Будет предоставляться техническая помощь в проведении сессий Харьковского городского совета, заседаний исполкома городского совета, пресс-конференций, совещаний, семинаров, международных встреч, выездных конференций. Планируется проведение консультационной и технической помощи исполнительным органам власти при подготовке мультимедиа материалов для презентаций в 2013 - 2015 годах.


2.2.7. Организация работы по поддержке и сопровождению программного обеспечения системы электронного документооборота Харьковского городского совета, системы «Электронное рабочее место депутата», сервера баз данных нормативных документов, интернет-сайтов Харьковского городского совета

В апреле 2006 года, в соответствии с распоряжением Харьковского городского головы № 1900 от 04.08.2006г. «О внедрении системы электронного документооборота Харьковского городского совета и его исполнительных органов», были начаты работы по внедрению автоматизированной системы делопроизводства «ДокПроф 2.0». Осенью  2006 года система, к которой было подключено 117 рабочих мест была передана в опытную эксплуатацию.

В 2007 году были продолженны работы по дальнейшему внедрению системы. Закуплено и установлено 175 рабочих мест, а также 28 комплектов специализированного периферийного оборудования.

В 2008 году дополнительно внедрено 100 рабочих мест системы электронного документооборота «ДокПроф» в подразделениях Харьковского городского совета и его исполнительных органах.

В 2012 году систематически выполнялся полный перечень мероприятий по администрированию базы данных программного комплекса «Нормативные документы», осуществлялось постоянное сопровождение и оптимизация программного обеспечения, производились работы по устранению периодических ошибок, которые возникали во время работы Web - части программы. На данное время ведуться работы по наполнению базы данных скан-копиями оригиналов нормативных документов.

В 2013-2015  годах планируется  продолжение администрирования базы данных программного комплекса «Нормативные документы», сопровождение и оптимизация программного обеспечения, устранения ошибок. Будут осуществляться работы по наполнению базы данных скан - копиями оригиналов нормативных документов.

Кроме того, для выполнения Законов Украины «Об информации», «О доступе к публичной информации» на базе системы «Нормативные документы» было разработано и внедрено систему «Система публикации проектов решений», при помощи которой сотрудники Харьковского городского совета имеют возможность публиковать проекты решений в сети «Интернет».

Для улучшения функциональности новых сервисов, выполнено обновление (редизайн) официального сайта Харьковского городского совета, городского головы, исполнительного комитета Харьковского городского совета. Постоянно ведуться работы по техническому сопровождению сайта и администрированию программного обеспечения: система «Нормативные документы», система «Реестр запросов к публичной информации», система «Горячая линия», система «Время реальных дел», «Система автоматизированного обзвона», система «Депутат местного совета» и др.


2.2.8. Обеспечение качественной работы диспетчерской службы Харьковского городского совета «Службы 1562»

Харьковская городская диспетчерская служба создана и успешно функционирует на базе Единой информационной системы Харьковского городского совета в соответствии с распоряжением Харьковского городского головы № 3421 от 29.12.2006г. Созданный на базе диспетчерской службы программно-аппаратный комплекс, который состоит из коммутационного оборудования и программного обеспечения «Автоматизированная система диспетчерского контроля «Пульс», является уникальной специализированной разработкой, которая не имеет аналогов на территории Украины. Служба полностью обеспечена современной компьютерной и офисной техникой, системой непрерывного питания и специализированным программным обеспечением.

Наличие единственной базы обращений и ее постоянное обновление позволяет руководству Харьковского городского совета получать оперативную аналитическую информацию относительно общего положения и деятельности предприятий, которые оказывают коммунальные услуги населению, а также упрощает процесс принятия управленческих решений в сфере ЖКХ.

В пределах дальнейшего развития Харьковской городской диспетчерской службы и содействия улучшению общего уровня информированности жителей города, в 2013 - 2015 годах планируется расширить существующие функциональные возможности программного обеспечения и внедрить дополнительные сервисы. Реализация этих мероприятий позволит увеличить общую аудиторию пользователей информационных ресурсов диспетчерской службы и предоставит возможность доступу к ней слоев населения с ограниченными возможностями.

Для обеспечения информационной открытости работы независимой диспетчерской службы «1562» и предоставления информационной поддержки населению по вопросам жилищно-коммунального хозяйства г. Харькова, создан сайт Харьковской городской диспетчерской службы «1562». Для обеспечения бесперебойной работы пользователей, выполнялись необходимые мероприятия по администрированию и техническому сопровождению автоматизированной системы диспетчерского контроля «Пульс». В 2013–2015 годах планируется проведение работ относительно дальнейшего подключения коммунальных предприятий и районных администраций города к системе диспетчерского контроля «Пульс».


2.2.9. Разработка технической документации по землеустройству относительно определения границ города Харькова в натуре (на местности) и разработка технической документации по нормативной денежной оценке земель города Харькова


Приоритетными направлениями реализации проектов в рамках программы информатизации является дальнейшее развитие единой городской инфраструктуры, которая используется при предоставлении государственных услуг, общегородских реестров, регистров, справочников, классификаторов, единого геоинформационного пространства.


Геоинформационная система региона должна обеспечить:

Работы проводятся в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от  06.09.2012 года №5215-IV об изменении и установлении границы города Харькова.

Результатом работ по составлению технической документации на границу города и технической документации нормативно-денежной оценки земли города в новой границе являются подробные картографические материалы границы в разрезе каждого межевого знака и картографические слои расчета стоимостных коэффициентов земли.

Эта техническая документация будет использоваться при проведении землеустроительных работ и при расчетах стоимости земельных участков, стоимости аренды земли и налога на землю. Таким образом, результаты этих работ имеют чрезвычайно важное значение для городского бюджета.


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАДАНИЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА


3.1. Цель и основные направления информатизации

Главной целью информатизации Харьковского городского совета является создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей ее исполнительных органов, организаций, предприятий, общественных объединений и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов и современных информационных технологий. Создание условий реализации конституционных прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Главная цель информатизации достигается путем создания целостной взаимозависимой системы нормативных, информационных и инструментальных средств для решения заданий, связанных с удовлетворением всех определенных целью потребностей, а также для информационно-аналитического обеспечения управления хозяйственным комплексом города, что должно значительно повысить управляемость процессами социально-экономического развития города. Привести к улучшению качества и уровня жизни населения и к трансформации социальной среды в информационное общество.

Разработка целостной взаимозависимой системы нормативных, информационных и инструментальных способов предусматривается по следующим направлениям:

• Дальнейшее развитие нормативной базы.

• Дальнейшее информационное обеспечение деятельности Харьковского городского совета и ее исполнительных органов; Информационно-аналитическая и техническая поддержка текущей деятельности Харьковского городского совета и его исполнительных органов.

• Работы по дальнейшему улучшению информационного обеспечения населения, организаций и предприятий города.


3.2. Основные задания и приоритетные направления

Для обеспечения эффективного выполнения программы информатизации, проведения государственной политики в этой важной сфере, выполняя Постановление Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 года № 644 «Об утверждении Порядка формирования и выполнения региональной программы и проекта информатизации», необходимо создать систему управления информатизацией Харьковского городского совета, в которую входят разные субъекты Программы с четко разграниченными правами и обязанностями.

Такая система реализуется через ряд нормативно-правовых актов, которые преимущественно подготовлены при выполнении Программы информатизации города Харькова за предыдущие годы. Это, в первую очередь:

• Положение об информационных ресурсах, городских информационных системах, которое устанавливает права собственности на городские информационные ресурсы и регулирует вопрос их наполнения и предоставления в пользование;

• Положение об электронном дежурном плане города, которое регламентирует процессы ведения дежурного плана и предоставления его в использование;

• Положение о защите информации и информационной безопасности городских информационных систем;

• Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в соответствии с Правилами застройки г. Харькова);

• Положение об адресной системе г. Харькова;

• Положение о реестре административных районов г. Харькова;

• Положение о реестре элементов улично-дорожной сети г. Харькова.

Программа предусматривает продолжение информатизации Харьковского городского совета, целью которой является дальнейшее создание условий для эффективной деятельности должностных лиц городского совета, обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений, обеспечения прозрачности их деятельности и их эффективного взаимодействия, развития информационных услуг для физических и юридических лиц.

Основными заданиями этого направления считается построение разветвленной современной информационно-телекоммуникационной сети с интеграцией услуг, внедрение электронного документооборота и электронной цифровой подписи, обеспечение функционирования веб-сайтов органов власти, внедрение интерактивных информационных и административных услуг, которые предоставляются через Интернет, обеспечение органов власти современными техническими средствами, подготовка прогнозов и вариантов решений.

Информатизация общественной жизни и социальной сферы направлена на создание равных условий для доступа граждан к информации и услугам Харьковского городского совета независимо от местожительства, к сети Интернет; дает возможность использовать новейшие информационные технологии для получения социальной помощи, способствовать ведению бизнеса и решению многих текущих вопросов жизнедеятельности. То есть перспективы развития этой сферы связаны с ее информатизацией.


4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА ХАРЬКОВА НА 2013-2015 ГОДЫ


№ п/п

Задание

Ответственный

Срок выполнения

Ожидаемые результаты

2.2.1.1.

Дальнейшее создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях администраций районов городского совета

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Проектирование и построение структурированных кабельных сетей в зданиях администраций районов Харьковского городского совета.

2.2.1.2.

Создание локальных кабельных сетей передачи данных в зданиях Харьковского городского совета и его исполнительных органов

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Проектирование и построение структурированных кабельных сетей в зданиях Харьковского городского совета и его исполнительных органов.

2.2.2.1.

Приобретение компьютерной и оргтехники, периферийного оборудования и технических средств

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Обновление и модернизация существующего парка компьютерной и офисной техники.

2.2.3.1.

Приобретение техники для оборудования рабочих мест регистраторов системы электронного документооборота

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Облегчение и ускорение работы регистраторов системы электронного документооборота Харьковского городского совета.

2.2.4.

Дальнейшее создание комплексной системы видеонаблюдения  в Харьковском городском совете и его исполнительных органах

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Обеспечение должным образом высокого уровня безопасности, предупреждения и своевременного обезвреживания источников угроз безопасности, соблюдения производственной дисциплины. Улучшение существующей системы безопасности помещений Харьковского городского совета.

2.2.5.

Приобретение телекоммуникационного оборудования

Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета, КП «Городской информационный центр»

2013-2015

Улучшение качества телефонной связи, уменьшения расходов на телефонные разговоры.

2.2.6.

Обеспечение технического обслуживания автоматизированной системы голосования городского совета, соответствующего технического сопровождения мероприятий Харьковского городского совета (обслуживание большого зала, малого зала, зала пресс-службы, зала приема делегаций)

КП «Городской информационный центр», Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Качественная работа и техническое обслуживание системы голосования.

2.2.7.

Организация работы по поддержке и сопровождению программного обеспечения системы электронного документооборота Харьковского городского совета, системы «Электронное рабочее место депутата», сервера баз данных нормативных документов, интернет-сайтов Харьковского городского совета

КП «Городской информационный центр», Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Улучшение работы существующей системы электронного документооборота Харьковского городского совета.  Поддержка надлежащего уровня работы сервера баз данных.

2.2.8.

Обеспечение качественной работы диспетчерской службы Харьковского городского совета «Службы 1562»

КП «Городской информационный центр», Департамент информационно-компьютерного обеспечения Харьковского городского совета

2013-2015

Сопровождение, обслуживание, доработка программного обеспечения, обработка данных.

2.2.9.

Разработка технической документации по землеустройству относительно определения границ города Харькова в натуре (на местности) и разработка технической документации по нормативной денежной оценке земель города Харькова

КП «Городской информационный центр»

2013-2015

Подробные картографические материалы границ г. Харькова, картографические слои расчета стоимостных коэффициентов земли.



5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Харькова в соответствии со сметой, после ее утверждения решением сессии Харьковского городского совета в пределах выделенных на финансирование Программы бюджетных ассигнований исходя из возможностей доходной части бюджета города Харькова, в том числе:

- путем взносов органов местного самоуправления в уставной капитал КП "Городской информационный центр" c целью инвестирования в необоротные активы;

-  других источников, не запрещенных действующим законодательством.

       Ð’зносы в уставной капитал КП «Городской информационный центр» осуществляются путем перечисления средств с регистрационного счета главного распорядителя средств Харьковского городского совета на текущий счет КП «Городской информационный центр».


6. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Новые информационные технологии, информационно-аналитические системы, информационные ресурсы Харьковского городского совета должны рассматриваться как эффективные средства содействия социально-экономическому развитию, созданию новых форм предпринимательской деятельности, демократизации общественной жизни, усовершенствованию системы управления. Информация, новые информационные технологии и информационно-аналитические системы разнообразного уровня и назначения выступают как важнейшие факторы, которые определяют в современном мире уровень и качество жизни всех членов общества.

Как отмечалось раньше, процесс создания и развития информатизации является наукоемким, трудоемким и длительным. Начальные этапы инновационного цикла создания средств информатизации (проведение научных исследований и разработка проектов информационных систем, приобретение и создание техники, приобретение лицензионных общесистемных программных средств и разработка прикладных программных средств, баз данных и информационно-аналитических систем) являются затратными, и объемы таких расходов являются значительными.

Эффективность информационных технологий зависит, как от их умелого приложения, влияния на повышение производительности и качества работы руководителей, так и от уменьшения расходов на информатизацию, которые достигаются оптимальной организацией проектирования, создания и функционирования информационных систем и инфраструктуры информатизации территории в целом.

Однако, новые информационные технологии и информационно-аналитические системы, которые будут созданы в рамках Программы непосредственно повысят производительность работы, в первую очередь в сфере умственного труда и в сфере управления, а основной эффект будет достигнут в социальной сфере и в экономическом развитии города за счет принятия более качественных управленческих решений.

Сейчас в развитых странах около половины валового национального продукта создается в информационном секторе экономики, и в нем же занято больше половины работающих. Поэтому создание и развитие инфраструктуры информатизации сыграет ключевую, авангардную роль в процессах структурной перестройки экономики города, а применение новых информационных технологий, среди известных и эффективных мероприятий подъема экономики и ускорения социального развития региона, сыграет особенную роль.

Реализация всех заданий, определенных в рамках Программы информатизации Харьковского городского совета, должна обеспечить:

• внедрение на единой основе, информационных систем, которые содержат в себе автоматизированные рабочие места, базы и банки данных, объединенные телекоммуникационными сетями связи и передачи данных;

• внедрение в практику работы современных средств и методов сбора, обработки, нагромождения, хранения, использования и обмена информацией, необходимой для принятия обоснованных решений на всех уровнях управления;

• внедрение автоматизированных систем и новейших информационных средств и технологий, которые позволят повысить эффективность работы исполнительных органов городского совета, как в сфере социальной защиты населения, так и в сфере анализа и решения проблем управления территорией и проведения экономических реформ;

• дальнейшее внедрение единой системы электронного документооборота;

• участие г. Харькова в международных государственных и межрегиональных проектах и программах, в результате чего, увеличение числа внешних контактов и деловых связей, привлечения внешних инвестиций в развитие экономики, другие сферы жизни г. Харькова;

• правовой, нормативной, статистической, аналитической и кадастровой информацией соответствующие исполнительные органы городского совета, для повышения оперативности и достоверности принятия управленческих решений;

• расширение доступности информационных ресурсов для широкого круга потребителей;

• уменьшение уровня коррупции.

Кроме этого ожидаемыми источниками экономического эффекта от внедрения информатизации следует рассматривать следующее:

• экономия от упорядоченного, рационального использования бюджетных средств всех уровней;

• повышение качества управленческих решений и коммерческих соглашений за счет рационально подготовленной, более достоверной и оперативной исходной информации, упрощения управленческих процедур, сокращения административных расходов;

• реализация информационных и коммуникационных услуг;

• продажа информации как коммерческого продукта;

• создание и реализация програмно-технических средств и технологий;

• увеличение отчислений в местный бюджет.

Таким образом, интегральный эффект от реализации Программы содержится в существенном повышении качества и эффективности управления в социально-экономической сфере города в целом за счет внедрения современных информационных систем поддержки принятия решений, согласованности и повышении качества, оперативности информационных процессов и услуг, которые, в свою очередь, должны привести к улучшению социально-экономических, научно-технических, культурных и других показателей жизни городского общества.

Повышение качества информационных продуктов, в том числе при освещении основных направлений деятельности Харьковского городского совета.


7. ИСТОЧНИКИ РАЗРАБОТКИ

• Конституция Украины.

• Закон Украины «О Национальной программе информатизации».

• Закон Украины «О Концепции Национальной программы информатизации».

• Закон Украины «Об информации».

• Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине».

• Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

• Закон Украины «О телекоммуникациях».

• Закон Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

• Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы».

• Указ Президента Украины «О первоочередных заданиях относительно внедрения новейших информационных технологий» от 20.10.2005р. № 1497/2005.

• Указ Президента Украины «О совершенствовании информационно-аналитического обеспечения Президента Украины и органов государственной власти» от 14.07.2000р., № 887/2000;

• Указ Президента Украины «Об обеспечении условий для более широкого участия общественности в формировании и реализации государственной политики» от 31.07.2004 г. №854/2004

• Постановление Кабинета Министров Украины № 644 от 12.04.2000 г. «Об утверждении Порядка формирования и выполнения региональной программы и проекта информатизации».

• Постановление Кабинета Министров Украины № 789 от 15.07.1997 г. «О первоочередных мерах информатизации».

• Распоряжение Кабинета Министров Украины № 2250-р от 13.12.2010 г. «Об одобрении концепции развития электронного управления в Украине».

• Методические положения по разработке региональных программ информатизации. - Киев, ДКЗІ, в 2000 г. - 76 стр.

• Проект постановления КМУ «Об утверждении Правил  предоставления и получения телекоммуникационных услуг».








Директор Департамента

информационно-компьютерного

обеспечения городского совета                                        Ð.А. Фетисенко