Черноморский районный суд Автономной Республики Крым
П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М У К Р А И Н Ы
21.06.2010 года
Дело № 1-48 /2010 г
|
Черноморский районный суд Автономной Республики Крым в составе: председательствующего – Ерохиной И.В.
при секретаре – Приходько Н.Г.
с участием прокурора – Благодатного В.В.
адвоката ОСОБА_1
рассмотрев в открытом судебном заседании пгт. Черноморское уголовное дело по обвинению
ОСОБА_2, ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженца г. Васильков Киевской обл., украинца, гражданина Украины, женатого, на иждивении имеющего несовершеннолетнего ребенка, образование высшее, работающего директором базы отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины, зарегистрированного и проживающего в АДРЕСА_1, ранее не судимого
по ч. 2 ст. 240, ч. 2 ст. 364 УК Украины
У с т а н о в и л :
ОСОБА_2 умышленно, злоупотребляя своим служебным положением, совершил при выполнении своих обязанностей по руководству базой отдыха, незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, которое причинило тяжкие последствия при следующих обстоятельствах.
ОСОБА_2 являясь в соответствии приказом № 162/о от 13.03.2006 года должностным лицом - директором базы отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины, расположенном в урочище Морское у с. Марьино Черноморского района АР Крым, осуществляя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в соответствии со своей должностной инструкцией и п.3 Положения о базе отдыха "Тарханкут" по руководству персоналом базы отдыха и его хозяйственной деятельностью, представлением б/о "Тарханкут" в государственных и иных организациях, ведению учета рабочего времени подчиненных, разработке планов и осуществления мероприятий по подготовке базы курортному сезону, принятию мер по сохранению материальных ресурсов за весь период существования базы отдыха, осуществлению учета материальных ценностей, решению других вопросов, в отношении обеспечения надлежащего функционирования базы, руководствуясь в своей работе действующим законодательством Украины, нормативно-правовыми актами, которые регулируют функционирование базы отдыха, приказами и распоряжениями руководства ОСОБА_3 относительно базы отдыха, в нарушение ст. 19 Кодекса Украины "О недрах", п. 9 ст. 44, 48, 49 Водного кодекса Украины, ст.17, 18 Закона Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" действуя умышленно из корыстных побуждений и в интересах третьих лиц - Государственной летной академии Украины, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, с целью уклонения от уплаты платежей за специальное водопользование и реализации возложенных на него обязанностей по обеспечению деятельности базы отдыха — полноценному отдыху граждан, не получив в установленном законом порядке в специально уполномоченном органе - лицензии на централизованное водоснабжение, разрешения на пользование недрами и разрешения на специальное водопользование, в период с 01.07.2006г. по 28.08.2006г., с 01.06.2007г. по 28.08.2007г., с 01.06.2008г. по 09.09.2008г. осуществил незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения — подземной воды (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 827 от 12.12.1994г. (827-94-п)
), в общем количестве 8683,2 кубометров из специального водозаборного сооружения — колодца водоснабжения №5295, оборудованного электрическим насосом БЦПЭ № 0,5-25У "Водолей 60/63" производительностью в зависимости от глубины погружения от 1,8 м3 до 3,6 м3, расположенного на территории б/о "Тарханкут", с последующим распределением добытой воды через водонапорную башню по водопроводным сетям к потребителям — местам проживания отдыхающих и производственным объектам.
Согласно "Расчета убытков, причиненных нарушением природоохранного законодательства базой отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины в урочище Морское Черноморского района АР Крым в следствии самовольного водопользования из скважины" от 29 сентября 2008г. и 12 ноября 2009г. выполненного Государственной Азово-Черноморской экологической инспекцией проведенной в соответствии с "Методикой расчета размеров возмещения ущерба, причиненного государству в результате нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов", утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины № 37 от 18.05.95, умышленными, незаконными действиями ОСОБА_2 по добыче воды, интересам государства причинен ущерб: в период с 01.07.2006 по 28.08.2006 за добычу воды в количестве 2548,8 м3 на сумму 44960,8 грн.; в период с 01.06.2007г. по 09.09.2007г. за добычу воды в количестве 4363,2 м3 на сумму 106025,7 грн.; за период с 01.07.2008г. по 10.08.2008г. за добычу воды в количестве 1771,2 м3 на сумму 43040 грн., всего на общую сумму 194026,50 грн.
Таким образом, ОСОБА_2, являясь должностным лицом — директором б/о "Тарханкут", злоупотребляя служебным положением, умышленно, незаконно осуществил незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, чем был причинен материальный вред более, чем в 250 раз превышающий необлагаемый налогом минимум доходов граждан - 194026,50 грн., что является тяжкими последствиями.
Допрошенный в судебном заседании ОСОБА_2 свою вину не признал полностью и показал, что в должности директора базы отдыха "Тарханкут" он работает с марта 2006 года до настоящего времени. В его должностные обязанности согласно должностной инструкции входит: разработка плана и осуществление мероприятий для подготовки базы для сезонного отдыха, прием и размещение отдыхающих, принятие мер по сохранению материальных ресурсов за весь период существования базы отдыха, учет материальных ценностей, соблюдение требований техники безопасности при выполнении хозяйственных работ, взаимодействие с местными органами самоуправления для обеспечения жизнедеятельности базы отдыха, знание законов, нормативно-правовых актов, регулирующие функционирование базы отдыха и другие обязанности, управление делами базы отдыха, представление базы отдыха в государственных и иных организациях в пределах предоставленных полномочий, сохранение всей документации базы отдыха, решение иных вопросы по обеспечению надлежащего функционирования базы. Согласно приказам 2006-2008 годов на него возлагались обязанности обеспечения и приема отдыхающих согласно выписанных путевок и создание жилищных и бытовых условий для отдыха работников академии. Проведение финансовых операций и согласовательных действий с разными инстанциями не входило в его обязанности. В 2006 году согласно приказа ректора академии база отдыха должна была функционировать с 01.06.06 по 30.09.06 года, а фактически функционировала с 01.07.06 по 28.08.06, так как начала функционировать позже и окончила работу раньше установленного приказом времени. В 2007 году согласно приказа ректора академии база отдыха должна была функционировать с 01.06.07 по 30.09.07 года, а фактически функционировала с 01.06.07 по 09.09.07, так как окончила свое функционирование раньше установленного приказом времени. В 2008 году согласно приказа ректора академии база отдыха должна была работать с 01.06.08 по 30.09.08, однако фактически функционировала с 01.06.08 по 10.09.08, так как окончила свое функционирование раньше установленного приказом времени. Поэтому в своем объяснении от 11.08.08 он указывал время фактического функционирования базы отдыха в период курортных сезонов 2006-2008 годов, а не время, отраженное в приказах ректора. Каких-либо приказов ректора академии о более позднем начале работы базы отдыха и о досрочном прекращении работы на ней, не издавалось. В данный период водопользование осуществлялась так, что питьевая вода закупалась отдыхающими в магазинах за свой счет, начальник службы материального обеспечения и быта ОСОБА_4 организовывал поставку воды с коммунального предприятия "Жилсервис" Окуневского сельского совета с помощью грузовой автомашины марки ЗИЛ, точные данные он не помнит. Данная автомашина была перевезена в г. Кировоград примерно в 2007 или в 2008 годах... Периодически включалась скважина, расположенная на территории базы отдыха "Тарханкут", в который был помещен погружной центробежный электронасос "Водолей" БЦЕ. С помощью данного насоса вода добывалась из скважины и наливалась в металлическую емкость, расположенную рядом со скважиной. Вода из скважины использовалась для полива зеленых насаждений, для технических нужд базы, личной гигиены отдыхающих. 15 июля 2008 года сотрудниками министерства охраны окружающей природной среды Украины была проведена проверка на базе отдыха "Тарханкут", в ходе которой был установлен факт отсутствия разрешения на спецводопользование. 11 августа 2008 года Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция провела проверку, в ходе которой был составлен акт проверки, опломбирована скважина, от него госинспектором ОСОБА_5 отобраны объяснения. На основании материалов проверки составлен расчет ущерба, причиненного самовольным водопользованием в сумме 225 тыс. гривен, который был направлен в Государственную летную академию. С материалами проверки, расчетом ущерба Азово-Черноморской экоинспекции и предъявленным обвинением не согласен в связи с тем, что в них заменено понятие фактического забора воды понятием периода функционирования базы отдыха. Директор базы отдыха не наделен полномочиями решать организационные вопросы, оформлять платежные и договорные документы. База отдыха не имеет своего расчетного счета и печати. Согласно приказов ректора академии, ежегодно издававшихся по поводу организации отдыха работников академии, было указано, что обязанности по проведению ремонтных и подготовительных работ на базе, оформлению необходимых документов для паспорта-согласования на право функционирования базы, заключение договоров, произведение необходимых платежей для обеспечения нормального функционирования базы возлагалось на начальника службы материального обеспечения и быта академии ОСОБА_4 и на главного бухгалтера академии ОСОБА_6 С 2006 года по 2008 год ОСОБА_4 7 раз направлялся в командировки на базу отдыха для решения вопросов по обеспечению базы электроэнергией, водой, газом, подготовки разрешительных документов, оформления паспорта-согласования базы отдыха. Контроль за исполнением требований приказов возлагался на проректора академии по авиационной безопасности и международным связям ОСОБА_7 Других приказов и распоряжений и изменений в эти приказы о наделении его другими полномочиями ему не поступало. Ежегодно по окончании курортного сезона им подавался рапорт на имя ректора академии с подробным изложением всех недостатков и не решенных вопросов, которые выходили за сферу его полномочий. Одним из них было наличие на базе отдыха скважины без соответствующих разрешительных документов. Рапорта подавались 20.10.06 года, 20.04.07 года и 15.05.08 года. Рапорта от 20.10.06 года и от 20.04.07 года не были зарегистрированы и не были приняты во внимание, после чего были возвращены ему ректором академии ОСОБА_8 без рассмотрения. Рапорт от 15.05.08 был зарегистрирован и возвращен ему с резолюцией проректора ОСОБА_7 о том, что ОСОБА_4 должен пояснить ему должностные обязанности. Рапорт от 15.05.08 ему вернула ОСОБА_9 -техник по учету службы снабжения академии. При этом ОСОБА_4 ему ничего не пояснил. В расчетах ущерба, произведенных Государственной Азово-Черноморской экоинспекцией 29.09.08 использован неверный параметр, вместо необходимого размера стоимости воды используется расчет стоимости тарифов на услуги водообеспечения в с. Окуневка, а в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 836 от 18.05.99 года (836-99-п)
стоимость использования подземных вод в АР Крым составляет 18,64 копейки за 1 кубометр, а не 24 гривны, как указано в расчете. Был проведен независимый аудит. Согласно проведенного аудита сумма убытков, нанесенных академией за 3 года, должна составлять 1778,05 грн, а не 194026,50 грн, кроме этого, при проведении расчета и определении убытков, была применена не та методика.
Несмотря на не признание ОСОБА_2 своей вины, его вина полностью подтверждается показаниями свидетелей, письменными материалами дела, иными собранными по делу доказательствами.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ОСОБА_10 показал, что он работает заместителем начальника Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции. В его должностные обязанности входит государственный экологический контроль за использованием и охраной водных ресурсов, составление расчетов ущерба по фактам нарушения природоохранного законодательства. Летом 2008 года главной государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей природной среды Украины проведена проверка базы отдыха "Тарханкут" государственной летной академии Украины в части соблюдения законодательства при осуществлении водопользования. Во время проверки была обнаружена скважина, из которой с помощью водяного погружного насоса марки БЦПЕ "Водолей" осуществлялась добыча подземной воды. К насосу были прикреплены пластмассовые трубы, с помощью которых вода перекачивалась из скважины в емкость цилиндрической формы, расположенную рядом со скважиной. Емкость объемом около 60 куб. метров и размерами напоминала железнодорожную цистерну. От емкости шли разветвления металлических труб к умывальникам, расположенным возле летних домиков отдыхающих, количество которых составляло около 20 домиков, а также к сторожке и столовой, откуда также по металлическим трубам сточные воды стекали в выгребную яму. В целом, трубопровод, идущий от емкости, представлял собой внутреннюю систему централизованного водоснабжения (находящуюся внутри базы отдыха), так как обеспечивал водой всю территорию базы отдыха. В ходе проверки были установлены нарушения, выразившиеся в самовольном водопользовании без разрешительных документов на специальное водопользование, в связи с чем, вынесено решение о приостановлении деятельности б/о "Тарханкут" в части водопользования. На основании этих документов он вместе с инспектором экоинспекции ОСОБА_5 опломбировали скважину. При этом ОСОБА_5 были отобраны объяснения от директора этой базы ОСОБА_2 На основании полученных данных в объяснении ОСОБА_2 и представленных им документов, были сделали выводы об ущербе, причиненном ОСОБА_2 путем водопользования без специального разрешения. Согласно расчету, ущерб, причиненный ОСОБА_2 составил 225519,46 гривен, затем этот размер ущерба был пересчитан на основании постановления Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда и составил 194026,50 гривен. При проведении расчета он основывался на решении 24 сессии 24 созыва Окуневского сельского совета от 09.04.04, которым были утверждены тарифы на услуги водопотребления в размере 17,64 грн. за 1 м.куб и решении 6-ой сессии 5-го созыва Окуневского сельского совета от 23.11.06, которым утверждены нормы потребления и тарифы на водопользование на 2007 год по Окуневскому сельскому совету, согласно которого для прочих предприятий устанавливался тариф 24,30 грн. за 1 м. куб. Незаконной добычей воды интересам государства причинен ущерб: в период с 01.07.2006 по 28.08.2006 за добычу воды в количестве 2548,8 м3 на сумму 44960,8 грн.; в период с 01.06.2007г. по 09.09.2007г. за добычу воды в количестве 4363,2 м3 на сумму 106025,7 грн.; за период с 01.07.2008г. по 10.08.2008г. за добычу воды в количестве 1771,2 м3 на сумму 43040 грн., всего на общую сумму 194026,50 грн... По поводу возражений ОСОБА_2 о том, что в материалах проверки Азово-Черноморской экоинспекции при расчете ущерба понятие фактического забора воды заменено понятием периода функционирования базы отдыха пояснил, что понятие фактического водозабора в соответствии со ст. 44 п. 7 и ст. 98 Водного кодекса Украины может быть применено при наличии приборов учета забора воды, которого на момент проведения проверки у базы отдыха "Тарханкут" не было. Данными статьями забор воды без прибора учета запрещен. По поводу того, что в расчетах ущерба экоинспекции использован неверный параметр вместо стоимости воды используется расчет тарифов Окуневского сельского совета пояснил, что в соответствии с Методикой расчета ущерба, утвержденной приказом министерства окружающей природной среды Украины № 37 от 18.05.95 года (z0162-95)
, используется форма для расчета ущерба, объем умноженный на тариф, где под тарифом подразумевается действующие на момент нарушения тарифы на воду в единицах национальной валюты за 1 куб. метр. А тарифы на воду формируются в соответствии с приказом Государственного Комитета по строительству, архитектуре и жилищной политики Украины № 139 от 27.06.01 "Об утверждении порядка формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения" (z0748-01)
местными советами, в данном случае Окуневским сельским советом - 18,64 гривен за 1 куб. м. – эта сумма сбора за специальное водопользование, осуществляемое после получения разрешения на спецводопользование, при условии осуществления забора воды с использованием прибора учета. На момент проверки приборов учета не было и сбор за воду Государственная летная академия не производила. Кроме того, п. 2.3 Инструкции, утвержденной приказом министра финансов Украины № 231/539/118/219 от 01.10.99 (z0711-99)
о прядке начисления, взимания сбора за специальное водопользование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта применяется к предприятиям гидроэнергетики и водного транспорта, к которым Государственная летная академия и ее база отдыха "Тарханкут" не относятся. Методика, утвержденная приказом № 290 госкомитета по водному хозяйству от 29.12.2001 года (z0044-02)
не применялась, т.к. она предусматривает расчет ущерба за незаконное водопользование на землях водного фонда. В соответствии со ст. 58 Земельного кодекса Украины к землям водного фонда относятся земли, занятые морями, реками, озерами, защитными полосами вдоль них, полосами водных, морских путей, защитные полосы водоохраной зоны устанавливаются по проекту землеотвода в соответствии с земельным кодексом. В соответствии с п. 3 ст. 60 Земельного кодекса Украины защитные полосы устанавливаются по проектам землеустройства. Согласно справки отдела земельных ресурсов Черноморского района от 30.10.08 года такие защитные полосы не устанавливались, следовательно, территория базы отдыха "Тарханкут" не относятся к землям водного фонда, поэтому применение ОСОБА_8 № 290 не возможно. Кроме того, согласно информации Черноморского районного отдела земельных ресурсов на 2006-2008 годы и на сегодняшний день земельный участок, на котором размещена база отдыха "Тарханкут" не оформлен в соответствии с земельным законодательством Украины (отсутствует госакт либо договор аренды), что является нарушением ст.ст. 125, 126 Земельного кодекса Украины. В связи с чем, база отдыха "Тарханкут" не могла получить разрешение на специальное водопользование.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_5 пояснил, что он работает государственным инспектором Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции. Дал аналогичные показания, что и ОСОБА_10, кроме того, сообщил, что при подготовке материалов в судебное заседание хозяйственного суда в г. Кировограда начальником Черноморского ОГАИ была предоставлена справка об отсутствии грузового транспорта на территории Черноморского района об отсутствии автотранспорта, предназначенного для подвоза воды.
В судебном заседании в соответствии со ст. 306 УПК Украины были оглашены показания свидетеля ОСОБА_7, который на досудебном следствии показал, что в должности проректора Государственной летной академии Украины он работает с 2004 года. В его должностные обязанности входит контроль и организация хозрасчетной деятельности государственной летной академии Украины. Структурным подразделением Государственной летной академии Украины является база отдыха "Тарханкут", расположенная на территории Черноморского района АР Крым. Руководство деятельностью базы отдыха осуществляет директор базы отдыха ОСОБА_2, который работает на базе отдыха с 2006 года. В обязанности ОСОБА_2 входит обеспечение всей жизнедеятельности базы, в том числе открытие базы, выполнение всех согласований с крымскими властями, получение всех специальных разрешений, в том числе и на специальное водопользование. В период курортных сезонов 2006, 2007, 2008 годов, начиная с июня и заканчивая сентябрем месяцем на базе отдыха находится ОСОБА_2, который постоянно там проживает. В подчинении у ОСОБА_2 находится персонал, состоящий из технических работников, сторожей и завхоза. В 2006 и в 2008 годах ему ОСОБА_2 были подготовлены и представлены счета на оплату услуг за водопользование по договорам с коммунальным предприятием "Жилсервис", которые по его указанию были своевременно оплачены. Объемы воды, в обеспечении которыми нуждается база, определяет сам ОСОБА_2. В 2008 году ему поступил рапорт на имя ректора академии от ОСОБА_2, в котором он сообщал, что нужно получить разрешение на специальное водопользование на базе отдыха "Тарханкут", чтобы добывать воду из скважины. ОСОБА_7 написал на рапорте резолюцию о том, чтобы непосредственный начальник ОСОБА_2 – ОСОБА_4 ознакомил его с должностными обязанностями, то есть о том, что в обязанности ОСОБА_2 входит оформление всех разрешений, в том числе и на спецводопользование. Кроме ОСОБА_2 эти обязанности в ГЛАУ ни на кого не возложены. В 2006 и 2007 годах о том, что в канцелярию академии от ОСОБА_2 поступали рапорта по поводу оформления разрешений на спецводопользование ему не известно. Данные рапорта ему не поступали и им не рассматривались. Как именно осуществляется водопользование на базе отдыха "Тарханкут", с помощью скважины или другим способом, ему не известно, так как это не входит в его обязанности.
В судебном заседании в соответствии со ст. 306 УПК Украины были оглашены показания свидетеля ОСОБА_6, которая на досудебном следствии показала, что в должности главного бухгалтера – начальника финансового отдела Государственной летной академии Украины она работает с 1996 года. В ее должностные обязанности входит руководство бухгалтерией академии, через нее проходят документы к оплате с резолюцией ректора академии. Структурным подразделением Государственной летной академии Украины является база отдыха "Тарханкут", которая расположена на территории Черноморского района АР Крым. Руководство деятельностью базы отдыха осуществляет директор базы отдыха ОСОБА_2, который работает на базе отдыха с 2006 года. Работа бухгалтерии академии осуществляется следующим образом: от структурных подразделений академии, в том числе и с базы отдыха "Тарханкут" поступают документы на оплату расходов, затрат на различные нужды подразделений академии. Платежный документ должен быть завизирован резолюцией ректора или исполняющего его обязанности лица. За всю хозяйственную деятельность, за все платежи на базе отдыха "Тарханкут" отвечает директор базы отдыха ОСОБА_2 Он предоставляет документы по оплате налоговых и других обязательных платежей, платежей за оформление разрешительных документов в контролирующие органы, органы власти и местного самоуправления. Данные документы он визирует и предоставляет их на подпись ректору академии, а ректор их утверждает. С 2006 года по 2008 год платежные документы от ОСОБА_2 за оформление разрешений на специальное водопользование не поступали. В 2006 и в 2008 году по счетам фактурам № 27 от 29.05.06 и № 13 от 15.05.08 на оплату привозной воды на сумму 499,21 грн., и 996,30 грн. соответственно, были произведены проплаты по представленным ОСОБА_2 документам. Другие платежные документы по оплате за воду в период с 2006-2008 от ОСОБА_2 не поступали. По поводу автомашины ЗИЛ-130 "водовозка", то данная машина в 1980-е года была направлена на базу отдыха "Тарханкут". Данная машина до сих пор числится за академией как не списанная. Машина находится на базе отдыха "Тарханкут" и в Кировоград она не возвращалась. О техническом состоянии машины она пояснить ничего не может, так как есть материально ответственное лицо, которое несет ответственность за ее состояние, в данном случае директор базы отдыха "Тарханкут" ОСОБА_2 Водитель за базой отдыха "Тарханкут" на водовозку не принимался и в течение последних пяти лет водители на водовозку ЗИЛ-130 из г. Кировограда на базу отдыха "Тарханкут" не командировались, оплата их труда не осуществлялась.
Своими показаниями ОСОБА_6 подтверждает, что автомашина для подвоза воды в период работы ОСОБА_2 все время находилась на базе отдыха. ОСОБА_12, ОСОБА_13, ОСОБА_14, ОСОБА_15, ОСОБА_16, ОСОБА_17, ОСОБА_3 показали, что указанная автомашина не могла использоваться для подвоза воды, поскольку последние 10 лет не функционировала.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_4 показал, что в должности начальника отдела материально-технического обеспечения Государственной летной академии Украины работает с 2005 года. В его должностные обязанности входит осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по материально-техническому обеспечению Государственной летной академии Украины на территории г. Кировограда. В полномочия ОСОБА_4 входило также осуществление материально-технического обеспечения базы отдыха "Тарханкут" в период курортных сезонов 2006-2008 годов. Обеспечение базы отдыха водой не входило в его обязанности. В его непосредственном подчинении с 2006 года находится ОСОБА_2, директор базы отдыха "Тарханкут", хотя документально это не закреплено. Приказ о распределении обязанностей между работниками летной академии ректором не издавался. База отдыха "Тарханкут", которая находится на территории Черноморского района АР Крым, принадлежит Государственной летной академии Украины. Она занимает земельный участок площадью около 1 га, на котором расположено 25-28 летних домиков. Фактически на территории базы отдыха "Тарханкут" в период курортных сезонов с 2006 по 2008 годы как руководитель базы находился ОСОБА_2В, а он приезжал на базу отдыха всего один раз в году перед открытием курортного сезона и находился на базе отдыха в течение одного дня и, в конце этого же дня возвращался назад в г. Кировоград. То есть за период с 2006 по 2008 год он находился на территории базы отдыха "Тарханкут" всего 3 дня. В день приезда на базу отдыха он осматривал базу отдыха и проверял, как к началу курортного сезона ее подготовил ОСОБА_2, в частности, как обеспечен ремонт домиков, как обеспечена база отдыха водой. ОСОБА_4 знал, что на территории базы отдыха находится скважина, из которой водопользование осуществляется с помощью насоса, который был установлен весной 2006 года. Насосом вода из скважины закачивается в трубу, а по трубе поступает в емкость цилиндрической формы, объемом примерно 60 куб. метров, по размерам похожую на цистерну, перевозимую грузовым поездом. Из цистерны вода по трубам поступает в душевые и в умывальники. Кроме личной гигиены отдыхающих вода использовалась на технические нужды: полив цветов, деревьев, мытье полов и т.д. База отдыха в период 2006-2008 гг. открывалась согласно приказов с 1 июня, а фактически могла открыться на пару недель позже, на момент фактической готовности, а закрывалась в конце сентября. О том, что нужно получить разрешение на функционирование скважины, он не знал и, в его обязанности это не входило. ОСОБА_2 подчинялись сторожа, уборщицы и завхоз. Кроме него на базу отдыха никто из должностных лиц академии не приезжал и не осматривал базу. Должностная инструкция на него разработана только в 2009 году. Раньше должностная инструкция на него не разрабатывалась, поскольку он руководствовался старой должностной инструкцией начальника группы материально-технического обеспечения академии, составленной в 2004 году. Данной инструкцией руководствовался ОСОБА_18, который работал до него на указанной должности до 2005 года.
В судебном заседании в соответствии со ст. 306 УПК Украины были оглашены показания свидетеля ОСОБА_19, которая на досудебном следствии показала, что работает инженером отдела кадров Государственной летной академии Украины. В части должностной инструкции ОСОБА_4 дала показания, аналогичные показаниям ОСОБА_4
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_12 пояснил, что работал на базе отдыха "Тарханкут" завхозом с весны 2006 г. по июнь 2009 г. Директором базы отдыха "Тарханкут" является ОСОБА_2 На территории базы расположено 40 летних одноэтажных домиков, столовая, сторожка, душевая. Курортный сезон начинается на базе отдыха "Тарханкут" с конца мая и продолжается до конца сентября. Централизованная подача воды на базу отсутствует. Добыча воды осуществляется из скважины, расположенной на территории базы отдыха. Добыча воды осуществляется с применением электрического насоса. Водой, добытой из скважины, заполнялась емкость на 60 м3. Добычей воды, заполнением емкости и расходованием воды занимался директор базы отдыха ОСОБА_2 ОСОБА_6 включался примерно через день и работал, пока не наполнится емкость. На территории находится кузов бывшего водовоза марки ЗИЛ-130, который не работает и находится в разобранном состоянии. Других источников получения воды кроме скважины не было. Вода из емкости, ранее полученной из скважины, расходовалась на нужды проживающих на территории базы. База отдыха рассчитана на 100 мест. Также вода из скважины расходовалась на полив деревьев, газонов, цветов, растущих на территории базы. Вода подавалась в душевые кабинки, умывальники, столовую, кухню.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_13 показал, что на базе отдыха "Тарханкут" он работал с 16.03.06. Директором базы отдыха "Тарханкут" являлся ОСОБА_2 Курортный сезон на базе отдыха начинается с июня, а заканчивается в конце сентября. За время его работы на б/о "Тарханкут" завхозом являлся ОСОБА_12 Централизованная подача воды на базу отдыха отсутствовала. Добыча воды осуществлялась с применением электрического насоса из скважины на территории базы отдыха, заливалась в емкость, примерно 60 м3. Добычей воды, заполнением емкости и ее распределением руководил ОСОБА_2. Кроме воды, добытой из скважины, других источников воды не было. Водовозами вода не доставлялась. Рядом с территорией базы отдыха находился разобранный кузов водовоза марки ЗИЛ-130. Вода из емкости, ранее полученной из скважины, расходовалась на нужды лиц, проживающих на территории базы отдыха "Тарханкут" и на нужды базы, в частности на полив деревьев, полив газонов, душевые, умывальники, столовая, кухня.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_14 показал, что на базе отдыха "Тарханкут" он работал с 16.03.06 г. Директором базы отдыха "Тарханкут" является ОСОБА_2 Сезон на базе отдыха начинается с июня и заканчивается в конце сентября. За время его работы на б/о "Тарханкут" завхозом являлся ОСОБА_12 Централизованная подача воды на базу отдыха отсутствовала. Вода добывалась из скважины, расположенной на территории базы отдыха с применением электрического насоса. Вода заливалась в емкости примерно 60 м3. Добычей воды, заполнением емкости и ее расходованием руководил ОСОБА_2. Кроме воды, добытой из скважины, других источников воды не было. Водовозом вода не доставлялась. Рядом с территорией базы отдыха находится разобранный водовоз марки ЗИЛ – 130, который принадлежал Кировоградскому молокозаводу. Вода из емкости, ранее полученной из скважины, расходовалась на нужды лиц, проживающих на территории базы и на нужды базы: полив деревьев, газонов, душевые кабины, умывальники, столовая, кухня.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_15 показал, что на базе отдыха "Тарханкут" он работал сторожем в 2008 году с марта по сентябрь месяц. Директором базы отдыха "Тарханкут является ОСОБА_2 Курортный сезон на б/о начинается в конце мая. До этого с апреля на б/о "Тарханкут" проживали строители, которые подготавливали б/о к курортному сезону. Курортный сезон на б/о длился до сентября месяца. За время его работы на б/о "Тарханкут" завхозом являлся ОСОБА_12 Централизованная подача воды на б/о отсутствовала. Вода добывалась из скважины при помощи электрического насоса. Добытая из скважины вода заливалась в емкость около 60 м3. Добычей воды занимался исключительно директор б/о ОСОБА_2 Скважина находится на территории базы. Кроме воды, добытой из скважины, других источников получении воды не было. Водовозами вода не доставлялась. Вода из емкости, ранее добытой из скважины, расходовалась на нужды лиц, проживающих на территории базы: приготовление пищи, душевые кабины, умывальник, полив деревьев и газонов на территории базы отдыха.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОСОБА_16 показал, что работал в должности сторожа базы отдыха "Тарханкут" с 01.06.08. В его обязанности входит охрана имущества б/о "Тарханкут" государственной летной академии. Завхозом работает ОСОБА_3 Курортный сезон на б/о "Тарханкут", как правило, начинается в июне и заканчивается в сентябре. В 2008 году водопользование б/о "Тарханкут" осуществлялось из скважины, расположенной на территории базы отдыха. Скважина со всех сторон оборудована и ограждена будкой из ракушечника. В саму скважину погружен электронасос, который качает воду. Электронасос с момента моего устройства в б/о "Тарханкут" не менялся, сейчас также находится в скважине. Других источников воды кроме скважины на б/о "Тарханкут" нет. Привозной водой база отдыха в 2008 году не пользовалась. Директором базы отдыха "Тарханкут" является ОСОБА_2, который проживает в г. Кировограде. ОСОБА_2 дает указания об использовании воды из скважины. В 2008 году летом разрешительных документов на водопользование из скважины на базе отдыха не было. Он видел, что рядом со скважиной стоит емкость для воды объемом примерно 60 м3, которая соединена с насосом. Вода, накаченная насосом из скважины, закачивается в емкость, а затем распределяется по базе. Насос включается регулярно, заполняя эту емкость. Вода используется для удовлетворения бытовых потребностей отдыхающих, а также технических нужд базы, включая полив деревьев.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ОСОБА_17 и ОСОБА_3 дали аналогичные показания.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ОСОБА_20 пояснила, что она с 2002 года работает в должности главного бухгалтера КП "Жилсервис". В ее обязанности входит бухгалтерский учет и отчетность, заключение договоров. 20 мая 2006 года КП "Жилсервис" заключило с государственной летной академией Украины договор на поставку и отпуск воды. Фактически государственная летная академия для базы отдыха "Тарханкут" у них получала воду один раз по счету-фактуре № 27 от 29.05.06 в количестве 28,3 м3, за что заплатили предварительно 499,21 грн. По счету-фактуре № 13 от 15.05.08 государственная летная академия воду не получала, хотя заплатила за водопотребление деньги в сумме 996,30 грн. за 41 м3 воды. В период 2006-2008 годы другим способом вода на базу отдыха не поступала. Воду по счету-фактуре № 27 от 29.05.06 летная академия для б/о "Тарханкут" получила с помощью машины, оборудованной для привоза воды, которую академия предоставила за счет собственных средств.
Вина ОСОБА_2 также подтверждается:
- материалами до следственной проверки (том № 1 л.д. 7-115)
- решением хозяйственного суда Кировоградской области от 03.03.09 по делу № 16/235, которым удовлетворено исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с Государственной летной академии Украины ущерба, причиненного самовольным водопользованием за период 2006-2008 годы (том № 1 л.д. 122-126)
- постановлением Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 11.06.2009 года по делу № 16/235 удовлетворено исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с Государственной летной академии Украины ущерба, причиненного самовольным водопользованием за период 2006-2008 годы в пользу Азово-Черноморской экологической инспекции ущерб в размере 194026 грн. 50 коп. (том № 1 л.д. 127-128)
- копиями писем начальника Черноморского районного отдела земельных ресурсов ОСОБА_11 № 164 от 02.03.09, 79 от 16.12.09, № 329 от 30.10.08, согласно которым правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположена база отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины отсутствуют. На территории Черноморского района АР Крым прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных путей не установлены (том № 1 л.д. 140-142)
- протоколом осмотра места происшествия от 29.10.09, согласно которого объектом осмотра является будка, ограждающая артезианскую скважину, расположенную в северной части земельного участка базы отдыха "Тарханкут" государственной летной академии Украины, расположенной на территории Окуневского сельского совета Черноморского района АР Крым. Будка квадратной формы, выполнена из кирпича-ракушечника. В передней части будки имеется дверь, которая на момент осмотра закрыта на замок. При открытии двери установлено, что внутри будки имеется скважина, выполненная в виде металлической трубы, уходящей в землю. При извлечении пластмассовой трубы, кабеля и веревки из скважины извлечен электронасос "Водолей", прикрепленный к пластмассовой трубе. Насос имеет металлический корпус цилиндрической формы длиной 35 см, диаметром 10 см. Кабель черного цвета одним концом прикреплен к электронасосу, а другим к электрическому блоку защиты, от которого с другой стороны идет провод с вилкой для розетки. На электроблоке также имеются надписи на табличке, аналогичные надписям, имеющимся на электронасосе. Труба пластмассовая и насос в момент извлечения из колодца мокрые, покрыты глиной. Длина трубы, на которой привязан трос, составляет 15 м (том № 2 л.д. 1-2)
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу данных предметов в качестве вещественных доказательств от 25.11.09 (том № 2 л.д. 5)
- электронасосом, электрокабелем, пластмассовой трубой и крепежным тросом, изъятыми с места происшествия и приобщенными в качестве вещественных доказательств по настоящему уголовному делу (том № 2 л.д. 1-2)
- протоколом осмотра предметов от 25.11.09, согласно которому осмотрены электронасос, электрокабель, пластмассовая труба и крепежный трос, изъятые с места происшествия (том № 2 л.д. 4)
- постановлением о производстве выемки от 27.10.09 в Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции акта проверки государственной экологической инспекции № 15-1 от 15.07.08; решения Минприроды Украины № 48 от 22.07.09 о приостановлении использования скважины базы отдыха "Тарханкут"; акта проверки Государственной Азово-Черноморской экоинспекции № 101 от 11.08.09; объяснения ОСОБА_2 от 11.08.08; расчета убытков от 29.09.08 (том № 2 л.д. 6)
- протоколом выемки документов, указанных в постановлении от 27.10.09 (том № 2 л.д. 7)
- актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства № 101 от 11.08.08 года Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции, составленным государственным инспектором Азово-Черноморской экологической инспекции ОСОБА_5, в котором указано, что водяной насос "Водолей" отключен от электричества и опломбирован щиток, в котором расположен рубильник. Акт скреплен печатью Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции, подписан ОСОБА_5 и ОСОБА_2 (том № 2 л.д. 8)
- расчетом убытков, причиненных нарушением природоохранного законодательства базой отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины в урочище Морском Черноморского района АР Крым вследствие самовольного водопользования из скважины от 29.09.08 согласно акту проверки № 4/5-22-032 от 15.07.08, составленным и подписанным заместителем начальника отдела государственного экологического контроля за использованием, восстановлением и охраной природных ресурсов ОСОБА_10, согласно которого на базе отдыха "Тарханкут", из колодца при помощи электронасоса "Водолей" осуществлен забор подземных вод без разрешения на специальное водопользование в количестве 2548,8 куб. м. на сумму 44960,8 грн. за период с 01.07.06 по 28.08.06; 4363,2 куб. м. на суму 106025,7 грн. за период с 01.06.07 по 09.09.07; 1771,2 куб. м. на суму 43040 грн. за период с 01.07.08 по 10.08.08, а всего 8683,2 куб. м. на общую сумму 225519,46 грн. (согласно "ОСОБА_8 расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов", утвержденной приказом Министерства охрани окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины № 37 от 18.05.95 (z0162-95)
(том № 2 л.д. 9)
- объяснением директора базы отдыха "Тарханкут" ОСОБА_2 от 11.08.08 в котором указано, что ОСОБА_2 работает на базе отдыха с 14.03.06, в это время скважина уже была оборудована и на ней установлен электронасос бытовой центробежный погружной БЦПЭ "Водолей" № 5-6 – 25у. База отдыха работала сезонно. Руководство академии не передавало ему документацию в виде разрешения на спецводопользование (том № 2 л.д. 10).
- копией акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства № 15-1 базы отдыха "Таранкут" от 15.07.08, в котором указано, что разрешение на спецводопользование отсутствует. Актом предписывается получение разрешения на спецводопользование (том № 2 л.д. 11)
- копией решения первого заместителя главного государственного инспектора Украины по охране окружающей природной среды М. Кострова № 48 от 22.07.08 о приостановлении использования скважины базы отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины согласно которого директор б/о "Тарханкут" ОСОБА_2 производит забор воды из скважины в нарушение ст. 44 Водного кодекса Украины без разрешения на специальное водопользование и, что в связи с данным нарушением проведение забора воды базой отдыха "Тарханкут" должно быть прекращено с 25.07.08 (том № 2 л.д. 12).
- постановлением о производстве выемки от 27.10.09 года в коммунальном предприятии "Жилсервис" Окуневского сельского совета договоров и других документов, связанных с расчетами по водоснабжению между КП "Жилсервис" и Государственной летной академией Украины (том № 2 л.д. 13).
- протоколом выемки документов, указанных в постановлении от 27.10.09 года (том № 2 л.д. 14).
- договором на поставку и отпуск воды КП "Жилсервис" от 20.05.06 между Государственной летной академией Украины и коммунальным предприятием "Жилсервис", согласно п. 1.1. которого КП "Жилсервис" обязуется поставить и отпустить "Государственной летной академии Украины" воду в количестве 53 м3 (том № 2 л.д. 14)
- счетом-фактурой № 27 от 29.05.06, согласно которой Государственная летная академия Украины заплатила за водоснабжение базы 499,21 грн. за 28,3 куб. м. (том № 2 л.д. 17).
- счетом-фактурой № 13 от 15.05.08, согласно которой Государственная летная академия Украины заплатила за водоснабжение базы 996,30 грн. за 41 куб. м.
- постановлением о производстве выемки от 27.10.09 в Окуневском сельском совете решения 24 сессии 24 созыва от 09.04.04 и решения 6 сессии 5 созыва от 23.11.06, которыми установлены тарифы на оплату услуг по водоснабжению и протоколов заседаний этих сессий (том № 2 л.д. 18).
- протоколом выемки документов, указанных в постановлении от 27.10.09 года (том № 2 л.д. 19).
- решением 24 сессии 24 созыва Окуневского сельского совета от 09.04.04 "Об определении размеров тарифов на оплату услуг по водоснабжению населенных пунктов Окуневского сельского совета" в соответствии с которым, с 01.06.04 определен тариф на оплату услуг водоснабжения в сумме 17,64 грн. за кубометр воды с предприятий, учреждений, организаций (том № 2 л.д. 21).
- протоколом 24 сессии 24 созыва Окуневского сельского совета от 09.04.04, п. 2 которого на повестку дня вынесено определение размеров тарифов на оплату услуг по водоснабжению населенных пунктов Окуневского сельского совета Черноморского района (том № 2 л.д. 22-25).
- решением 6 сессии 5 созыва Окуневского сельского совета от 23.11.06 "Об утверждении норм потребления питьевой воды и тарифов на водопользование на 2007 год по Окуневскому сельскому совету" в соответствии с которым, на 2007 год утверждены нормы потребления воды и тарифы на услуги водоснабжения и водообеспечения, а именно, прочие нормы водопотребления (к которым относятся предприятия) составляют 24,30 грн. за 1 кубометр воды (том № 2 л.д. 26-27).
- протоколом 6 сессии 5 созыва Окуневского сельского совета от 23.11.06, п. 3 которого на повестку дня вынесено утверждение норм потребления питьевой воды и тарифов на водопользование на 2007 год по Окуневскому сельскому совету (том № 2 л.д. 28-30)
- постановлением о производстве выемки от 27.10.09 года в помещениях Государственной летной академии Украины (том № 2 л.д. 33)
- протоколом выемки документов, указанных в постановлении от 27.10.09 года (том № 2 л.д. 34-36)
- приказом ректора академии № 316 от 22.04.08 года "Об организации отдыха работников ГЛАУ в летнем периоде 2008 года", согласно которого пунктом № 3 приказа предписывается директору б/о "Тарханкут" ОСОБА_2 в период с 01.06.08 по 30.09.08 обеспечить прием и размещение отдыхающих согласно выписанных путевок; создать качественные жилые и бытовые условия для отдыха работников академии (том № 2 л.д. 41-42).
- приказом ректора академии № 315 от 18.05.07 года "Об организации отдыха работников ГЛАУ в летнем периоде 2007 года", согласно которого пунктом № 3 приказа предписывается директору б/о "Тарханкут" ОСОБА_2 в период с 01.06.07 по 30.09.07 обеспечить прием и размещение отдыхающих согласно выписанных путевок; создать качественные жилые и бытовые условия для отдыха работников академии (том № 2 л.д. 40).
- актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства № 15-1 базы отдыха "Таранкут" от 15.07.08 года, согласно которого разрешение на спецводопользование отсутствует и, что Государственной летной академии предписано получить разрешение на специальное водопользование (том № 2 л.д. 38)
- копией решения первого заместителя главного государственного инспектора Украины по охране окружающей природной среды М. Кострова № 48 от 22.07.08 о приостановлении использования скважины базы отдыха "Тарханкут" Государственной летной академии Украины, согласно которого директор б/о "Тарханкут" ОСОБА_2 производит забор воды из скважины в нарушение ст. 44 Водного кодекса Украины без разрешения на специальное водопользование (том № 2 л.д. 12)
- актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства № 101 от 11.08.08, составленным государственным инспектором Азово-Черноморской экологической инспекции Голубевым И.О., согласно которого водяной насос "Водолей" отключен от электричества и опломбирован щиток, в котором расположен рубильник (том № 2 л.д. 37).
- паспортом колодца базы отдыха "Тарханкут" датированным 2008 годом, согласно которого глубина дна колодца 17,4 м. от верха сруба. Вода добывается из колодца электронасосом БЦПЭ – 0,5 – 80У* для хозяйственно-бытовых и технических целей (том № 2 л.д. 43-50).
- договором на поставку и отпуск воды КП "Жилсервис" от 20.05.06 года между Государственной летной академией Украины и коммунальным предприятием "Жилсервис", согласно п. 1.1. которого КП "Жилсервис" обязуется поставлять и отпускать "Государственной летной академии" воду в количестве 53 м3 (том № 2 л.д. 51-52)
- договором на предоставление услуг и выполнение работ № 401 от 05.05.08 года, заключенным между Государственной летной академией Украины и коммунальным предприятием "Жилсервис" на услуги по водоснабжению стоимостью 996,30 грн. (том № 2 л.д. 53)
- платежным поручением № 796 от 21.05.08 года, согласно которого Государственной летной академией Украины оплачены услуги по водоснабжению по договору № 401 за водоснабжение за период с 05.05.08 по 20.05.08 года (том № 2 л.д. 54).
- копией извлечения из паспорта на электронасос "Водолей", в котором указаны технические характеристики электронасоса (том № 2 л.д. 55)
- платежным поручением № 485 от 19.05.06 года, которым Государственной летной академией Украины осуществлена предоплата ООО ВКФ "Сплит" в сумме 999 гривен за электронасос (том № 2 л.д. 56).
- счетом-фактурой, согласно которой Государственная летная академия Украины 19.05.06 года оплатила ООО "Производственно-коммерческой фирме "Сплит" 999 гривен за приобретение электронасоса центробежного погружного БЦПЭ 0,5-25 "Водолей" (том № 2 л.д. 57).
- копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица Государственной летной академии Украины с датой государственной регистрации 30.06.94 года (том № 2 л.д. 58).
- копией устава Государственной летной академии Украины, согласно которого структурным подразделениям академии является база отдыха "Тарханкут" (том № 2 л.д. 59-67).
- положением о базе отдыха "Тарханкут", от 14.03.07 года, согласно которого к полномочиям директора базы отдыха отнесено управление делами базы отдыха, представление базы отдыха в государственных и иных организациях, разрешение иных вопросов по обеспечению надлежащего функционирования базы, чем закреплены за директором базы отдыха организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (том № 2 л.д.69-72).
- личным делом ОСОБА_2, из которого следует, что ОСОБА_2, принят на должность директора б/о Тарханкут" приказом № 162/0 от 13.03.2006 года (том № 2 л.д. 74-78).
- приказом ректора государственной летной академии Украины № 162/0 от 13.03.06 года, в соответствии с которым ОСОБА_2 с 13.03.06 принят на должность директора б/о "Тарханкут" (том № 2 л.д. 79-81).
- должностной инструкцией директора базы отдыха "Тарханкут" от 12.05.2005 года, согласно пунктам 2.1., 2.2., 2.3., 5.1. и 5.3., согласно которой директор базы отдыха разрабатывает планы и осуществляет мероприятия по подготовке базы к сезонному отдыху, принимает меры по сохранности материальных ресурсов за весь период существования базы отдыха, осуществляет учет материальных ценностей. Кроме того, директор базы отдыха "Тарханкут" должен знать законы, нормативно-правовые акты, которые регулируют функционирование базы отдыха, приказы и распоряжения руководства академии относительно базы отдыха (том № 2 л.д. 82-84)
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу предметов в качестве вещественных доказательств от 23.11.09 года (том № 2 л.д. 102).
- материалами выемки в государственной летной академии Украины от 09.12.09 года (том № 2 л.д. 108-109).
- уточненным расчетом ущерба Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции (том № 2 л.д. 127)
- постановлением о проведении выемки в Государственной летной академии от 23.02.10 года (том № 3 л.д. 13)
- протоколами выемки документов от 23.02.10 года и от 24.02.10 года (том № 3 л.д. 14-16).
- приказами о назначении ОСОБА_8 на должность ректора академии от 21.01.97, о назначении ОСОБА_7 на должность проректора академии от 31.08.06, о назначении ОСОБА_6 на должность главного бухгалтера – начальника финансового отдела академии от 17.02.97, о назначении ОСОБА_4 на должность начальника службы материально-технического обеспечения и быта от 02.08.05 года (том № 3 л.д. 44-47)
- изучением должностных инструкций проректора по авиационной безопасности и международным связям Государственной летной академии Украины от 04.09.06, начальника отдела материально-технического обеспечения 2004 года, главного бухгалтера-начальника финотдела ГЛАУ от 05.12.03 года, согласно которых в период 2006-2008 годов на вышеуказанных должностных лиц обязанности по оформлению разрешений, в том числе на специальное водопользование на базе отдыха "Тарханкут" не возлагались, обязанность получения согласований директором базы отдыха с данными должностными лицами на действия в этой сфере не предусматривалась (том № 3 л.д. 17-28).
Суд не принимает во внимание аудиторский отчет от 22.02.2010 года, на который ссылается подсудимый, т.к. размер ущерба определен вступившим в законную силу постановлением Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 11.06.2009 года по делу № 16/235, оставленным без изменений определением Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 01.06.2010 года.
Суд критически относится к показаниям подсудимого в той части, что в его обязанности не входило получение разрешительных документов на спецводопользование, поскольку это опровергается материалами дела и показаниями свидетелей. В материалах уголовного дела имеется постановление о привлечении ОСОБА_2 к административной ответственности за самовольное водопользование без разрешительных документов (л.д. 11 т. 1), который оплачен подсудимым. Кроме того, в случае отсутствия необходимых разрешительных документов на спецводообеспечение, подсудимый в силу своего служебного положения имел возможность прекратить незаконную добычу воды до получения необходимых документов, однако этого не сделал, продолжая незаконную добычу подземной воды, оплату за водопотребление не производил.
Суд также исходит из того, что подсудимый в судебном заседании пояснил, что вынужден был добывать воду для нормального функционирования базы отдыха в летний период, иных источников воды на базе не было и отсутствие воды могло сорвать сезон. Как установлено в судебном заседании, подсудимый давал лично указания сторожам для добычи воды, самостоятельного доступа к скважине они не имели, ключ находился только у него, иногда он оставлял завхозу. Свидетели ОСОБА_14, ОСОБА_15, ОСОБА_17 подтвердили в судебном заседании, что разрешение на добычу воды давал директор базы ОСОБА_2
Использование служебного положения вопроки интересам службы предусматривает совершение должностным лицом деяний, которые нарушают служебные обязанности и противоречат интересам государственной службы, интересам предприятия, при этом оно должно сочетаться с общественными интересами. Действия, продиктованные "заботой" о своем учреждении или предприятии и совершение во вред интересам других организаций либо за счет общегосударственных интересов, составляют служебное злоупотребление.
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что органы досудебного следствия действия подсудимого ОСОБА_2 верно квалифицировали по ст. 364 ч.2 УК Украины. Квалифицирующий признак- злоупотребление служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений, в интересах третьих лиц использование должностным лицо служебного положения вопреки интересам службы, повлекшее тяжкие последствия в виде причинения вреда охраняемым законом государственным интересам.
Согласно п.1 Примечания к ст. 364 УК Украины, должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях либо организациях независимо от формы собственности, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, либо административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющих такие обязанности по специальному полномочию.
Согласно п. 4 Примечания к ст. 364 УК Украины тяжкими последствиями в статьях 364-367 УК Украины являются последствия, если они состоят в причинении материальных убытков, которые в 250 раз превышают необлагаемый налогом минимум доходов граждан. В данном случае размер ущерба составляет 194026,5 грн.
Судом с достоверностью установлено, что ОСОБА_2 с 14.03.2006 года является директором базы отдыха "Тарханкут", в его подчинении находятся завхоз, сторожа, технические работники, в силу своих должностных обязанностей исполнял организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Кроме того, суд считает, что органы досудебного следствия верно квалифицировали содеянное ОСОБА_2 по ст. 240 ч.2 УК Украины, как нарушение установленных правил охраны недр, то есть незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного значения, повлекшая тяжкие последствия.
В соответствии со ст. 66 УК Украины обстоятельств, смягчающих наказание ОСОБА_2 не установлено.
В соответствии со ст. 67 УК Украины обстоятельств, отягчающих наказание ОСОБА_2 досудебным следствием не выявлено.
При определении вида и размера наказания суд учитывает степень и характер общественной опасности совершенных преступлений, в силу ст. 12 УК Украины преступление, предусмотренное ст. 240 ч. 2 УК Украины относится к категории средней тяжести, преступление, предусмотренное ст. 364 ч. 2 УК Украины относится к категории тяжких, обстоятельства и условия совершения преступлений, а также наступившие последствия. Суд также учитывает характеристику личности подсудимого, который по месту работы и жительства характеризуется исключительно положительно, ранее не судим, неоднократно награждался юбилейными медалями, а также медалью "За безупречную службу", на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка, состояние здоровья подсудимого, подсудимый имеет заболевания, связанные с прохождением воинской службы, подтвержденные документально. Отягчающих наказание обстоятельств, судом не установлено.
С учетом изложенного, в силу ст. 65 УК Украины подсудимому должно быть назначено наказание необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений.
Суд приходит к заключению о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, применив ст. 75 УК Украины.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вещественные доказательства – документы, находящиеся в материалах уголовного дела, оставить при уголовном деле, насос вместе с оборудованием (электрокабелем, трубами и пр) - подлежит конфискации.
Руководствуясь ст. ст. 321-324,327,332-335 УПК Украины; суд,
п р и г о в о р и л:
ОСОБА_2 признать виновным по ст. 240 ч. 2, 364 ч.2 УК Украины и назначить ему наказание:
По ст. 240 ч. 2 УК Украины в виде в виде 2-х (двух) лет ограничения свободы.
По ст. 364 ч. 2 УК Украины в виде 4 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на срок 3 года.
На основании ст. 70 УК Украины окончательно определить ОСОБА_2 наказание по совокупности преступлений путем поглощения менее строго наказания более строгим в виде 4 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на срок 3 года.
На основании ст. 75 УК Украины освободить осужденного ОСОБА_2 от отбывания основного наказания с испытательным сроком на 2 года.
На основании ст. 76 УК Украины возложить на осужденного обязанность уведомлять органы уголовно-исполнительной системы о перемене места жительства, а также периодически появляться для регистрации в органы уголовно-исполнительной системы, не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения органа уголовно-исполнительной системы.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения ОСОБА_2 оставить прежнюю - подписку о невыезде.
Вещественные доказательства по делу: документы, находящиеся в материалах уголовного дела, оставить при уголовном деле; насос вместе с оборудованием (электрокабелем, трубами и пр.), хранящийся в Симферопольской природоохранной прокуратуре – конфисковать, средства, полученные от его реализации, обратить в доход государства.
На приговор суда может быть подана апелляция в судебную палату по уголовным делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым в течение 15 суток с момента провозглашения приговора через Черноморский районный суд.
Председательствующий
|
И.В. Ерохина
|