Орджоникидзевский городской суд Днепропетровской области
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
Дело №1-40/09
21 декабря 2009 года
|
Орджоникидзевский городской суд Днепропетровской области в составе: председательствующего - судьи А.Г.Гордиенко,
при секретаре – Н.В.Андрейчук,
с участием прокурора – Петренко О.П.,
защитника - ОСОБА_1,
представителя потерпевших - ОСОБА_2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Орджоникидзе уголовное дело по обвинению :
ОСОБА_3, ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженец ІНФОРМАЦІЯ_2, РФ, русский, гражданин Украины, образование среднее, невоеннообязанный, женат, на иждивении имеет одного несовершеннолетнего сына ІНФОРМАЦІЯ_4, работает ОАО "Орджоникидзевский ГОК", водитель, проживает: ІНФОРМАЦІЯ_5, ранее не судим
в совершении преступления, предусмотренного ст.286 ч.2 УК Украины, -
УСТАНОВИЛ:
04 сентября 2007 года в 08 часов 30 минут в г.Орджоникидзе Днепропетровской области ОСОБА_3, управляя автомобилем НОМЕР_1, принадлежащего ОАО "Орджоникидзевский ГОК" следуя по ул.Шатохина приблизился к неравнозначному нерегулируемому перекрестку с улицей Г.Тыквы, перед которым остановился, выполняя требования знака 2.1 "Уступи дорогу", намереваясь после выполнить маневр левого поворота. В это же время по ул.Г.Тыквы, которая является главной, следуя со стороны 35-го микрорайона, на велосипеде ХВЗ "Украина", приблизился и выехал на перекресток потерпевший. Водитель ОСОБА_3, в нарушение требований п. 1.3; п.1.5; п.2.3 (б); п.16.11 и дорожного знака 2.1 Правил дорожного движения Украины (1306-2001-п)
, в которых от водителя требуется:
-п.1.3 "Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования настоящих Правил (1306-2001-п)
, а так же быть взаимно вежливыми";
-п.1.5 "Действия либо бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб";
- п. 2.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:
(б) "быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на её изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления им в дороге";
- п. 16.11. "На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному пересечению проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения";
Дорожного знака 2.1 "Уступи дорогу": где водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, подъезжающим к нерегулируемому перекрестку по главной дороге..."
начал движение, на перекресток, проявил крайнюю невнимательность к окружающей обстановке и её изменениям, не убедился, что это будет безопасным и не создаст препятствий другим участникам дорожного движения, не уступив дорогу велосипедисту, передвигавшемуся по главной дороге и пользуясь преимущественным правом проезда данного перекрестка, двигаясь со скоростью 5 км/час., приступил к маневру левого поворота, выехал на полосу движения велосипедиста и на указанном перекрестке совершил столкновение правой частью автомобиля с велосипедом под управлением ОСОБА_4 После чего допустил наезд правым задним колесом на упавшего в результате столкновения транспортных средств на проезжую часть потерпевшего и причинил ему телесные повреждения в виде: гематомы и ссадины левой брови, ссадины правой брови, правой скуловой области, левой скуловой области подбородка, левой подчелюстной области, эпигастральной области живота слева, возле пупковой области живота справа, правой боковой поверхности груди, правого плечевого сустава, правого плеча, правого предплечья, правой боковой поверхности таза с переходом на правое бедро, гематомы правого плеча, ушибленной рваной раны правого плеча, открытого перелома правой плечевой кости. Кровоизлияние в мягкие ткани головы лобной области слева, кровоизлияние под мягкие мозговые оболочки лобной и теменной частей левого полушария и мозжечка, кровоизлияние в мягкие ткани передней правой поверхности шеи, передней поверхности груди, отслоение кожи с жировой клетчаткой на передней левой, левой боковой, задней левой поверхности груди, поперечной области справа, левой боковой поверхности живота и таза, правой и левой ягодицы, левому бедру, передом груди, разрыв правого грудинно-ключичного сочленения, множественные переломы ребер справа и слева по различным анатомическим линиям, кровоизлияние в клетчатку средистенья, разрыв сердечной рубашки, кровоизлияние в правую плевральную полость, (до 700 мл), кровоизлияние в брюшную полость (до 300 мл), кровоизлияние в сердечную рубашку (до 100 мл), кровоизлияние в правую около почечную клетчатку, разрыв правой почки, кровоизлияние в брызжу кишечника, разрыв лобкового сочленения таза, разрыв крестово-поперечного сочленения позвоночника, отрыв копчикового отдела позвонка, разрыв правого крестово-поясничного соединения таза, переломы остистых отростков 9-11 грудных, 5-го поперечного и крестцовых позвонков, кровоизлияние в мышцы голени. Смерть его наступила от сочетанной травмы головы, груди, живота, таза, хребта, верхних и нижних конечностей в виде множественных переломов костей скелета, повреждений внутренних органов и оболочек головного мозга, которая усложнилась развитием шока, что и следует считать непосредственной причиной смерти. Причиненные потерпевшему ОСОБА_4 телесные повреждения относятся к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни, повлекшие смерть потерпевшего.
В судебном заседании подсудимый ОСОБА_3 свою вину признал полностью и пояснил, что 04 сентября 2007 года в 06 часов заступил на смену, прошел медицинский контроль, по заключению которого был допущен к управлению автомобилем. Механик проверил техническое состояние автомобиля НЕФАЗ, после чего, управляя данным автомобилем, выехал, согласно путевого листа, в Северный карьер ОАО "Орджоникидзевского ГОКа", куда отвез утреннею смену и забрал ночную смену рабочих. В 08 часов 30 минут на автовокзале по ул.Г.Тыквы д. №10 высадил рабочих, в будке остался только один пассажир. Он попросил подвезти его до горводоканала. Управляя автомобилем, отъехал от автовокзала и, выехав на проезжую часть ул.Шатохина, стал двигаться в направлении к "Т"-образному перекрестку данной улицы с проезжей частью ул.Г.Тыквы. На перекрестке, поворачивая налево на ул.Г.Тыквы, приближаясь к перекрестку, видел, что по ходу его движения находится дорожный знак "Уступи дорогу", знал, что приближается к перекрестку по второстепенной дороге, а проезжая часть ул.Г.Тыквы, на которую хотел выехать, является главной. Видимость проезжей части в направлении его движения была не ограничена. Приблизившись к ближнему краю пересекаемой проезжей части ул.Г.Тыквы, остановил автомобиль на расстоянии примерно 5 м до проезжей части ул.Г.Тыквы. Убедившись, что транспортных средств по проезжей части ул.Г.Тыквы в любом направлении не следует, включив сигнал левого поворота, приступил к маневру. Со скоростью примерно 5 км/час стал выезжать на пересекаемую проезжую часть, одновременно изменяя направление движения автомобиля влево, в тот момент, когда автомобиль находился на проезжей части ул.Г.Тыквы, под углом примерно 45 градусов, услышал звук удара об корпус автомобиля, сразу после этого правое заднее колесо автомобиля переехало какое-то препятствие. Не останавливаясь, продолжил маневр левого поворота и одновременно посмотрел в боковое зеркало заднего вида, через которое увидел лежащий на проезжей части дороги велосипед и лежащего возле него человека. Сразу же остановил автомобиль. Выйдя из автомобиля к велосипедисту, увидел, что это пожилой мужчина, он ещё был живой, он находился в шоковом состоянии, поэтому не мог сказать, кто именно вызвал скорую помощь. Скорая помощь подъехала примерно через 10 минут, но спасти ОСОБА_4 не удалось. Он понял, что произошло столкновение его автомобиля с данным велосипедистом в тот момент, когда осуществлял маневр левого поворота на перекрестке, выезжая с второстепенной дороги на главную. Как он понял, велосипедист перед тем, как контактировать с его автомобилем, двигался по ул.Г.Тыквы справа налево по отношению к нему и в направлении к ул. Шатохина. Оставшись на месте ДТП, стал ожидать прибытия милиции. С заявленным потерпевшей ОСОБА_5 иском согласен частично, так как ранее к ней приходил с целью возмещения причиненного им материального ущерба, но она отказалась от денег, сказав, что не нуждается.
Кроме пояснений подсудимого, вина его подтверждается и другими доказательствами:
- пояснениями потерпевшей ОСОБА_5 доказано, что ОСОБА_4 являлся её супругом. Муж инвалидом не являлся, на здоровье не жаловался, на учете у врачей не состоял, хроническими заболеваниями не болел. До пенсии работал машинистом экскаватора в Орджоникидзевском ГОКе. 04 сентября 2007 года ОСОБА_4 рано утром на своем велосипеде поехал на садовый участок, расположенный в садовом товариществе "Благодатное". На самочувствие с утра не жаловался, уехал из дому примерно в 06 часов 30 минут. Сказал, что вернется к 09 часам. Она была дома и ждала его приезда. В 10 часов стала тревожиться в связи с отсутствием мужа, поэтому вышла из дома и пошла в сторону автовокзала. Подходя к пересечению проезжих частей ул.Шатохина и ул.Г.Тыквы увидела, что на перекрестке стоит автомобиль "Нефаз", от граждан, наблюдавших со стороны, узнала, что сегодня утром здесь произошло ДТП, подойдя ближе к лежащему мужчине, опознала в нем своего супруга, он был без признаков жизни.
- пояснениями свидетеля ОСОБА_6 доказано, что 04 сентября 2007 года примерно в 08 часов 30 минут шел на работу по аллее вдоль автодороги ул.Г.Тыквы и территории городского автовокзала. Подходя к перекрестку проезжих частей ул. Шатохина и ул.Г.Тыквы, увидел, как к перекрестку приблизилось два автомобиля "НЕФАЗ" для перевозки людей, которые следовали друг за другом, по правой полосе движения. Данные автомобили остановились перед перекрестком, стали пропускать транспорт, следовавший по проезжей части ул.Г.Тыквы. Первый Нефаз проехал перекресток и повернул налево, следовавший за ним автомобиль подъехал ближе к перекрестку, но на сам перекресток не выехал, стал чуть под углом. Он стал переходить проезжую часть ул.Шатохина, в сторону перекрестка не смотрел. Выходя на проезжую часть ул.Шатохина, не видел, чтобы по ней двигался велосипедист. Перейдя ул.Шатохина, стал переходить проезжую часть ул.Чиатурская в направлении к аллее, находящейся между жилым домом по ул.Г.Тыквы и проезжей частью данной улицы, при этом видел, как автомобиль "Нефаз" возобновил движение, начав медленно двигаться, выезжая на перекресток проезжих частей со скоростью не более 5 км/час. Затем неожиданно справа от себя услышал удар и последовавший за ним металлический звук, характерный для падения предмета. Тут же посмотрел вправо и увидел, как на проезжей части ул.Г.Тыквы под находящимся в движении автомобилем Нефаз на линии движения его правых колес лежит велосипедист. Видел, как автомобиль задним правым колесом переезжает через велосипедиста и его велосипед, при этом он стал волочить его по асфальтному покрытию проезжей части. Затем автомобиль, не останавливаясь, заканчивая маневр поворота влево, проехал не более трех-четырех метров и остановился на правой полосе проезжей части ул.Г.Тыквы. Тут же к велосипедисту подбежала женщина и попросила вызвать скорую помощь.
- пояснения свидетеля ОСОБА_7 аналогичны пояснениям свидетеля ОСОБА_6
- пояснениями свидетеля ОСОБА_8 доказано, что 04 сентября 2007 года примерно 08 часов 30 минут после окончания ночной смены, ехал на автомобиле "НЕФАЗ" под управлением водителя ОСОБА_3 в качестве пассажира в сторону горводоканала. Водитель находился в кабине сам. Когда подъехали к "Т" - образному перекрестку ул.Шатохина, по которой двигались, с ул.Г.Тыквы водитель перед перекрестком остановил автомобиль, в этот момент он посмотрел в боковые окна с целью узнать, почему остановились. Спустя некоторое время автомобиль вновь стал двигаться и начал осуществлять поворот влево. Когда автомобиль находился на перекрестке, внезапно услышал глухой удар в правую сторону автомобиля, посмотрев вправо через окно, никого не увидел, проезжая часть была пуста. Сразу же после удара автомобиль качнуло, как понял, он что-то переехал правым задним колесом. После этого, проехав небольшое расстояние, автомобиль полностью остановился. Скорость автомобиля на момент осуществления поворота была не более 5 км/час. В переднее окошко увидел, что водитель вышел из кабины и направился к задней части автомобиля. Посмотрев, по сторонам через левые боковые окна, понял, что что-то случилось, выйдя из будки, обошел автомобиль сзади, и обнаружил лежащего на проезжей части ул.Г.Тыквы мужчину преклонного возраста, лежащего головой в сторону автовокзала.
Кроме того вина подсудимого ОСОБА_3 подтверждается также:
- протоколом осмотра места происшествия от 04 сентября 2007 года (л.д.3-14), которым зафиксирована дорожная обстановка после совершенного дорожно - транспортного происшествия
- протоколом осмотра проверки и технического состояния транспорта автомобиля НОМЕР_2 АЕ, который согласно техпаспорта, принадлежит ОАО "Орджоникидзевский ГОК" (л.д.20-21)
- протоколом осмотра проверки и технического состояния транспорта двухколесного дорожного велосипеда ХВЗ "Украина", который принадлежит ОСОБА_4 (л.д.15-16)
- протоколом воспроизведением обстановки и обстоятельств события с участием ОСОБА_3 (л.д.79-84), которым был воспроизведен механизм дорожно-транспортного происшествия, а также установлено, что на момент выполнения им требований дорожного знака ПДД Украины (1306-2001-п)
2.1 "Уступи дорогу" при подъезде к главной дороге ул.Г.Тыквы с водительского места автомобиля "Нефаз" велосипедист, который приближается к перекрестку по проезжей части ул.Г.Тыквы со стороны ул.Г.Правды и двигается справа налево относительно движения автомобиля, четко виден на расстоянии 61 м.
- заключением судебно-медицинской экспертизы (л.д.48-49) доказано, что смерть потерпевшего ОСОБА_4 наступила от сочетанной травмы головы, груди, живота, таза, хребта, верхних и нижних конечностей в виде множественных переломов костей скелета, повреждений внутренних органов и оболочек головного мозга, которая усложнилась развитием шока, что и следует считать непосредственной причиной смерти. Обнаруженные телесные повреждения причинены от воздействия тупых предметов, которые действовали с большой силой или же об удары об такие предметы. Возможно причинение обнаруженных телесных повреждений во время дорожно-транспортного происшествия, одной из фаз которого был переезд колесом (колесами) тяжелого автомобиля через тело потерпевшего. Причиненные потерпевшему ОСОБА_4 телесные повреждения относятся к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни, что в данном случае повлекли его смерть.
- заключением судебно-автотехнической экспертизы (л.д.87-88) доказано, что действия водителя автомобиля НОМЕР_3 ОСОБА_3не соответствовали требованиям п.16.11 и дорожного знака 2.1 Правил дорожного движения Украины (1306-2001-п)
, что с технической точки зрения находилось в причинной связи с наступлением события данного ДТП. Техническая возможность предотвратить происшествие для водителя автомобиля НОМЕР_4 ОСОБА_3С, определялась выполнением им требований п.16.11 и дорожного знака 2.1 Правил дорожного движения Украины (1306-2001-п)
и для него не было каких-либо помех технического характера, которые не позволили бы ему выполнить их.
В данной дорожной обстановке водитель велосипеда ОСОБА_4 должен был действовать в соответствии с требованиями п.12.3 Правил дорожного движения Украины (1306-2001-п)
, согласно которого в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.
Действия водителя велосипеда ОСОБА_4 не соответствовали требованиям п.12.3 Правил дорожного движения Украины (1306-2001-п)
, что с технической точки зрения находилось в причинной связи с наступлением события данного ДТП.
Пояснениями эксперта ОСОБА_9, поддержавшего свое заключение в судебном заседании доказано, что в действиях обоих водителей имеются нарушения требований Правил дорожного движения (1306-2001-п)
.
Исследованные доказательства по делу суд считает достоверными.
Действия подсудимого следует квалифицировать по ст.286 ч.2 УК Украины, потому что он совершил нарушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшие смерть потерпевшего.
Определяя вид и меру наказания подсудимому, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также данные о личности: положительно характеризуется по месту жительства, ранее не судим, на учете у врачей не состоит и считает, что наказание ему следует назначить в виде лишения свободы.
Обсуждая вопрос о том, должен ли подсудимый отбывать наказание реально, суд учитывает смягчающие вину обстоятельства: вину признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся, имеет постоянное место жительства и работает на одном и том же предприятии продолжительный период времени, его отношение к содеянному, имеет семью и воспитывает ребенка, материальный ущерб возместил, обстоятельства случившегося и нарушение самим потерпевшим требований Правил дорожного движения (1306-2001-п)
и считает возможным применить к нему ст.75 УК Украины без применения дополнительного наказания.
Заявлен гражданский иск о возмещении морального вреда в связи с невосполнимой потерей близкого человека потерпевшей ОСОБА_5 - женой потерпевшего, ОСОБА_10, ОСОБА_11 – детьми потерпевшего, к ОАО "Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат" в размере 100000 грн. и по 80000 грн. каждому соответственно, который они просят удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - владельца источника повышенной опасности - просит в иске отказать и взыскать указанные суммы со страховой компании с которой предприятием заключен договор, кроме того просит снизить сумму ущерба.
Суд считает, что заявленный иск о возмещении морального вреда следует удовлетворить, потому что гибелью близкого человека им причинены моральные страдания. Обсуждая вопрос о его размере, суд учитывает то, что преступление, совершенное подсудимым, законодателем отнесено к разряду неосторожных, нарушение требований Правил дорожного движения (1306-2001-п)
самим потерпевшим и считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.321, 323, 324 УПК Украины, суд,-
ПРИГОВОРИЛ:
ОСОБА_3 признать виновным по ст.286 ч.2 УК Украины и на основании этого закона назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет .
Применить ст.75 УК Украины и освободить ОСОБА_3 от отбытия основного наказания, если он в течении 3 летнего испытательного срока не совершит другого преступления и будет выполнять возложенные на него обязательства.
На основании ст.76 п. 4 УК Украины возложить на ОСОБА_3 следующие обязательства: проходить обязательную регистрацию в органах уголовной исправительной системы и сообщать об изменениях места жительства и работы.
Меру пресечения подсудимому до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – в виде подписки о невыезде с постоянного места жительства.
Взыскать с ОАО "Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат" в пользу ОСОБА_5 в счет возмещения морального вреда 50000 грн., ОСОБА_10 15000гр, ОСОБА_11 15000 грн., а также судебные расходы в сумме 1600 грн.
Вещественные доказательства по делу: - автомобиль "НЕФАЗ" г/н АЕ 9437АР, находящийся на ответственном хранении у и.о. автоколонны №3 ОАО "Орджоникидзевский ГОК", после вступления приговора в законную силу оставить ОАО "Орджоникидзевский ГОК"; - двухколесный велосипед ХВЗ "Украина", хранящийся в камере хранения при Орджоникидзевском ГО УМВД, передать потерпевшей ОСОБА_5
Приговор может быть обжалован в Апелляционный суд Днепропетровской области через Орджоникидзевский городской суд в течении 15 суток с момента его провозглашения.
Председательствующий судья:
|
подпись А.Г.Гордиенко
|
Копия верна:
Председатель Орджоникидзевского
Горсуда А.Г.А.Г.Гордиенко