Резолюция 4 (2005)
"Обновление Руководства по оценке воздействий на окружающую среду Антарктики" (Стокгольм, 6-17 июня 2005 года)
Представители,
отмечая, что в соответствии с Резолюцией 1 (1999) КСДА приняло Руководство по оценке воздействий на окружающую среду Антарктики;
сознавая необходимость того, чтобы в данном Руководстве полнее учитывались возможные кумулятивные воздействия, возникающие в результате нескольких видов деятельности, осуществляемой на нескольких территориях одним или несколькими национальными или частными операторами;
учитывая, что Комитет по охране окружающей среды пересмотрел это Руководство;
рекомендуют заменить Руководство по оценке воздействий на окружающую среду, принятое в соответствии с Резолюцией 1 (1999) исправленным вариантом Руководства, который прилагается к данному документу.
Приложение
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ АНТАРКТИКИ
1. ВВЕДЕНИЕ
Мадридский протокол (995_645)
в статье 3 учреждает ряд экологических принципов, которые можно считать ориентиром в области охраны окружающей среды Антарктики и зависимых от нее и ассоциированных экосистем. Принципы, фигурирующие в пункте "c", говорят о необходимости сбора достаточной информации с целью "обеспечения предварительной оценки и получения информированных заключений в отношении возможных воздействий на окружающую среду Антарктики и зависимые от нее и ассоциированные экосистемы и в отношении ценности Антарктики для проведения научных исследований". Кроме того, там говорится, что "такие заключения должны учитывать:
i) объем деятельности, включая ее территорию, продолжительность и интенсивность;
ii) кумулятивное воздействие самой деятельности, а также в сочетании с другой деятельностью на территории Договора об Антарктике (995_224)
;
iii) будет ли эта деятельность отрицательно влиять на другую деятельность на территории Договора об Антарктике (995_224)
;
iv) имеется ли технология и процедуры для проведения операций, безопасных для окружающей среды;
v) существует ли возможность проведения мониторинга ключевых параметров окружающей среды и компонентов экосистем для выявления любых отрицательных воздействий проводящейся деятельности, раннего предупреждения о таких воздействиях и обеспечения необходимого изменения рабочих процедур в соответствии с результатами мониторинга или в связи с увеличением знаний об окружающей среде Антарктики и о зависимых от нее и ассоциированных экосистемах; и
vi) существуют ли возможности для быстрого и эффективного реагирования на несчастные случаи, особенно на те из них, которые имеют потенциальные последствия для окружающей среды".
Статья 8 Протокола (995_645)
вводит термин "Оценка воздействия на окружающую среду" и предлагает три категории воздействий на окружающую среду (менее, чем незначительное или ограниченное по времени, незначительное или ограниченное по времени и более, чем незначительное или ограниченное по времени) в соответствии с их значимостью. Эта статья также требует от Сторон проведения оценки запланированной деятельности, подлежащей осуществлению в Антарктике, в соответствии с процедурами, установленными в приложении I.
Приложение I к Протоколу (995_645)
дает более широкое объяснение различных категорий воздействий и формулирует набор основных принципов для проведения ОВОС запланированной деятельности в Антарктике.
Кроме того, в приложении I устанавливается предварительный этап для оценки воздействия на окружающую среду Антарктики проводимой на ее территории деятельности; этот этап предназначен для того, чтобы определить, оказывает ли данная деятельность воздействие меньшее, чем незначительное или временное, или нет. Такое определение должно быть реализовано через соответствующие процедуры на национальном уровне.
В соответствии с результатами предварительной стадии деятельность может:
- продолжаться (если прогнозируемые последствия деятельности, скорее всего, будут меньше, чем незначительные или ограниченные по времени); или
- началу деятельности должна предшествовать Первоначальная оценка окружающей среды (ПООС), если прогнозируемые воздействия, скорее всего, будут незначительными или ограниченными по времени;
или
- началу деятельности должна предшествовать Всесторонняя оценка окружающей среды (ВООС), если предсказанные последствия будут более, чем незначительные или ограниченные по времени.
Хотя ключевым фактором при принятии решения о том, должна ли проводящейся деятельности предшествовать ПООС или ВООС, является концепция "воздействий незначительных или ограниченных по времени", согласие относительно этого термина не достигнуто (документы по этому вопросу можно найти в Информационном документе 2 (IP 2) на XX КСДА, Новая Зеландия; Рабочем документе WP 35 на XXI КСДА, Новая Зеландия; Информационном документе IP 55 на XXI КСДА, Аргентина; Информационном документе IP 66 на XXII КСДА, Россия и Рабочем документе WP 19 на XXII КСДА, Австралии, а также другие документы). До сих пор трудность определения понятия "незначительное и ограниченное по времени воздействие" была обусловлена зависимостью от ряда переменных, связанных с каждым родом деятельности, и зависящих от каждого конкретного экологического контекста. Поэтому интерпретация этого термина должна проводиться индивидуально на конкретной для каждого рассматриваемого случая основе. Как следствие этого, данный документ не делает акцента на поисках четкого определения понятия "незначительное или ограниченное по времени воздействие", но скорее представляет собой попытку сформулировать основные элементы формирования процесса ОВОС.
Статья 8 и приложение I к Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (995_645)
изложены требования, касающиеся Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) применительно к предполагаемой деятельности в Антарктике. Настоящее Руководство по ОВОС в Антарктике не предполагает внесения поправок, изменений или интерпретацию требований, сформулированных в статье 8 и приложении I Протокола об охране окружающей среды, или требований национального законодательства, которые могут содержать процедуры и принципы подготовки ОВОС в Антарктике. Настоящее Руководство составлено в целях оказания содействия тем, кто занимается подготовкой ОВОС предполагаемой деятельности в Антарктике.
2. ЦЕЛИ
Общая цель этих рекомендаций заключается в достижении прозрачности и эффективности процесса оценки воздействий на окружающую среду Антарктики на этапах планирования возможной деятельности, а также в стандартизации подхода к выполнению обязательств, налагаемых Протоколом (995_645)
.
Конкретно, рекомендации стремятся к тому, чтобы:
- оказать содействие пропонентам деятельности, которые могут иметь незначительный опыт в отношении ОВОС в Антарктике;
- помочь в определении необходимого уровня документа ОВОС (в соответствии с Протоколом (995_645)
), который должен быть подготовлен;
- способствовать кооперации и сотрудничеству в отношении ОВОС для совместной деятельности;
- способствовать сравнению ОВОС при сходной деятельности и/или условиях окружающей среды;
- предоставить консультативную помощь операторам, иным, чем Консультативные Стороны Договора об Антарктике (995_224)
;
- помочь в ретроспективном анализе кумулятивного воздействия в отношении конкретных участков;
- инициировать процесс непрерывного усовершенствования ОВОС.
3. ПРОЦЕСС ОВОС
ОВОС представляет собой процесс, конечная цель которого заключается в том, чтобы предоставить лицам, принимающим решения, указания на вероятные последствия предлагаемой деятельности для окружающей среды (рис. 1).
Процесс предсказания воздействий какой-либо деятельности на окружающую среду и оценки важности этих последствий является одинаковым, независимо от кажущихся размеров (объемов) этой деятельности. При некоторых видах деятельности для определения воздействия достаточно не более, чем поверхностного расследования, хотя следует помнить, что уровень оценки соотносится с важностью воздействий на окружающей среду, а не с масштабами или сложностью деятельности. Таким образом, картина, возникающая в отношении воздействий какой-либо деятельности, определит, как далеко необходимо пройти в процессе ОВОС и насколько сложным он должен быть.
Лица, которые отвечают за процесс оценки воздействия на окружающую среду, должны обеспечить проведение максимально широких, насколько это необходимо и возможно, консультаций, чтобы к получению результата была привлечена наилучшая имеющаяся информация и профессиональные заключения. В ходе этого процесса можно задействовать ряд различных участников, начиная с тех лиц, которые вовлечены в детали почти всех частей этого процесса (например, администратор по вопросам окружающей среды, пропонент), и до технических специалистов, которые предоставят информацию в отношении каких-то конкретных предметов вопроса (например, исследователи, персонал, занимающийся материально-техническим снабжением, другие лица, имеющие опыт работы на месте или опыт в какой-то конкретной области деятельности). Кроме того, ОВОС запланированной деятельности в Антарктике может стать ценным источником информации. В этом отношении следует указать, что пересмотренный перечень ОВОС представляется на каждое КСДА в соответствии с Резолюцией XIX-6. Система Директорий Антарктических данных (СДАД) также представляет собой ценный источник метаданных.
----------------------------- ---------------------
| Рассмотрение деятельности | |Описание окружающей|
|---------------------------| |среды |
-->||Определение деятельности || ---------------------
| ||и ее альтернатив ||-------------->|
| |---------------------------| \/
| | \/ | ----------------------
| |---------------------------| | Анализ воздействий |
| ||Идентификация результатов|| | |
| |---------------------------| |--------------------|
| ----------------------------- ||Идентификация ||
| ||экспозиций ||
| |--------------------|
| | \/ |
| ----------------------------- |--------------------|
---|Предлагаемые корректирующие|<----||Идентификация ||
/\ |меры | ||воздействий ||
| ----------------------------- |--------------------|
| | \/ |
| |--------------------|
| ----------------------------- ||Оценка воздействий||
| |Предлагаемые программы |<----|--------------------|
| |мониторинга | | \/ |
| ----------------------------- | |
| | |--------------------|
| | ||Сравнение ||
| | ||альтернатив ||
| | ||и разработка ||
| | ||рекомендации ||
| | |--------------------|
| | ----------------------
| \/ \/
| ----------------------------------------
| | Написание документа ОВОС |
| ----------------------------------------
| \/
| ----------------------------------
| |Рассмотрение национальными |
-<------------|властями (в случае ВООС рассылка|
|для получения замечаний) |
----------------------------------
\/
/\
/ \
/ \
/ \
/ Решение\
\ /
\ /
\ /
\ /
\/
Рис. 1. Этапный процесс ОВОС
для деятельности в Антарктике
3.1. Рассмотрение деятельности
3.1.1. Определение деятельности
Деятельность представляет собой событие или процесс, который является результатом присутствия людей в Антарктике (или связанный с присутствием людей) и/или может привести к присутствию людей в Антарктике. Деятельность может состоять из нескольких действий, например деятельность по бурению льда может требовать таких действий, как транспорт оборудования, организация полевого лагеря, получение энергии для бурения, решение вопросов, касающихся топлива, операции по бурению, управление отходами и т.д. Анализ деятельности предусматривает рассмотрение всех составляющих ее фаз (например, строительство, эксплуатация или потенциальный демонтаж или фаза снятия с эксплуатации).
Деятельность и отдельные действия должны быть определены через процесс планирования, который рассматривает физические, технические и экономические аспекты предлагаемого проекта и его альтернатив. Важной частью этого исходного процесса является консультация с соответствующими экспертами с целью идентификации всех этих аспектов. Важно точно определить все аспекты деятельности, которые могут оказать воздействия на окружающую среду. Остальная часть процесса ОВОС будет зависеть от исходного описания, которое должно быть проведено во время процесса планирования. Следует четко определить перечисленные ниже аспекты предлагаемой деятельности и ее альтернатив:
- цель и необходимость деятельности;
- основные характеристики деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду; например, характеристики проектирования; строительные материалы (типы материалов, технологии, энергия, размер сооружений, персонал, временные сооружения и т.д.); требования в отношении транспорта (например, типы, число и частота использования перевозочных средств, типы топлива); тип (в соответствии с приложением III к Протоколу (995_645)
) и объем отходов, получающихся за счет различных фаз деятельности, и окончательная обработка отходов; демонтаж временных сооружений; деятельность по снятию с эксплуатации, если таковая необходима; а также те аспекты, которые являются результатом эксплуатационной фазы деятельности;
- связь предлагаемой деятельности с ранее проводившимися или текущими работами;
- описание местонахождения и географические территории деятельности, с указанием подъездных дорог и т.д. Использование карт облегчит процесс оценки и поэтому будет полезным в документации ОВОС;
- время проведения деятельности (включая календарные рамки в отношении времени строительства, а также общая продолжительность, периоды эксплуатации и снятия с эксплуатации. Последнее, например, может быть важно в связи с циклами размножения животных);
- местонахождение деятельности по отношению к участкам, имеющим специальные требования в отношении управления (ООР, УОНИ, ИМП, объекты СЕМП АНТКОМ, уже предложенные ООРА, ОУРА и т.д.);
- меры предосторожности, которые являются составной частью проекта, включая меры в период строительства, фаз эксплуатации и снятия с эксплуатации.
Для определения полного объема деятельности с тем, чтобы воздействие было оценено надлежащим образом, требуется тщательное рассмотрение. Такой подход необходим для того, чтобы избежать подготовки ряда отдельных ОВОС в отношении действий, которые будут обладать кажущимся низким воздействием на среду, в то время как на самом деле потенциал воздействия совокупной деятельности будет гораздо большим. Эта ситуация возникает особенно часто, когда в одном и том же месте (в пространстве и/или во времени) предпринимается несколько видов деятельности. В случаях, когда деятельность предполагается осуществлять на территориях, многократно посещаемых одним или несколькими операторами, необходимо учитывать совокупное воздействие прошлой, текущей и планируемой деятельности.
При определении пространственных и временных границ для ОВОС пропоненты должны в рамках ОВОС выявлять другие виды деятельности, осуществляемой в районе.
При определении деятельности, проводящейся в Антарктике, дополнительным и ценным источником информации может быть опыт, полученный в отношении аналогичных проектов, предпринимавшихся как на территории системы Договора об Антарктике (995_224)
, так и вне ее (например, в Арктике).
После того, как деятельность определена, любые последующие изменения в отношении деятельности должны быть четко названы и должно быть указано, когда они произошли в процессе ОВОС (например, если изменения происходят уже после завершения создания документа ОВОС, то может быть необходимым создание поправки к ОВОС или создание нового варианта документа, в зависимости от того, насколько важным является такое изменение). В любом случае важно, чтобы изменение и его последствия (с точки зрения воздействия) оценивались таким же образом, как и другие воздействия, которые ранее были определены в процессе ОВОС.
3.1.2. Альтернативные варианты деятельности
Как предполагаемая деятельность, так и возможные альтернативные варианты, должны рассматриваться совместно, с тем, чтобы лицо, принимающее решения, могло легче сравнить воздействия. Последствия как в отношении окружающей среды, так и в отношении научных моментов должны сравниваться в ходе проводящейся оценки.
Примеры альтернативного рассмотрения включают:
- использование различных мест или участков для проведения деятельности;
- использование различных технологий для уменьшения влияния (или интенсивности влияния) деятельности;
- использование уже существующих объектов, и
- иное время для проведения деятельности.
В любой анализ воздействий предлагаемой деятельности на окружающую среду всегда должна включаться альтернатива, заключающаяся в отказе от предлагаемой деятельности (т.е. "отсутствие деятельности").
3.1.3. Идентификация результатов деятельности
Результатом является физическое изменение (например, передвижение осадков в результате прохождение средства, шум) или некий материальный объект (например, выбросы, интродуцированный вид), которые вызваны в окружающей среде или внесены в окружающую среду в результате действия или деятельности. Результаты также могут быть определены как побочные продукты деятельности (или действия). Они могут включать выбросы, пыль, механические действия в отношении субстрата, разливы топлива, шум, свет, электромагнитные излучения, отходы, тепло, занос чужеродных видов и т.д.
Обратите внимание, что одно действие может давать несколько различных результатов (например, использование транспортных средств может вызывать компактизацию почвы, давать выбросы, шум, визуальные нарушения) и что один и тот же тип результата может быть вызван различными действиями в рамках одной и той же деятельности (например, в случае деятельности по бурению льда отходы образуются за счет использования транспортных средств, буровых операций, генерирования электричества и т.д.).
При планировании деятельности результаты предлагаемой деятельности должны рассматриваться вместе с результатами прошлой, текущей и будущей деятельности. Соответственно, необходимо иметь в виду возможности аддитивных, синергичных или антагонистических взаимодействий между результатами (что приводит к возможным значительным воздействиям на окружающую среду).
Кроме того, необходимо определять и учитывать результаты деятельности или действий других пропонентов, которые могут внести вклад в совокупное воздействие.
В этом процессе может оказаться полезным стандартизация результатов и действий в формате матрицы. Приведенный ниже пример, взятый из публикации "Мониторинг воздействий на окружающую среду за счет научной деятельности и операций в Антарктике" (СКАР/КОМНАП, 1996), иллюстрирует потенциальную ситуацию (действия и результаты, связанные с комплексом станции).
---------------------------------------------------
|РЕЗУЛЬТАТЫ |
---------------+-------------------------------------------------|
|ДЕЙСТВИЯ |Атмосферные|Отходы|Шум|Разливы|Механические|Тепло|
| |выбросы (в | | |топлива|воздействия | |
| |т.ч. пыль) | | | | | |
|--------------+-----------+------+---+-------+------------+-----|
|Транспорт |X |- |X |X |X |X |
|--------------+-----------+------+---+-------+------------+-----|
|Производство |X |- |X |X |- |X |
|электроэнергии| | | | | | |
|--------------+-----------+------+---+-------+------------+-----|
|Строительство |X |X |X |X |X |- |
|--------------+-----------+------+---+-------+------------+-----|
|Хранение |- |- |- |X |- |- |
|топлива | | | | | | |
------------------------------------------------------------------
Результаты могут отличаться для различных альтернатив. Иными словами, может существовать не один набор результатов, но скорее многие наборы, если альтернативы существенно отличаются друг от друга.
Географическое распространение результата также должно подвергаться точной оценке для того, чтобы определить, в какой степени окружающая среда подвергнется соответствующему воздействию.
3.2. Описание окружающей среды
Описание окружающей среды требует характеристики всех соответствующих физических, биологических, химических и антропогенных элементов или ценностей в данной местности, где и когда предлагается проведение деятельности. Понятие соответствующий, или релевантный, подразумевает все те аспекты окружающей среды, которые могут подвергнуться воздействию предлагаемой деятельности или которые могут оказать влияние на эту деятельность.
Такая информация должна носить количественный характер (например, концентрация тяжелых металлов в живых организмах или в речных водах, численность популяции птиц), если такие данные имеются и являются адекватными. Во многих случаях могут быть использованы качественные описания (например, эстетическая ценность ландшафта). В качестве различных источников информации, которые необходимо определить и принять во внимание, используются карты, публикации, результаты исследований и исследователи.
Описание существующей окружающей среды должно включать:
- признание особого статуса, присвоенного Антарктике системой Договора об Антарктике (995_224)
, включая ее статус естественного заповедника, посвященного миру и науке;
- физические и биологические характеристики, которые могут испытать прямое или косвенное воздействие, включая:
физические характеристики (топография, батиметрия, геология, геоморфология, почвоведение, гидрология, метеорология, гляциология и т.д.);
живые системы (т.е. перечни растительных и животных видов, популяций и сообществ и других важных аспектов, таких как присутствие территорий для размножения); и
зависимые и ассоциированные популяции (например, территории гнездования птиц, связанные с территориями кормления);
- естественные вариации в отношении условий окружающей среды, которые могут происходить во временном масштабе суток, сезонов, лет или нескольких лет;
- информация относительно пространственной и временной вариации чувствительности окружающей среды (например, различия в отношении воздействий, когда территория оказывается покрытой снегом, по сравнению с тем, когда она снегом не покрыта);
- существующие в настоящее время тенденции в природных процессах, такие как рост популяций или распространение конкретного вида, геологические или гидрологические явления;
- надежность данных (например, эпизодические, исторические, научные и т.д.);
- аспекты окружающей среды, которые изменились или могут меняться в результате других текущих или проводившихся ранее видов деятельности;
- подтверждение мер управления, принимаемых/необходимых для устранения или минимизации кумулятивных воздействий прошлой и текущей деятельности;
- особая ценность территории (если это ранее было определено);
- существование территорий, потенциально подверженных косвенным и кумулятивным воздействиям;
- влияние, которое деятельность может оказывать на зависимые и ассоциированные экосистемы;
- проводимые в настоящее время виды деятельности, выполняемые на территории или участке, и в частности научная деятельность, с учетом их собственной важности, рассматриваемой как ценность, которая должна быть предметом охраны в Антарктике;
- конкретные параметры, по отношению к которым необходимо осуществлять мониторинг предполагаемых изменений.
Тщательное рассмотрение окружающей среды перед началом деятельности (исходная информация) является важным для того, чтобы обеспечить адекватный прогноз воздействий для определения параметров мониторинга, если это требуется. Если такая исходная информация отсутствует, может потребоваться проведение полевых исследований, чтобы получить надежные данные в отношении состояния окружающей среды перед началом деятельности.
Также важно четко определить пробелы в знаниях и моменты, касающиеся неопределенности, связанные с компиляцией информации.
Если оператор планирует осуществление деятельности в нескольких местах, каждое из них должно быть описано в соответствии с изложенной выше методикой.
3.3. Анализ воздействия
3.3.1. Идентификация экспозиций
Экспозиция это процесс взаимодействия между идентифицированным потенциальным результатом и элементом или ценностью окружающей среды. Идентификация экспозиции означает определение того, какой компонент окружающей среды оказывается подверженным воздействию результатов деятельности или действия. Накладываемая на это пространственная информация (например, использование геоинформационной системы - ГИС) является ценным инструментом, помогающим при проведении такого рода работе.
Определение экспозиций можно резюмировать с использованием матрицы результатов, а также элементов или ценностей окружающей среды, принимая во внимание, что матрицы могут дать только информацию о существовании экспозиций, но не о их интенсивности.
Приведенная ниже таблица является примером взаимодействия различных результатов с элементами окружающей среды для идентификации соответствующих экспозиций, являющихся результатом деятельности.
----------------------------------------------
|ЭЛЕМЕНТЫ ИЛИ ЦЕННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
--------------------+--------------------------------------------|
|РЕЗУЛЬТАТЫ |Флора |Фауна |Пресная вода/ |Почва |Воздух |
| | | |морская вода | | |
|-------------------+------+------+---------------+------+-------|
|Выбросы |X |X |X |X |X |
|-------------------+------+------+---------------+------+-------|
|Шум | |X | | | |
|-------------------+------+------+---------------+------+-------|
|Разливы топлива |X |X |X |X | |
|-------------------+------+------+---------------+------+-------|
|Отходы |X |X |X |X | |
|-------------------+------+------+---------------+------+-------|
|Интродуцированные |X |X | | | |
|виды | | | | | |
------------------------------------------------------------------
Когда в ячейке таблицы ставится крестик (X), это означает, что соответствующий элемент окружающей среды оказывается экспонированным соответствующему результату деятельности. Здесь приведен случайный пример для какой-то конкретной окружающей среды, и поэтому ситуация может быть иной в другом контексте. Например, шум может возникать на незанятой территории размножения, или на территории участка размножения, которая защищена от шума за счет топографических особенностей местности. Из приведенных выше примеров можно заключить, что наличие результата не обязательно ведет к экспозиции того или иного элемента окружающей среды и, соответственно, не обязательно несет в себе потенциал воздействия на окружающую среду.
Правильная идентификация интенсивности экспозиции является критически важным этапом для получения надежного предсказания воздействия. Некоторые элементы, которые вносят свой вклад в такого рода идентификацию, приведены ниже:
- Вариация по времени. Экспозиция элемента окружающей среды или какой-то его характеристики может меняться в зависимости от времени года, в течение которого происходит деятельность, поскольку климатические циклы, характер размножения и т.д. могут меняться во времени.
- Необходимо определить причинно-следственные связи между результатами и элементами или ценностями окружающей среды, особенно в тех случаях, когда соотношение является косвенным или когда элемент или ценность оказывается экспонированным результатам из различных источников или повторно из одного и того же источника.
3.3.2. Идентификация воздействия
Воздействие (синоним: эффект) представляет собой изменение ценностей или ресурсов в результате деятельности человека. Речь идет именно о последствии (например, уменьшение растительного покрова) воздействия агента, вызывающего изменения, а не о самом агенте (например, увеличение вытаптывания). Воздействие можно также определить как результат взаимодействия между результатом и экологической характеристикой или ресурсом.
Идентификация воздействий на окружающую среду включает характеристику всех изменений элементов или ценностей окружающей среды, подвергнутых экспозиции результатам определенного набора видов деятельности. Задача по идентификации требует, чтобы те, кто проводит такую оценку, были способны определить важные причинно-следственные соотношения между деятельностью, с одной стороны, и элементами или ценностями окружающей среды, с другой. Только в тех случаях, когда определено воздействие, можно провести оценку его значимости.
Воздействие может быть описано с точки зрения его природы, пространственной протяженности, интенсивности, продолжительности, обратимости и скрытого периода (лаг-периода).
Природа: тип изменений, вызываемых в окружающей среде за счет деятельности (например, загрязнение, эрозия, смертность).
Пространственный аспект: площадь или объем, где могут быть обнаружены изменения.
Интенсивность: количественная мера изменений, вызванных в окружающей среде за счет деятельности. (Ее можно измерить или оценить с помощью, например, числа видов или особей, которые были затронуты, концентрации данного загрязнителя в водном резервуаре, скоростей эрозии, индексов смертности и т.д.)
Продолжительность: период времени, в течение которого изменения могут происходить в окружающей среде.
Обратимость: возможность системы вернуться к своим исходным экологическим условиям после того, как воздействие осуществлено.
Лаг-период: промежуток времени между действием определенного фактора на окружающую среду или его попаданием в окружающую среду и собственно проявлением действия этого фактора в окружающей среде.
Кроме того, надлежащее определение воздействия должно также позволить провести разграничение между прямыми, косвенными и кумулятивными воздействиями.
Прямое воздействие: прямым воздействием является изменение компонентов окружающей среды, которое является результатом прямых причинно-следственных последствий взаимодействия между экспонированной окружающей средой и результатами (например, уменьшение популяции моллюсков в результате разлива нефти). Косвенным воздействием является изменение компонентов окружающей среды, являющееся результатом взаимодействия между окружающей средой и другими воздействиями, прямыми или косвенными (например, изменение популяции морских чаек, обусловленное уменьшением численности популяции моллюсков, что в свою очередь было обусловлено разливом нефти).
Кумулятивное воздействие: кумулятивное воздействие представляет собой комбинированное воздействие прошлых и настоящих видов деятельности и деятельности, которую можно обоснованно предсказать на будущее. Эти виды деятельности могут осуществляться во времени и пространстве и могут быть аддитивными или интерактивными/синергичными (например, снижение численности популяции моллюсков, обусловленное комбинированным воздействием выбросов нефти базой и операций судов). Кумулятивные воздействия часто являются одной из наиболее трудных категорий воздействий для их адекватной идентификации в процессе ОВОС. При попытках идентифицировать кумулятивные воздействия важно принимать во внимание как пространственные, так и временные аспекты, а также идентифицировать другие виды деятельности, которые происходят или могут происходить на том же самом участке или в пределах той же самой территории.
Для идентификации воздействий существует несколько методов, например накладываемые карты, контрольные перечни, матрицы и т.д. Выбор методологии будет зависеть от характера деятельности и той окружающей среды, которая может быть при этом затронута. Следует рассматривать соответствующие научные данные, если таковые имеются, и результаты программ мониторинга.
3.3.3. Оценка воздействия
Цель оценки воздействия заключается в том, чтобы определить (приписать) относительное значение прогнозируемым воздействиям, связанным с деятельностью (и различным идентифицированным альтернативным вариантам).
Значимость: это ценностное суждение относительно степени и важности изменения данной окружающей среды или ее переменной характеристики.
В соответствии с Мадридским протоколом (995_645)
, воздействия подлежат оценке с учетом трех уровней значимости:
- менее чем незначительное или временное воздействие;
- равное незначительному или временному воздействию;
- более чем незначительное или временное воздействие.
Интерпретация этих терминов должна проводиться на конкретной для каждого случая основе. Однако, может оказаться полезным рассмотреть, каким образом сходные воздействия оценивались в более ранних ОВОС на аналогичных участках и/или в отношении аналогичных типов деятельности.
Неотъемлемым моментом суждения о значимости является наличие субъективного компонента, и этот факт должен быть признан. Если существует вероятность значительного воздействия, необходимо проконсультироваться с несколькими экспертами, чтобы достичь возможно более объективного взгляда на этот вопрос. Это особенно важно и в тех случаях, когда суждения основываются на неполных данных или если в знаниях имеются пробелы.
Суждения о значимости не должны основываться исключительно на прямых воздействиях, они также должны принимать во внимание возможные косвенные и кумулятивные воздействия. При этой оценке должны определяться масштабы и значимость кумулятивного воздействия.
Значимость неизбежных воздействий (тех воздействий, в отношении которых невозможны дополнительные меры по их смягчению) представляет собой важное соображение для лица, принимающего решение относительно того, является ли оправданной планируемая активность в целом.
Некоторые проблемы могут возникать при оценке воздействий в связи с неправильным пониманием или упущением некоторых аспектов процесса по оценке воздействий. Они, например, могут включать:
- ошибочное принятие продолжительности воздействия равным продолжительности деятельности;
- ошибочное приравнивание результатов деятельности воздействиям;
- ограничение анализа только прямыми воздействиями без учета и рассмотрения косвенных и кумулятивных воздействий.
3.4. Сравнение воздействий
Когда проект подвергается оценке в отношении воздействия на окружающую среду, необходимо резюмировать и свести воедино значимые воздействия различных альтернатив в форме, пригодной для передачи лицам, принимающим решения. Для такого обобщения информации важно, чтобы проведение сравнения между альтернативами было простым.
3.5. Предложение в отношении мер по исправлению
Меры по исправлению (коррекции) включают все этапы, которые направлены на уменьшение, предотвращение или устранение любого из компонентов воздействия. Это можно рассматривать как процесс обратной связи, и он должен происходить на протяжении всего процесса ОВОС, а не просто в качестве заключительного этапа. Меры по коррекции состоят из действий по смягчению и восстановлению (ремедиации).
Смягчение представляет собой использование практики, процедуры или технологии для сведения к минимуму или предотвращения воздействий, связанных с предлагаемыми видами деятельности. Эффективными путями смягчения воздействия является модификация любого аспекта деятельности (и, соответственно, рассмотрение результатов и экспозиции, которой подвергается окружающая среда), а также создание процедур надзора.
Меры по смягчению могут варьировать в зависимости от деятельности и от характеристик окружающей среды и включать следующее:
- разработать контрольные процедуры на месте (например, рекомендации по методам обработки отходов);
- установить оптимальное время для проведения деятельности (например, с тем, чтобы избежать деятельности во время сезона размножения пингвинов);
- обеспечить обучение и подготовку по вопросам окружающей среды персонала или подрядчиков, принимающих участие в деятельности;
- обеспечить эффективное руководство деятельностью на местах старшим персоналом по проекту или специалистами по вопросам окружающей среды.
Восстановление (ремедиация) состоит из этапов, предпринимаемых тогда, когда воздействия уже произошли, чтобы способствовать в максимально возможной степени возвращению окружающей среды в ее исходное состояние.
Окончательный вариант подвергающейся оценке деятельности должен включать все меры коррекции, включая те, которые связаны со смягчением и восстановлением (ремедиацией). Предотвращение воздействия в качестве формы смягчения может внести свой вклад в минимизацию мониторинга, уменьшение затрат на последующее восстановление и в общем вносит вклад в сохранение существующего состояния окружающей среды.
При рассмотрении мер по смягчению воздействия и восстановлению (ремедиации) необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
- проведение четкого разграничения между мерами смягчения и восстановления (ремедиации);
- четкое определение состояния окружающей среды, которое является желательной целью, достигаемой за счет таких мер;
- учет того, что новые непредвиденные воздействия могут возникнуть в качестве результата неадекватного проведения в жизнь предлагаемых мер по смягчению;
- констатация того, что окружающая среда не всегда может вернуться к исходному состоянию, даже когда действия по восстановлению (ремедиации) претворяются в жизнь;
- учет того, что данная мера коррекции может взаимодействовать антагонистическим или синергичным образом с другими мерами по коррекции.
3.6. Предложения по программам мониторинга
Мониторинг состоит из стандартизованных динамических измерений или наблюдений ключевых параметров (результатов и переменных окружающей среды), статистической оценки и отчета о состоянии окружающей среды с целью определения ее качества и тенденций. Для процесса ОВОС мониторинг должен быть ориентирован на подтверждение точности сделанных прогнозов относительно воздействий деятельности на окружающую среду и на выявление непредвиденных воздействий и воздействий, являющихся более значимыми, чем ожидалось. С учетом этого, может быть полезным установить экологические пороговые значения и нормативы для деятельности, в связи с которой проводится мониторинг. Если пороговые значения превышаются, то потребуется повторное рассмотрение и повторный анализ предположений, сделанных по поводу воздействий на окружающую среду, или систем управления, связанных с соответствующей деятельностью.
Мониторинг может также включать любые другие процедуры, которые могут быть использованы для оценки и верификации прогнозируемых воздействий деятельности. В том случае, когда измерение конкретных параметров не является необходимым или целесообразным, процедуры по оценке и верификации будут включать ведение журнала фактической деятельности и тех изменений в характере деятельности, которые существенным образом отличались от тех, которые описывались в ОВОС. Эта информация может быть ценной для дальнейшего сведения к минимуму или устранения воздействий, и, в тех случаях, когда это возможно, для модификации, приостановки или даже отмены всей деятельности или ее части.
Мониторинг представляет собой не хаотическое измерение всех параметров с целью обнаружения изменений, а точное измерение нескольких прицельно выбранных видов, процессов или других индикаторов, тщательно отобранных на основании научно обоснованных, заранее определенных критериев. Если несколько пропонентов осуществляют деятельность на одних и тех же территориях, они должны рассмотреть возможность организации совместных региональных программ мониторинга.
Процесс выбора ключевых индикаторов для мониторинга должен проводиться на этапе планирования деятельности, после того, как результаты деятельности уже идентифицированы, окружающая среда принята во внимание и связанные с деятельностью воздействия подвергнуты оценке, а в отсутствие надлежащей фоновой информации мониторинг параметров окружающей среды, как правило, должен начинаться еще до начала деятельности.
Планирование или проведение деятельности по мониторингу может быть затруднено рядом ситуаций:
- откладывание планирования программ мониторинга до того времени, когда деятельность уже ведется;
- деятельность по мониторингу может быть дорогостоящей, особенно для многолетних проектов и видов деятельности;
- некоторые допущения относительно воздействия деятельности на окружающую среду не могут быть подвергнуты испытанию (проверке);
- неосуществление последующего мониторинга;
- неспособность провести разграничение между естественной изменчивостью параметров окружающей среды и изменчивостью, обусловленной присутствием человека.
4. НАПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА ОВОС
Результатом ОВОС является официальный документ, который содержит всю необходимую информацию относительно процесса ОВОС. Документ ОВОС представляет собой фундаментальное звено, соединяющее процесс ОВОС и лиц, принимающих решения, с тем, чтобы выводы, следующие из процесса ОВОС, помогали лицам, принимающим решения, учитывать влияние предлагаемой деятельности на окружающую среду.
Из процесса ОВОС возникает четыре информационных массива: методология, данные, результаты и выводы, следующие из них. Поскольку результаты и выводы представляют особый интерес для лиц, принимающих решения, эти главы должны быть написаны понятным языком, избегая излишне технических терминов. Использование графической информации, такой как карты, таблицы и графики, является эффективным способом улучшения коммуникации.
Объем и уровень детализации документа будет зависеть от значимости воздействий на окружающую среду, которые были выявлены в ходе процесса ОВОС. В приложении I по Протоколу (995_645)
устанавливаются два формата на документацию: Предварительная оценка окружающей среды (ПООС) и Всесторонняя оценка окружающей среды (ВООС), для которой Протокол требует представления различных объемов информации (приложение I, статьи 2 и 3).
Если только не было решено, что воздействие деятельности будет менее, чем незначительным или ограниченным по времени, или если уже было решено, что необходима Всесторонняя оценка окружающей среды, следует подготовить Первоначальную оценку окружающей среды (ПООС). Если процесс ОВОС указывает, что предлагаемая деятельность, вероятно, будет иметь воздействие более, чем незначительное или имеющее временный характер, должна быть подготовлена Всесторонняя оценка окружающей среды. В соответствии с требованиями приложения I, сначала готовится проект ВООС, который затем распространяется среди всех Сторон и направляется в КООС для получения замечаний. После того, как замечания и предложения включены в проект, окончательный ВООС распространяется среди всех Сторон.
В приводимой ниже таблице резюмированы этапы, которые должны быть рассмотрены в ходе процесса ОВОС (они объясняются в разделе 3 настоящих рекомендаций). В таблице также перечислены требования, следующие из приложения I, которые должны быть включены в документ ОВОС. В случае ПООС некоторые из отмеченных позиций специально не упоминались в приложении I, статье 2. Однако во многих случаях их полезно включать в документ ПООС, чтобы информация о результатах процесса была прозрачной. Эти позиции отмечены в таблице значком X.
Содержание ОВОС и требования приложения I
|
ПООС
|
ВООС
|
Описание цели и необходимости деятельности
|
V
|
V
|
Описание предлагаемой деятельности и возможных
альтернатив и последствий этих альтернатив
|
V
|
V
|
Альтернатива "непроведение деятельности"
|
X
|
V
|
Описание исходного состояния окружающей среды и
прогноз состояния окружающей среды при отсутствии
деятельности
|
X
|
V
|
Описание методов и данных, используемых для
прогноза воздействий
|
X
|
V
|
Оценка природы, объема, продолжительности и
интенсивности прямых воздействий
|
V
|
V
|
Рассмотрение или учет кумулятивных воздействий
|
V
|
V
|
Учет возможных косвенных воздействий
|
X
|
V
|
Программы мониторинга
|
X
|
V
|
Меры по смягчению и восстановлению (ремедиации)
|
X
|
V
|
Идентификация неизбежных воздействий
|
X
|
V
|
Эффекты деятельности в отношении научных
исследований и другие стороны использования или
ценности
|
X
|
V
|
Идентификация пробелов в знаниях
|
X
|
V
|
Лица, подготовившие документ, и консультанты
|
X
|
V
|
Ссылки
|
X
|
X
|
Нетехническое резюме
|
X
|
V
|
Указатель
|
X
|
X
|
Глоссарий
|
|
X
|
Титульная страница
|
|
X
|
---------------
V - требование приложения I.
X - полезно во многих случаях.
Следующий далее текст коротко рассматривает вопросы о том, каким образом позиции, перечисленные выше, должны быть отражены в тексте любого ОВОС. Дальнейшая техническая информация уже описана в предыдущих главах.
Описание целей и необходимости предлагаемой деятельности
Этот раздел должен включать краткое описание предлагаемой деятельности и объяснение намерений этой деятельности. Он должен быть достаточно детальным, чтобы было ясно, почему предлагается данная деятельность и почему ее необходимо проводить. Здесь также должны содержаться детали процесса, в ходе которого был определен размер/объем деятельности. Это обеспечит включение в документ полного объема деятельности, что будет способствовать адекватной оценке воздействия. Если для этого был использован формальный процесс (формальное совещание или запрос о предложениях от общественности или иных групп), этот процесс и его результаты должны быть обсуждены в данном разделе.
Описание предлагаемой деятельности, возможные альтернативы и их последствия
Этот раздел должен содержать детальное описание предлагаемой деятельности, а также разумных альтернатив. Первой из описываемых альтернатив является предлагаемая деятельность. Описание должно быть как можно более полным и детальным (см. раздел 3.1).
Может оказаться полезным сравнение альтернатив в этом разделе. Например, для новой исследовательской станции альтернативные варианты могут заключаться в создании станций другого размера и набора другой численности персонала, который может быть на ней размещен. Эти различия означают различное количество требуемых материалов, потребляемого топлива и образующихся выбросов или отходов. Таблицы, иллюстрирующие соответствующие сравнения, могут быть очень ценными для читателя документа.
"Бездеятельность" как альтернатива
Альтернатива, заключающаяся в том, чтобы отказаться от деятельности (т.е. альтернатива "непроведение деятельности"), должна быть описана, чтобы подчеркнуть все за и против, связанные с вариантом непроведения деятельности. Хотя Протокол (995_645)
требует лишь включения этого пункта в ОВОС, полезно также включить альтернативу "непроведения деятельности" и в текст ПООС, чтобы лучше аргументировать необходимость проведения деятельности.
Описание исходного состояния окружающей среды и прогноз состояния окружающей среды при отсутствии деятельности
Чтобы прогнозировать состояние окружающей среды в отсутствие деятельности, такое описание не должно ограничиваться характеристикой соответствующих физических, биологических, химических и антропогенных элементов окружающей среды, но должно также принимать во внимание существование и поведение динамических тенденций и процессов. Адекватное описание исходного состояния окружающей среды дает ту основу, на которой будут оцениваться изменения окружающей среды.
Описание методов и данных, использованных для прогнозирования воздействий
Цель настоящего раздела заключается в том, чтобы объяснить и в случае необходимости аргументировать проект оценки и затем представить достаточно деталей для того, чтобы лицо, проводящее такого рода оценку в будущем, могло понять и воспроизвести процедуру. Тщательное описание методологии является критически важным обстоятельством, поскольку это определяет воспроизводимость и/или сопоставимость результатов.
Оценка природы, объема, продолжительности и интенсивности воздействий (включая рассмотрение возможных косвенных и кумулятивных воздействий)
Данный раздел содержит результаты анализов воздействий, включая четкое описание идентифицированных экспозиций, а также идентификацию всех аспектов воздействий (природа, масштаб, интенсивность, продолжительность, обратимость и лаг-период). В нем должно быть приведено четкое определение значимости каждого воздействия и его аргументированное обоснование. Кроме того, чтобы резюмировать этот раздел, можно порекомендовать включение таблицы, иллюстрирующей воздействия на каждый компонент окружающей среды.
Необходимо уделить особое внимание рассмотрению возможных косвенных и кумулятивных воздействий, поскольку причинно-следственные связи, определяющие наличие такого рода воздействий, обычно обладают более высокой степенью сложности.
Программы мониторинга
В случае необходимости этот раздел должен точно определять задачи мониторинга, формулировать проверяемые гипотезы, в нем должен быть сделан выбор ключевых параметров, которые будут подвергаться мониторингу, оценка методов сбора данных, схема формирования статистических выборок и решение относительно частоты и времени сбора данных/регистрации. Проведение в жизнь таких программ мониторинга является следующим шагом после завершения планирования деятельности, даже если фактически деятельность еще не начата.
Меры по смягчению и восстановлению
Поскольку меры по смягчению воздействия и восстановлению обычно нацелены на коррекцию тех или иных аспектов деятельности, информация об этих мерах должна иметь конкретный характер с указанием предлагаемых мер и времени их принятия, а также с перечислением тех выгод (положительных последствий), которые связаны с каждой из индивидуальных мер. Во многих случаях полезно включить этот раздел в текст ПООС.
Идентификация неизбежных воздействий
Признание неизбежных воздействий должно быть включено в любой анализ по воздействиям. Рассмотрение таких воздействий представляет огромную важность, так как наличие неизбежных воздействий может повлиять на решение о том, продолжать или не продолжать предлагаемую деятельность.
Влияние деятельности на научные исследования и другие стороны использования или ценности
С учетом того, что Протокол (995_645)
определяет Антарктику как территорию, посвященную миру и науке, фундаментальным соображением, учитываемым при проведении анализа воздействий, должно быть влияние предлагаемой деятельности на текущие научные исследования или на потенциал того или иного участка для будущих научных исследований.
Идентификация пробелов в знаниях
Фундаментом для процесса оценки является существующий объем знаний (например, эмпирические, теоретические и эпизодические данные и информация). Тем не менее, эти элементы знаний могут носить неполный характер или могут быть окружены различной степени неопределенностью. Критически важно четко определить в оценке те области, где существует такого рода неполнота или неопределенность, и каким образом это обстоятельство учтено в процессе оценки. Это заявление может быть полезным для оценки, поскольку оно четко определяет те моменты, где требуются дополнительные знания.
Авторы документа и консультанты
Данный раздел содержит перечень тех экспертов, с которыми консультировались в ходе проведения оценки, области их компетентности и соответствующая контактная информация. Также должен даваться перечень лиц, которые отвечают за фактическую подготовку документа. Эта информация является важной для рецензентов и для тех, кто принимает решения, так как свидетельствует о достаточности экспертной базы, привлеченной для проведения анализов, необходимых для оценки типов и степени воздействий за счет предлагаемой деятельности. Эта информация также является ценной для проведения будущих оценок по сходным видам деятельности или сходным вопросам.
Ссылки
В этом разделе должны быть перечислены любые ссылки, использованные для проведения оценки. Они могут включать исследовательские или иные научные статьи, используемые для анализа воздействий, или данные по мониторингу, использованные для получения данных об исходных условиях на той территории, где предлагается проведение деятельности. Они также могут включать другие оценки проведения аналогичной деятельности на окружающую среду в других местах или в сходных местах.
Указатель
Поскольку документ ОВОС может быть довольно большим, указатель является ценным подспорьем для читателя.
Глоссарий
В этом разделе содержится перечень терминов и определений, а также сокращений, которые полезны для читателя, особенно если термины не являются общепринятыми.
Титульный лист
ВООС должен содержать титульную страницу или титульный лист с фамилией и адресами человека или организации, которые подготовили ВООС, и адрес, по которому можно направлять замечания (только для проекта документа).
Нетехническое резюме
Документ ВООС должен содержать нетехническое резюме содержания документа. Это резюме должно быть написано понятным языком и включать соответствующую информацию о целях и необходимости предлагаемой деятельности, рассмотренных вопросах и альтернативах, о существующем состоянии окружающей среды и воздействиях, связанных с каждой из альтернатив. Нетехническое резюме может быть также полезным для ПООС.
Наконец, в любом случае (ПООС или ВООС) необходимо принять во внимание ряд соображений относительно написания документа ОВОС, таких как:
- избегать включения не относящейся к делу описательной информации;
- документировать все относящиеся к делу этапы процесса;
- четко описывать методологию, использованную для идентификации воздействий;
- необходимо проводить четкую границу между результатами (идентификация воздействий, меры смягчения и т.д.) и окончательным ценностным суждениям о значимости;
- необходимо надлежащим образом соотносить результаты и выводы.
5. ТРЕБОВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ I В ОТНОШЕНИИ РАССЫЛКИ
5.1. Рассылка ОВОС
В соответствии с приложением I, рассылка требуется только для ВООС. Проект ВООС должен быть сделан общедоступным и распространен среди всех Сторон, которые, в свою очередь, сделают его общедоступным для получения замечаний. Для получения замечаний отводится период продолжительностью 90 дней. Одновременно документ направляется в КООС, и это должно произойти по крайней мере за 120 дней до следующего КСДА, на котором он будет рассматриваться.
5.2. Получение и включение замечаний
Окончательного решения относительно проведения предлагаемой деятельности в зоне действия Договора об Антарктике (995_224)
не принимается, если не было возможности рассмотреть проект ВООС на КСДА с отзывом КООС, при условии, что никакое из решений в отношении проведения предлагаемой деятельности не будет отнесено на более поздний срок в течение времени, превышающего 15 месяцев со дня распространения проекта ВООС. Окончательный ВООС будет содержать ответы на замечания и резюмировать замечания, полученные на проект ВООС. Окончательный ВООС, замечания в отношении любого касающегося его решения и оценка соотношения значимости прогнозируемых воздействий и положительных результатов предлагаемой деятельности распространяется среди всех Сторон, которые также делают их общедоступными по крайней мере за 60 дней до начала проведения предлагаемой деятельности.
Приводимая ниже диаграмма иллюстрирует этот график в отношении ВООС, как это определено в приложении I.
-----------------------------------------------------------------------
|Рассылка| Крайний | КСДА |Окончательное| Рассылка | Начало |
| проекта| срок | | решение о |заключительного|деятельности|
| ВООС | подачи | | проведении | варианта ВООС | |
| |замечаний| |деятельности | | |
| | по | | | | |
| | проекту | | | | |
| | ВООС | | | | |
3 месяца
<--------->
4 месяца 2 месяца
<-----------------> <----------------->
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ В ПРОЦЕССЕ ОВОС
Действие: любой шаг, предпринятый в качестве составной части деятельности.
Деятельность: событие или процесс, которые являются результатом присутствия людей в Антарктике (или связанные с ним) и/или могут привести к присутствию людей в Антарктике (взято из Рабочего совещания по мониторингу СКАР/КОМНАП).
Всесторонняя оценка окружающей среды (ВООС): документ по оценке воздействия на окружающую среду, требуемый для проведения предлагаемых видов деятельности, которые могут иметь более чем незначительное или временное воздействие на окружающую среду Антарктики (Мадридский протокол, приложение I, статья 3 (995_645)
) .
Кумулятивное воздействие: комбинированное воздействие прошлых, настоящих и обоснованно прогнозируемых видов деятельности. Эти виды деятельности могут осуществляться на протяжении определенного времени и на определенном пространстве и могут носить аддитивный или взаимодействующий (синергичный) характер (из Рабочего совещания по кумулятивным воздействиям МСОП). Эта деятельность может подразумевать посещение несколькими операторами или многократное посещение одной территории одним и тем же оператором.
Прямое воздействие: изменение компонентов окружающей среды, являющееся результатом взаимодействия между экспонированной окружающей средой и результатами (деятельности) (из Рекомендаций в отношении ОВОС в Арктике).
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): процесс идентификации, прогнозирования, оценки и смягчения биофизических, социальных и прочих относящихся к этому эффектов предлагаемых проектов и физической деятельности, предшествующий принятию основных решений и взятию обязательств (из Рекомендаций по ОВОС в Арктике).
Экспозиция: процесс взаимодействия между идентифицированным потенциальным результатом и элементом или ценностью окружающей среды (адаптировано из Рабочего совещания по мониторингу СКАР/КОМНАП).
Воздействие: качественное или количественное изменение окружающей среды за счет деятельности человека. Является последствием (например, снижение растительного покрова) действий агента, вызывающего изменение, а не самого агента (например, увеличение вытаптывания) (синоним - эффект) (взято из Рабочего совещания по мониторингу СКАР/КОМНАП).
Косвенное воздействие: изменение компонентов окружающей среды, являющееся результатом взаимодействия между окружающей средой и иными воздействиями (прямыми или косвенными) (из Рекомендаций в отношении ОВОС в Арктике).
Предварительная оценка окружающей среды (ПООС): документ по оценке окружающей среды, требующийся для предлагаемых видов деятельности, которые могут иметь незначительное и временное воздействие (Мадридский протокол, приложение I, статья 2 (995_645)
) .
Смягчение: использование практики, процедур и технологий для сведения к минимуму или предотвращения воздействий, связанных с предлагаемой деятельностью (Практические рекомендации КОМНАП).
Мониторинг: включает стандартизованные процедуры динамических измерений или наблюдений за ключевыми параметрами (результаты и переменные окружающей среды), их статистическую оценку и составление отчета о состоянии окружающей среды для определения ее состояния и тенденций (адаптировано из Рабочего совещания по мониторингу СКАР/КОМНАП).
Оператор: лица или организации, осуществляющие деятельность, которая вызывает воздействие.
Результат: физическое изменение (например, передвижение осадков за счет прохождения транспортного средства, шум) или некая физическая сущность (например, выбросы, интродуцированный вид), произошедшее с окружающей средой или попавшее в окружающую среду в результате действия или деятельности (адаптировано из Рабочего совещания по мониторингу СКАР/КОМНАП).
Предварительная стадия (ПС): процесс, рассматривающий степень воздействия предлагаемой деятельности на окружающую среду до ее начала (см. статью 8 Протокола) в соответствии с адекватными национальными процедурами (Мадридский протокол, приложение I, статья 1 (995_645)
) .
Пропонент: Лица и/или национальные программы, поддерживающие деятельность и отвечающие за подготовку документа ОВОС.
Восстановление (ремедиация): состоит из шагов, предпринимаемых уже после воздействия, чтобы в максимально возможной степени способствовать возвращению окружающей среды в ее исходное состояние.
Неизбежное воздействие: воздействие, дальнейшее смягчение последствий которого не представляется возможным.
7. ЛИТЕРАТУРА
Стратегия охраны окружающей среды в Антарктике, 1997, Рекомендации по оценке воздействий на окружающую среду в Арктике. Устойчивое развитие и утилизация. Министерство окружающей среды Финляндии, Финляндия, 50 стр.
Консультативные совещания Договора об Антарктике, 1991. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (995_224)
(плюс приложения). 11-я. Специальное консультативное совещание по Договору об Антарктике, Мадрид, 22-30 апреля, 17-23 июня 1991 г.
КОМНАП, 1992. Процесс оценки окружающей среды в Антарктике, Практические рекомендации. Болонья (Италия), 20 июня 1991 г., пересмотрено Вашингтон, округ Колумбия (США), 4 марта 1992 г.
Министерство иностранных дел и стран Содружества, 1995. Руководство по оценке окружающей среды в отношении деятельности, проводящейся в Антарктике. Отдел полярных регионов, Южной Атлантики и Антарктики, Лондон.
МСОП - Международный союз охраны природы, 1996. Кумулятивные воздействия на окружающую среду Антарктики. Сведение к минимуму и управление. Под ред. М. де Поотера и Д.С.Далзиелла, Вашингтон, округ Колумбия. США, 145 стр.
Министерство иностранных дел и торговли, 1997. Рекомендации и процедуры для посетителей региона Моря Росса. Министерство иностранных дел и торговли, Новая Зеландия.
СКАР/КОМНАП. 1996. Мониторинг воздействий на окружающую среду за счет научных исследований и операций, проводящихся в Антарктике. Отчет рабочего совещания, 43 стр. И приложения, 1996, Рабочие совещания.
XX КСДА/IP 2, Разработка и понимание концепций Незначительного или имеющего временный характер воздействия, представлено Новой Зеландией.
XXI КСДА/IP 55 Элементы интерпретации Процедуры по оценке воздействия на окружающую среду в приложении I Мадридского протокола (995_645)
, представлено Аргентиной.
XXI КСДА/IP 35 К дальнейшему пониманию термина "незначительный или имеющий временный характер", представлено Новой Зеландией.
XXII КСДА/IP 66 Применение критерия ОВОС о "незначительных или имеющих временный характер воздействиях" в различных регионах Антарктики, представлено Российской Федерацией.
XXII КСДА/WP 19 Оценка воздействия на окружающую среду - роль руководства ОВОС в понимании термина "незначительный или имеющий временный характер", представлено Австралией.
8. СОКРАЩЕНИЯ
АБЦД: Антарктическая база цифровых данных
ООРА: Особо охраняемые районы Антарктики
ОУРА: Особо управляемые районы Антарктики
КСДА: Консультативное Совещание по Договору об Антарктике (995_224)
КСДА: Консультативная Сторона по Договору об Антарктике (995_224)
СДА: Система Договора об Антарктике (995_224)
АНТКОМ: Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (995_045)
ВООС: Всесторонняя оценка окружающей среды
ПМЭС: Программа мониторинга экосистем КОМЖРА
КООС: Комитет по охране окружающей среды
КОМНАП: Совет управляющих национальными антарктическими программами
ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду
ГИС: Географическая информационная система
ГОСЕАК: Группа специалистов по охране окружающей среды СКАР
ИМП: Исторические места и памятники
ПООС: Предварительная оценка окружающей среды
МСОП: Международный союз охраны природы (Всемирный союз защиты природы)
СКАР: Научный комитет по Антарктическим исследованиям
ООР: Особо охраняемый район
УОНИ: Участок особого научного интереса