Консультативное заключение N 01-1/1-08

Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании статей 3-6 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года и статей 2, 3 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года

(24 сентября 2008 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Гришкевич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств (далее - Исполнительный комитет СНГ) обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании статей 3 - 6 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, (997_301) от 12 марта 1993 года (далее - Соглашение от 12 марта 1993 года) и статей 2, 3 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих (997_048) от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года).
Основанием для запроса послужило обращение в Исполнительный комитет СНГ проживающих в Республике Беларусь жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время. В соответствии с Соглашением от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашением от 15 апреля 1994 года (997_048) указанные лица приравнены по льготам к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, однако согласно Закону Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" от 14 июня 2007 года они не отнесены к гражданам, имеющим право на социальные льготы.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, подлежат ли нормы статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) в отношении лиц, указанных в пункте 3 приложения 2, подпункте 1.8 пункта 1 приложения 3, и статей 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) в отношении лиц, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 приложения 1, пункте 4 приложения 2, непосредственному применению на территории государств-участников СНГ.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключения генерального советника Гришкевич О.В., специалистов Игнатенко Г.В., Барбука А.В., изучив и проанализировав нормы Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) , законодательство в области социального обеспечения государств-участников данных соглашений, а также другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Согласно статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров (995_118) от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция 1969 года) толкование статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и статей 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) должно осуществляться "добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора". Кроме того, при осуществлении толкования необходимо учитывать положения законодательства государств-участников соглашений, касающиеся имплементации норм международных договоров.
Соглашение от 12 марта 1993 года (997_301) подписано главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и вступило в силу для указанных государств с момента подписания. Азербайджанская Республика присоединилась к данному Соглашению 28 мая 1997 года.
Цель Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) , как следует из его наименования и преамбулы, заключается во взаимном признании государствами-участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготный проезд для обеспечения их передвижения по территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) установлено, что его действие распространяется на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, которым определены льготы по проезду на соответствующих видах транспорта, согласно приложениям 1-3, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
Пунктом 3 приложения 2 к Соглашению от 12 марта 1993 года (997_301) к лицам, приравненным по льготам на проезд в междугородном транспорте к участникам Великой Отечественной войны, отнесены в том числе родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. В подпункте 1.8 пункта 1 приложения 3 к Соглашению от 12 марта 1993 года в качестве лиц, имеющих право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте, также указаны родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Соглашение от 15 апреля 1994 года (997_048) подписано всеми государствами-участниками Содружества и вступило в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Соглашение устанавливает более широкий по сравнению с Соглашением от 12 марта 1993 года (997_301) объем льгот и гарантий: бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное или с 50-процентной скидкой получение лекарств, льготное обслуживание предприятиями и организациями службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, предоставление льгот при посещении культурно-просветительных учреждений (статья 3).
Неотъемлемой частью Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) являются приложения 1-2, определяющие категории лиц, на которые распространяется действие Соглашения, а также Перечень льгот и гарантий, установленных для них.
Для целей толкования обозначенных в запросе норм Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) Экономический Суд СНГ считает необходимым исходить из следующих положений.
Под непосредственным применением международных договоров в доктрине международного права понимается соблюдение, исполнение и использование субъектами внутригосударственного права (государственными органами, должностными лицами, физическими и юридическими лицами) норм права, содержащихся в международных договорах, а также обеспечение данных норм внутригосударственными средствами правовой, в том числе судебной, защиты.
Норма права, содержащаяся в международном договоре, может применяться непосредственно, если:
1) норма ориентирована на применение субъектами национального права;
2) норма сформулирована четко и определенно;
3) возможность непосредственного применения нормы не исключается участниками международного договора (исключение выражается, как правило, в виде обязательства сторон реализовывать права субъектов внутригосударственного права только через национальное законодательство).
Анализ подлежащих толкованию норм Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) на предмет их соответствия вышеназванным условиям позволяет Экономическому Суду СНГ констатировать следующее.
1. Нормами статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) предоставляются права физическим лицам - родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Статьи 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) помимо других лиц также распространяются на указанную категорию граждан. Это следует из содержания статьи 1 Соглашения от 12 марта 1993 года и пункта 3 приложения 2, подпункта 1.8 пункта 1 приложения 3 к Соглашению, а также статьи 1 Соглашения от 15 апреля 1994 года и подпункта 4.1 пункта 4 приложения 1, пункта 4 приложения 2 к Соглашению.
2. Толкуемые нормы Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) сформулированы определенно и четко, устанавливают конкретные права для названной категории лиц, в связи с чем могут непосредственно применяться субъектами внутригосударственного права.
3. Соглашение от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашение от 15 апреля 1994 года (997_048) не содержат положений, исключающих возможность непосредственного применения содержащихся в них норм.
Таким образом, на международно-правовом уровне отсутствуют какие-либо препятствия для непосредственного применения рассматриваемых договорных положений в национальных правовых системах государств-участников названных соглашений.
Вместе с тем для непосредственного применения толкуемых норм на территории государств-участников Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) необходимо, чтобы национальная правовая система допускала возможность непосредственного применения норм международного договора.
Анализ конституций и иных актов законодательства государств-участников вышеупомянутых Соглашений свидетельствует о том, что национальные механизмы внутригосударственной имплементации международных обязательств названных государств не исключают возможности непосредственного применения норм международных договоров. Более того, законодательство некоторых государств такую возможность прямо предусматривает.
Так, в соответствии с частью второй статьи 27 Закона Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" от 23 октября 1991 года "нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора".
Пункт 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан предусматривает, что "международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 16 июня 1995 года "положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты".
В соответствии с частью второй статьи 4 Закона Республики Таджикистан "О международных договорах Республики Таджикистан" от 11 декабря 1999 года "нормы официально опубликованных международных договоров Республики Таджикистан, не требующих принятия законов для их применения, действуют в Республике Таджикистан непосредственно. Для применения иных положений международных договоров Республики Таджикистан принимаются соответствующие нормативные акты".
Пунктом 1 статьи 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" (1906-15) от 29 июня 2004 года установлено, что "действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства".
Подтверждением возможности непосредственного применения норм международных договоров в рамках внутригосударственной правовой системы в условиях отсутствия прямого указания на это в национальных нормативных правовых актах являются положения конституций и иных актов законодательства государств-участников Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) , включающие международные договоры в правовую систему (систему законодательства) государства (часть вторая статьи 148 Конституции Азербайджанской Республики, часть четвертая статьи 6 Конституции Республики Армения, пункт 3 статьи 12 Конституции Кыргызской Республики и др.).
Следует, однако, отметить, что возможность непосредственного применения норм международных договоров не означает, что государства обязаны реализовывать свои международные обязательства только указанным образом, то есть путем непосредственного применения договорных норм. Такая обязанность существует лишь в отношении императивных норм международного права и обязательств по обеспечению основных прав и свобод человека, а также минимальных стандартов защиты жертв вооруженных конфликтов. Социальные права, закрепленные в Соглашении от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашении от 15 апреля 1994 года (997_048) , к таковым не относятся.
Вопрос о приведении в действие норм международного права на своей территории решается каждым государством самостоятельно. Определение способов выполнения международных обязательств является проявлением государственного суверенитета и составляет внутреннюю компетенцию государства. В силу своих суверенных прав государство осуществляет международные обязательства с учетом национального правопорядка и способами, приемлемыми для данного государства.
Практика применения Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) подтверждает, что выбор механизма реализации норм международных договоров (непосредственное или опосредованное применение) в национальных правовых системах остается за государствами. Об этом свидетельствует полученная Экономическим Судом СНГ из государств-участников информация о выполнении обязательств, предусмотренных указанными соглашениями (Письмо Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения N 1/16-682 от 25 марта 2008 года, Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан N 09-02-10/1090 от 27 февраля 2008 года, Письмо Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики N 13/963 от 6 марта 2008 года, Письмо Министерства социальной защиты, семьи и ребенка Республики Молдова N 01-428 от 6 марта 2008 года, Письмо Министерства социального обеспечения Туркменистана N 1-08/251 от 4 марта 2008 года, Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан N 05-767 от 18 марта 2008 года, Письмо Министерства труда и социальной политики Украины N 34/0/18-08/014 от 19 марта 2008 года).
Таким образом, статьи 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и статьи 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) могут быть реализованы государствами по своему усмотрению как непосредственно - путем признания в национальной правовой системе прав соответствующих категорий лиц на льготы, установленные указанными Соглашениями (отсылки к международному договору), так и опосредованно - путем предоставления соответствующих прав на основании национальных правовых актов в сфере социального обеспечения (инкорпорации договорных норм во внутригосударственную правовую систему).
Экономический Суд СНГ обращает внимание, что независимо от выбора того или иного способа реализации толкуемых норм, государства-участники Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) обязаны обеспечить исполнение своих договорных обязательств как в отношении собственных граждан, так и граждан других государств-участников в соответствии с целями Соглашений.
Проведенный Экономическим Судом СНГ анализ актов законодательства государств-участников Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) , регламентирующих вопросы предоставления льгот и гарантий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, свидетельствует о том, что в основном указанные льготы и гарантии получили закрепление на внутригосударственном уровне. Тем не менее в отдельных государствах в связи с изменением национального законодательства указанные выше категории лиц либо лишены льгот, предусмотренных Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года, либо уровень данных льгот снижен (в связи с заменой льгот, предоставляемых в натуральном виде, денежной компенсацией либо повышением размеров денежного довольствия и т.п.).
Учитывая данные обстоятельства, Экономический Суд СНГ отмечает, что добросовестное выполнение международных обязательств является основой взаимоотношений государств-участников Содружества. Статья 27 Венской конвенции 1969 года (995_118) предусматривает, что "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
Руководствуясь изложенным, а также с учетом выводов, сформулированных ранее в Консультативном заключении N 01-1/2-2000 от 26 июля 2000 года, Экономический Суд СНГ рекомендует государствам добросовестно выполнять обязательства, принятые на себя в соответствии с Соглашением от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашением от 15 апреля 1994 года (997_048) , независимо от избранного государством способа реализации договорных обязательств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ (997_137) и пунктами 127.1, 139, 143 Регламента Экономического Суда СНГ (997_234) , Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.
1. Нормы статей 3 - 6 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, (997_301) от 12 марта 1993 года в отношении лиц, указанных в пункте 3 приложения 2, подпункте 1.8 пункта 1 приложения 3 к Соглашению, и статей 2, 3 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих (997_048) от 15 апреля 1994 года в отношении лиц, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 приложения 1 и пункте 4 приложения 2 к Соглашению, могут применяться непосредственно на территории государств-участников указанных Соглашений с учетом особенностей конкретной национальной правовой системы.
2. Выбор государствами-участниками Соглашения от 12 марта 1993 года (997_301) и Соглашения от 15 апреля 1994 года (997_048) непосредственного либо опосредованного способа применения норм Соглашений на своей территории не освобождает государства от обязанности обеспечить их исполнение.
3. Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства государств-участников Содружества Независимых Государств.
4. Консультативное заключение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств (997_137) от 6 июля 1992 года.
Председатель
Ф.АБДУЛЛОЕВ