ВИЩИЙ АРБІТРАЖНИЙ СУД УКРАЇНИ
 
                          Р І Ш Е Н Н Я
 
 N 1/18 від 12.03.99
     м.Київ
 
 
 
( Рішення скасоване на підставі Постанови Вищого арбітражного суду N 02-7/1-13бпр/1188 ( sp10/054-2 ) (sp10/054-2) від 04.08.2000 )
 
 
   Судья Гусак  Н.Б.,  рассмотрев дело по иску аудиторской фирмы -
общество с ограниченной ответственностью "Діло - Аудит"  (г.Львов)
к Кабинету   Министров   Украины   о   признании  недействительным
постановления КМ Украины от 26 января 1999 года N 85 ( 85-99-п  ) (85-99-п)
        
"О порядке зачисления в Государственный бюджет Украины на 1999 год
части амортизационных отчислений"...
     УСТАНОВИЛ:
     ... следует согласиться с истцом  относительно  отсутствия  у
Кабинета Министров  полномочий  (которые  были  бы  закреплены   в
Конституции ( 254к/96-ВР ) (254к/96-ВР)
        ) на принятие обжалуемого постановления в
целом.
     По мнению  суда,  не  предоставляли  Кабинету Министров таких
полномочий и  те  законы,  во  исполнение  которых  было   принято
обжалуемое постановление.
     Ознакомление с ними приводит к выводу,  что ни один из них не
установил обязательного характера амортизационных отчислений,  что
однозначно установлено обжалуемым постановлением,  и не обязал КМУ
делать это.
     Так, Законом от 29.12.98 г.  ( 371-14 ) (371-14)
        , которым были внесены
изменения в   Закон   "О   налогообложении   прибыли  предприятия"
( 334/94-ВР  ) (334/94-ВР)
        ,  статья  22  которого  была  дополнена  п.22.4  (в
преамбуле к постановлению,  которое оспаривается, ошибочно сделана
ссылка на п.22.3) сказано,  что суммы  амортизационных  отчислений
направляются  в  полном  объеме  на  внедрение  новых  технологий,
обновление  и  реконструкцию  предприятия  (следует   понимать   -
собственного производства предприятий и организаций).
     Что касается   10   процентов   амортизационных   отчислений,
начисленных предприятиями,  учреждениями и организациями всех форм
собственности,  они могут (!) централизовываться в Государственном
бюджете Украины для  реализации  мер  по  структурной  перестройке
экономики.   Конкретный  размер  централизованных  амортизационных
отчислений  устанавливается  Законом  Украины  о   Государственном
бюджете Украины.
     Таким образом, приведенный Закон, регулирующий порядок уплаты
налога на  прибыль,  не  установил  обязательного  отчисления   10
процентов амортотчислений   в   доход   Государственного   бюджета
Украины. Закон тоже не предусмотрел,  что этот вопрос  может  быть
решен в  ином  специальном Законе,  который урегулирует и механизм
(порядок) уплаты амортизационных отчислений,  но и не  предоставил
права Кабинету Министров сделать это, не обязывал его к этому.
     Закон Украины "О  Государственном  бюджете  Украины  на  1999
год" ( 378-14  ) (378-14)
        ,  на  п.5  ст.2  которого также имеется ссылка в
преамбуле обжалуемого постановления,  отнеся  10  процентов  суммы
амортотчислений,  начисленных  предприятиями  и  организациями,  к
доходам Государственного бюджета Украины на  1999  год,  также  не
предусмотрел обязательного характера их уплаты,  не обязал КМУ, не
предоставил   ему   соответствующих   полномочий    на    принятие
постановления,  которым  будут предусмотрены обязанности и порядок
уплаты амортизационных отчислений.
     Из содержания  статьи  67 Конституции ( 254к/96-ВР ) (254к/96-ВР)
         следует,
что обязанность уплачивать налоги и сборы в установленных  порядке
и размерах возникает тогда, когда они установлены законом.
     О том,  что  ставки  налогов,  механизм  (порядок)   взимания
налогов и  сборов  не могут устанавливаться или изменяться другими
законами Украины кроме законов о налогообложении, сказано и в ст.1
Закона Украины  "О  системе  налогообложения"  ( 1251-12 ) (1251-12)
        .  Любые
налоги и сборы (обязательные платежи),  которые вводятся  законами
Украины, должны быть включены в этот Закон.
     В исчерпывающем перечне общегосударственных и местных налогов
и сборов,  который  приведен в статьях 14 и 15 упомянутого Закона,
амортизационные отчисления отстутствуют.
     По мнению   суда,   это  обстоятельство,  наряду  с  другими,
является доказательством следующего:
     1) законодатель   такого   налога  или  сбора  (обязательного
платежа) в установленном порядке не принимал;  2)  действующие  на
момент рассмотрения  спора судом законы не обязывают уплачивать 10
процентов амортизационных  отчислений  в  доход   госбюджета;   3)
постановление    Кабинета    Министров,   которым   это   сделано,
противоречит законам Украины,  в  том  числе  тем,  во  исполнение
которых  оно  принято;  4) в настоящее время такая уплата является
добровольным делом предприятий и организаций.
     Оценив собранные  по  делу  доказательства в их совокупности,
суд приходит к выводу о том,  что обжалуемое постановление принято
Кабинетом Министров   Украины   вопреки   требованиям  Конституции
( 254к/96-ВР  ) (254к/96-ВР)
        ,  законам  Украины,  с   превышением   собственных
полномочий,  без соответствующего полномочия, поручения, а поэтому
оно должно быть признано судом недействительным.
     Суд не    признает   это   постановление   неконституционным,
поскольку это - компетенция  Конституционного  Суда  Украины  (п.1
ст.150 Конституции Украины);  не отменяет его, так как такое право
принадлежит  Президенту  Украины  (п.16  ст.106  Конституции);   а
признает  его  недействительным,  то  есть  противоречащим законам
Украины в соответствии со ст.55,  124 Конституции Украины,  ст.12,
14 АПК Украины ( 1798-12 ) (1798-12)
        .
     Представленные ответчиком и его представительницей  доводы  в
обоснование безосновательности  требований  истца  не нашли своего
подтверждения  в ходе судебного заседания.
     На основании   приведенного,   руководствуясь   ст.82-85  АПК
Украины, суд РЕШИЛ:
     1. Иск удовлетворить.
     Признать недействительным  постановление  Кабинета  Министров
Украины N  85  от 26.01.99 г.  ( 85-99-п ) (85-99-п)
         "О порядке зачисления в
Государственный бюджет Украины на 1999 год  части  амортизационных
отчислений".
     2. Обязать    Кабинет    Министров    Украины    обнародовать
(опубликовать) резолютивную  часть  решения  в  том же порядке,  в
каком было опубликовано признанное недействительным постановление.
     Издать приказ,  направив  его на исполнение в Государственную
исполнительную службу  того   района,   на   территории   которого
находится Кабинет Министров Украины.
 
 Судья                                                   Н.Б.Гусак
                    (Документ с сокращениями)
 
 "Бизнес" N 12, 22 марта 1999 года